НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Медведева О.С. воспитатель детского сада
МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка»
Аннотация. Представлена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду. Раскрыты такие понятия, как патриотизм и нравственность. Описаны основные методы и задачи нравственно-патриотического воспитания.
Ключевые слова: Нравственность, патриотизм, воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, детский сад, дидактические игры, беседа, тематические мероприятия.
Нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи становится главным элементом работы детских образовательных учреждений, так как такие фундаментальные понятия, как нравственность и патриотизм, нужно закладывать с самого детства. Педагогическая наука и практика отводят этому вопросу значительное место, уделяя внимание различным методам и подходам.
Слово «нравственность» вошло в русский язык в 1789 году и появилось в Словаре Российской Академии. Его значение было напрямую заимствовано из французского слова «morale». Согласно определению в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, мораль – это набор принципов, по которым человек руководствуется, принимая свои решения[1].
Понятие "патриотизма" произошло от изначального греческого термина "patria", что буквально означает родина. Патриотизм, в простых словах, представляет собой безграничную привязанность к своей Родине, языку, традициям и национальной культуре[2].
Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду осуществляется с помощью системы мероприятий, которые направлены на формирование у детей чувства долга перед родной страной, национального самосознания и готовности защищать свою Родину. Важным аспектом этого процесса является приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, при помощи которых формируется его мировоззрение[3].
Эффективность нравственно-патриотического воспитания определяется опытом нравственных отношений и коммуникации, характеризующимися способностью к содействию и сотрудничеству, умением понять и принять позицию другого человека, потребностью гармонизировать свою деятельность и отношения с окружающим миром, а также привязанностью к культуре и родным местам.
Целью патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является развитие у детей любви к отечеству, ответственного отношения к природе и окружающим людям, а также формирование устойчивой связи между поколениями. Достижение этих целей возможно благодаря целенаправленной и систематической работе с ребенком[3].
Для реализации нравственно-патриотического воспитания в детском саду используются различные методы, включая игры, занятия, организацию тематических мероприятий и проведение бесед. Применение таких подходов позволяет создать благоприятную образовательную среду, способствующую развитию патриотических чувств и ценностей у детей[4].
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций и воспитательной силы. Играя, дети активно переосмысливают накопленный нравственный опыт. В игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать план, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать свои эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.
Дидактическая игра может познакомить детей с современной жизнью в форме нравственного опыта. Игры по нравственно-патриотическому воспитаниюспособныактивизироватьразличныевидыдеятельностидетей(мышление,чувства,,сопереживание,поискположительныхпутейрешенияигровыхзадач,подчинениеигровымусловиям и ситуациям, взаимоотношения детей в игре).
Пример игр, которые можно использовать ежедневно на прогулках или на занятиях в группе представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Игры, направленные на нравственно-патриотическое воспитание детей
Название игры | Цель | Материал | Ход игры |
Мой адрес | Формирование у детей такого умения, как знание своего адреса, вплоть до улицы и подъезда | Мяч | Дети встают в круг. Воспитатель становиться в центре круга и каждому кидает или передаёт мячик со словами «Я живу в городе…, Я живу на этаже под номером», ребенок продолжает называя свой ответ |
Добро-это… | Научить детей различать добро и зло на примере поступков, дел и отношений | Картинки с иллюстрациями | Воспитатель показывает детям различные картинки хороших и плохих поступков, дел и т.п. Ребенок определяет хорошие и плохие поступки и т.п. и высказывает свое мнение, почему он так решил |
Немаловажную роль в нравственно-патриотическом воспитании играют тематические мероприятия. Через них ребенок лучше осознает свою родину, страну, природу, базовые нравственные понятия и т.п. Много мероприятий в детском саду приурочены к государственным праздникам: День Победы, День народного единства, День защитника Отечества, День России. На эти мероприятия дети учат различные стихотворения, песни и танцы, посвящённые родине, стране или природе, что способствует лучшему усвоению и понимаю патриотизма и нравственности.
Эффективным методом нравственно- патриотического воспитания является беседа. Беседа с дошкольниками— это, прежде всего, средство систематизациии уточнения представлений, полученных ребенком в результате наблюдений, общения и деятельности в повседневной жизни. Беседуя, педагог помогает ребенку полнее и глубже осознать действительность, обращает внимание на то, чторебенок не до конца осознает. Поэтому беседа играет важную роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. С помощью бесед на различные нравственно-патриотические темы дети могут формировать в своем воображении образы и представления о Родине, развивать патриотические чувства, воспитывать интерес и уважение к людям, их культуре и деятельности.
Патриотическоевоспитаниеможетбытьуспешнымтольковтомслучае,еслипедагогизнаютилюбятисторию своей страны и своего города. Воспитатели должныуметьвыбиратьтакиезнания, которые будутпонятныдетям дошкольноговозрастаивызовутунихчувстворадостии гордости.
Список используемой литературы