Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4»
ПРОГРАММА
«В МИРЕ ДРУЖБЫ»
(профилактика буллинга и моббинга в начальной школе)
Составила : Кузакова Наталья Леонидовна
учитель начальных классов, 1 кв. категории
г. Железногорск-Илимский
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема буллинга и моббинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте, так и во взрослой жизни. Что такое моббинг? Моббинг- это преимущественно групповые формы притеснения ребёнка. Буллинг предполагает травлю одного ребёнка другим(буллинг (англ., bulling от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник).И моббинг, и буллинг определяются, как длительный процесс сознательного жестокого физического или психического воздействия со стороны одного или одних лиц на других. Актуальность проблемы профилактики буллинга и моббинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой. Буллинг и моббинг начинают принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг. Современным детям, являющимися «жертвами» буллинга или моббинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. Результаты буллинга могут быть самыми разными: от неуспешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы. На данный момент на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит создать комфортную развивающую образовательную среду, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Поэтому как никогда важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Особое внимание на сегодняшний день заслуживает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации появилась необходимость разработки программы по профилактике буллинга. Название программы «В мире дружбы» неслучайно. Цели, задачи и принципы программы направлены на создание благоприятной атмосферы для успешной социализации и раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.
Цель данной программы: создание комплексной психолого-педагогической системы профилактики буллинга и моббинга, как условия обеспечения психологически безопасной образовательной среды; коррекционно-развивающих мероприятий с субъектами образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги, специалисты сопровождения); создание благоприятной атмосферы для успешной социализации и раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка; сохранение физического, психического и социального здоровья.
Задачи программы:
-Профилактика всех форм насилия над младшими школьниками дома, в образовательной организации, в общественных местах;
-Развитие коммуникативных умений: общаться, договариваться, прислушиваться к чужому мнению, сотрудничать;
- Развитие и совершенствование у младших школьников навыков саморегуляции, самоконтроля;
-Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и осведомлённости в разных трудных жизненных ситуациях;
- Формирование адекватного представления об агрессии, буллинге, моббинге и способах противостояния им у всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители).
-Создание психолого-педагогических условий для формирования дружного, сплоченного классного коллектива.
- Развитие личностных качеств, препятствующих проявлению буллинга и моббинга у обучающихся (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия и др.).
- Обучение учащихся различным формам противостояния агрессии, буллингу, моббингу среди сверстников.
- Предоставление квалифицированной психологической помощи участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях, связанных с насилием.
Принципы реализации программы таковы:
- Приоритет интересов обучающегося, «на стороне ребенка» – при анализе проблемы обучающегося задача специалиста – решить проблемную ситуацию с максимальной пользой, в первую очередь, для ребенка.
- Непрерывность профилактики – доступность помощи психолога, социального педагога, классного руководителя и других педагогов.
- Многофункциональность – комплексный подход в решении каждой конкретной проблемы обучающегося(просвещение, профилактика, диагностика, коррекция и развитие, анализ и прогнозирование.
- Вариативность – реализация профилактики в соответствии индивидуальными потребностями и возможностями обучающегося, конечной целью которого является наиболее эффективное его включение в социальную ситуацию жизнедеятельности.
- Экологичность – движение от простого к сложному, опора на реальные личностные достижения обучающегося.
- Научная обоснованность – учет психологических закономерностей развития и формирования личности
Основными направлениями и формами реализации программы являются:
– психолого-педагогическая диагностика;
– просвещение, реализуемое через групповые и индивидуальные консультации для родителей, информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса, вербальные, наглядные и интерактивные формы работы с обучающимися;
– коррекционно-развивающая работа;
-организационно-координирующая деятельность, предполагающая совершенствование содержания работы специалистов и служб сопровождения образовательного учреждения;
– методическая помощь как создание условий для постоянного развития профессионализма специалистов сопровождения и других категорий педагогических работников в области обеспечения психологической безопасности образовательного процесса;
– исследовательская деятельность, подразумевающая поиск наиболее эффективных диагностических и корректирующих методов
Данная программа составлена на основе нормативно-правового базиса:Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г). Закон РФ «О защите прав детей» Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены». Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г). Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление. Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Уголовный закон в главе 16 УК (Преступления против жизни и здоровья)
Программа «В мире дружбы» рассчитана на 1-4 классы. В 1-2 классах программа реализуется в течение 13 недель в год , при проведении 1 мероприятия в месяц с детьми и одного мероприятия с родителями в четверть, в 3-4 классах реализуется в течение 32 недель 1 мероприятие в две недели, всего 16 мероприятия в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Информирование детей и их родителей в области профилактики буллинга(моббинга) у младших школьников;
2. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации;
3. Профилактика буллинга(моббинга) в школьной среде;
4. Осознание детьми и их родителями воздействия травли на социально- психологическое и физическое здоровье младших школьников.
5. Уменьшение количества учеников, подвергающихся буллингу в образовательном учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
В начальной школе профилактика буллинга и моббинга осуществляется через обеспечение социально-психологической адаптации обучающихся к школьному обучению, через формирование детского коллектива, организацию общеклассных дел, коррекцию школьной дезадаптации, через работу с родителями. Для профилактических бесед в 1 и 2 классах эффективным методом будет: использование антибуллинговых сказок. Эти сказки важны даже тем детям и родителям, которые не столкнулись с буллингом или моббингом лично. А может просто не знают, что то, что с ними происходит – это есть буллинг( моббинг). Кому-то кажется, что буллинг( моббинг) это только если бьют и издеваются, но на самом деле это явление очень многогранно. И ещё очень здорово, когда ребенок, зная о том, как может проявляться нездоровое поведение, может и на себя посмотреть критически, и на своё окружение. Действительно, а если обижают не его, но его друга? А что если злодей он сам? Сказки дают много информации об этом отвратительном явлении. Дети узнают какие бывают виды буллинга( моббинга) и как может вести себя агрессор и что очень важно, почему он так поступает. Сказки дают хорошие советы, как распознать это отвратительное явление, защищаться и помочь другим. И конечно самое главное правило: не молчать! Всегда обращаться к взрослым, даже если кто-то не поверит, говорить другим. Часто бывает, что дети не хотят делиться проблемами в школе, но в этих сказках так хорошо описаны ситуации, в которые попали сказочные герои, что ребенку они просто могут откликнуться и внимательный родитель заметит это. Это поможет родителю начать разговор о том, что ребенка тревожит. В 3-4 классах работа по профилактике буллинга( моббинга) продолжается. В содержании программы появляются классные часы, общешкольные дела, родительские собрания и т.п. Программа деятельности педагога по профилактике буллинга у обучающихся 3-4 классов построена по следующим направлениям:
-работа с детьми (классные часы, коллективно-творческие дела, экскурсии);
-работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые уроки);
-совместная работа с родителями и детьми (экскурсии)
-информирование детей и родителей (буклеты, памятки).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 класс
СКАЗОЧНЫЙ БУЛЛИНГ( работа с учащимися) | ||
№ | Название сказки, автор | Дата мероприятия |
1. | Т. Куриленкова « Сказка про шапку - невидимку» | |
2 | Т. Куриленкова «Как птицы страуса летать учили» | |
3 | Т. Куриленкова «Сказка про расстроенную Сашу и муравьев» | |
4 | Т. Куриленкова «Сказка о зайчике Трусолапике» | |
5 | Т. Куриленкова «Сказка про муркиных котят» | |
6. | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | |
7 | Юлия Лавринченко « Сказка про зайчика, коорого часто дразнили» | |
8 | Ирис Ревю « Сказка про ребенка, который обижает других детей. | |
9 | Шарль Перро «Золушка» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
№ | Форма проведения мероприятия | Тема мероприятия | Дата |
1 | Родительское собрание | «Что такое буллинг и моббинг» | |
2. | Консультация с детским психологом. | Результаты диагностики «Что делать если...» | |
3 | Родительское собрание | «Семейное воспитание»( обмен опытом) | |
4 | Тренинг. | «Не допустим беды!» |
2 класс
СКАЗОЧНЫЙ БУЛЛИНГ( работа с учащимися) | ||
№ | Название сказки, автор | Дата мероприятия |
1. | Х.К. Андерсен « Гадкий утёнок» | |
2 | Анатолий Резников «Приключение Кота Леопольда» | |
3 | А.Токмакова( психолог) «Как бабка – Ёжка дружить научилась»» | |
4 | Олеся Емельянова «Лесная братва» ( басня) | |
5 | Терапевтическая сказка. «Сказка о девочке, которая помогла своему обидчику стать добрым.» | |
6. | А.Токмакова (психолог) «Сказка про злюку». | |
7 | А. Токмакова ( психолог) «Вымышленная принцесса» | |
8 | Черная кошка в таинственном саду" | |
9 | "Девчачьи игры"(сказки про совёнка) |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
№ | Форма проведения мероприятия | Тема мероприятия | Дата |
1 | Родительское собрание | «Виды буллинга .» | |
2. | Консультация с детским психологом. | Драма- терапия. Ролевые игры. | |
3 | Родительское собрание | «Семейное воспитание»( обмен опытом) | |
4 | Тренинг. | «Не допустим беды!» |
3 класс
№ | Форма проведения мероприятия | Тема мероприятия | Дата |
1 | Классный час | «Мир начинается с уважения» | |
2. | Классный час | «Всё в наших руках» | |
3 | Экскурсия в библиотеку | «Путешествие в страну Читалию» | |
4 | Акция | «День доброты» | |
5 | Классный час | «Доброта творит чудеса» | |
6 | Коллективно-творческое дело | «Верные друзья» | |
7 | Родительское собрание | «Проявление буллинга у младших школьников» | |
8 | Консультация с детским психологом | «Вопрос и Ответ» | |
9 | Родительское собрание | «О правах ребенка на защиту от любой формы насилия» | |
10 | Тренинг | «Я и мой ребёнок» | |
11 | Выставка рисунков | «Увлечения моей семьи» | |
12 | Спортивный праздник | «Веселые старты» | |
13 | Классный час | «Земля – наш общий дом» | |
14 | Классный час | «Памяти павших, будьте достойны!» | |
15 | Дискуссия | Как предупредить и преодолеть буллинг. | |
16 | Классный час | «Вражда не делает добра» |
4 класс
№ | Форма проведения мероприятия | Тема мероприятия | Дата |
1 | Классный час | «С детства дружбой дорожить» | |
2. | Просмотр мультфильма | «Большой и Добрый Великан» | |
3 | Классный час | «Уважай своё время и время других» | |
4 | Викторина | «Как вести себя в обществе» | |
5 | Классный час | «Мы в ответе за тех кого приручили» | |
6 | Коллективно-творческое дело | «Мы едины» | |
7 | Родительское собрание | «Проявление буллинга у младших школьников» | |
8 | Консультация с детским психологом | «Задай вопрос и получи ответ» | |
9 | Родительское собрание | «Психология поведения участников буллинга» | |
10 | Беседа | «Что делать, если ваш ребёнок вовлечен?» | |
11 | Проекты | «Семейные праздники» | |
12 | Спортивный праздник с родителями | «Зарница» | |
13 | Выставка поделок | «Я и природа» | |
14 | Откровенный разговор | «Хорошо ли мне в школе, и школе от меня» | |
15 | Выступление школьного библиотекаря | Что вы знаете о буллинге?( рекомендации по чтению литературы о буллинге) | |
16 | Родительское собрание | «Как остановить травлю ребёнка» |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Т. Куриленкова Рыжий лисёнок . Сказкотерапия на каждый день . Цикл из 19 Антибуллинговых терапевтических сказок- скажем буллингу «Нет»
2.Аверьянов, А. И. Буллинг как вызов современной школе [Электронный ресурс] / А. И. Аверьянов. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Абрамова. – М., 1997. – 375 с.
4. Бердышев, И. Лекарство против ненависти [Текст] / Илья Бердышев // Первое сентября. – 2005. – № 18. – 3 с.
5. Бердышев, И. С., Нечаев, М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: Практическое пособие для врачей и социальных работников / Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный цент «Семья». 2005. [Электронный ресурс] / Бердышев, И. С., Нечаев, М. Г. – Режим доступа: http://old.homekid.ru/bullying/contens.html.
6. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] / Павел Блонский. – Москва : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК». – 1997. – 578 с.
7. Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной
среде [Текст] / Н. С. Бобровникова // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – 759 –761 с.
8. Бочаров, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Текст] / А. А. Бочаров, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10 – № 3. – 149 – 159 с.10. Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников [Текст] / М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. – 2012. – № 5. – 139 – 150 с.
9. Быковская, Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика
10. Воликова, С. В., Калинкина, Е. А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. – № 4 (88) –138 –161 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – Москва : Педагогика, 1984. – 432 с.
12. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга [Текст] / О. Л. Глазман // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 105. – 159 –165 с.
13. Гриненко, Д. Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д. Н. Гриненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – 70 – 75 с.
14. Гришаева, Н. А. Буллинг в школе [Электронный ресурс] / Н. А. Гришаева // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. – [Электронный ресурс] / Гришаева, Н. А. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8175/.
15. Жукова, М. В. Особенности младшего школьника с отклоняющимся поведением [Текст] / М. В. Жукова // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 5657 Сер. 3, Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. – Челябинск, 2003. – № 17. – 90 – 104 с.
16. Жукова, М. В. Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников [Текст] / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9. – 48–53 с. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003.
17. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Евгений Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2014 – 368 с.
18. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / К. О. Казанская. – Москва : А – Приор, 2010. − 160 с.
19. Клюева, Н. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Надежда Клюева. – Москва : Владос – Пресс, 2013. – 400 с.
20. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – 15–18 с.
21. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Лэйн, Д. А. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414.
22. Менделевич, В. Д. Психология девиатного поведения [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / Владимир Менделевич. – Санкт-Петербург : Издательство Речь, 2008. – 445 с.
23. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Москва : Олма-пресс, 2009. – 667 с.
24. Молчанова, Д. В. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта [Текст] / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова//Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
25. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] / Елена Ожиева. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm. 26. Бим–Бад, Б. М. Психология и педагогика: просто о сложном [Текст] : популярные очерки и этюды / Борис Бим-Бад. – Москва : Изд–во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. ─ 144 с.
27. Реан, А. А. Новикова М. И. [Текст] : статья «Анамнез буллинга.
Каковы семейные предпосылки школьной травли». [Электронный ресурс] /Реан, А. А. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/234510072.html
28. Руланн, Э. Г. Как остановить травлю в школе : Психология моббинга [Текст] / Эрлинг Руланн. – Москва : Генезис, 2012. – 264 с.
29. Школа без насилия. Методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – М. : АНО «ЦНПРО». – 2015.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2019. − 53 с.
31. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность : 100 ответов на родительские «почему?» [Текст] / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 160 с.
32. Шалагинова, К. С. К вопросу необходимости предупреждения буллинга в современной начальной школе: от обоснования к реализации превентивной деятельности [Текст] / К. С. Шалагинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11. – 305 – 310 с.