Статья «Условия правильного воспитания в семье»
Мырченкова Ольга Николаевна - воспитатель МБДОУ детского сада№51 «Золотой орешек» г. Пятигорска
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Таким образом, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что «…воспитание детей – самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребёнка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом.
Эффективными условиями правильного воспитания детей в семье можно считать:
-авторитет и личный пример родителей;
-педагогический такт родителей;
-культура быта в семье;
-знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.Авторитет и личный пример родителей.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всём и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не даётся от природы, не создаётся искусственно, не завоёвывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста подражательность и конкретность мышления. Дети безотчётно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным условием в создании авторитета является также небезразличное, уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявления к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям.
Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность и поощрения, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствовать укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
2.Педагогический такт родителей.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.
Он предполагает соблюдение равновесия в любви строгости, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребёнка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей - с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые к ребёнку в детском саду и семье, способствуют выработке положительного динамичного стереотипа поведения . При этом ребёнок испытывает меньшие трудности в процессе овладения нравственными нормами и привычками поведения, легче осваивает навыки учебной и трудовой деятельности, правила общения с окружающим.
3.Культура быта в семье.
В понятие культурного быта включаются взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать свои поступки, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют на мысли. Беседы с ребёнком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, наркомания, предрассудки и суеверия.
На воспитание детей в семье влияют и внешние условия культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
4.Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Знание особенностей детей позволяют родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.
Специальные педагогические знания помогают родителям развивать в детях пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Осведомлённость родителей о физиологических и психологических особенностях детей начиная с раннего возраста помогают им не только заботиться о жизни и охране здоровья ребёнка, но и целенаправленно развивать движения, культурно –гигиенические навыки, речь, деятельность общения.
Неразрывная взаимосвязьвзаимодействие семьи и детского сада,семейного и общественного воспитания, единство целей и задач этих двух взаимно обусловленных сторон воздействия на ребёнка, выдвигают как первостепенную задачу – повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей –этодлительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания, а целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствует повышению воспитательного процесса семьи и тем самым обеспечивает условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка.
Используемая литература:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994
2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании. - М. Педагогика,1985
3. Закон РФ «Об образовании»
4.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М., Просвещение 1990
5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
6.Фромм А. «Азбука для родителей»- Москва, 1994
7. Интернет- ресурсы:
http://zavodila.com/otdyx/psychology/semejnaya/usloviya-uspeshnogo-vospitatelnogo-processa-v-seme
/http://www.bestreferat.ru
/https://docviewer.yandex.ru/