Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер - класс «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»

Цель мастер-класса познакомить с приемами формирования читательской грамотности дошкольников. Задачи мастер- класса 1. изучить навыки и компоненты, раскрыть алгоритм и ошибки формирования читательской грамотности 2. описать и представить в каких направлениях можно двигаться, типы вопросов к детям дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Моршанский район Тамбовской области

МАСТЕР-КЛАСС

«Читательская грамотность–

основа функциональной грамотности дошкольника»

Подготовила:

воспитатель

Елизарова Т.Г .

2023

МАСТЕР-КЛАСС

«Читательская грамотность–

основа функциональной грамотности дошкольника….»

 «Не внушайте чего-либо вашим детям.

Научите их думать самостоятельно,

тому, как оценивать доказательства

 и как не соглашаться с вами».

Ричард Докинз.

Цель мастер-класса: познакомить с приемами формирования читательской грамотности дошкольников.

Задачи мастер- класса:

Столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека.

Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мастер-классе. Его тема: «Читательская грамотность - основа функциональной грамотности дошкольников». 

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста.

Для начала разберем, что значит читательская грамотность. «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

Функциональная грамотность включает в себя:

-формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

-формирование речевой активности детей;

-формирование естественно-научных представлений;

- формирование креативного мышления;

-формирование толерантности на уровне дошкольного образования.

То есть все эти направления учат детей понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Давайте и мы сегодня с Вами попробуем развить эти направления, через тексты сказок (раздача направлений). Для того, чтобы было всем понятно разберем на примере сказки «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена.

С целью формирования предпосылок читательской грамотности, какие можно задать вопросы?(Общее впечатление о прочитанном)

- читательская грамотность (вопросы по тексту)

Где сидела на яйцах утка?

Какие утята у нее вылупились?

Как отнеслись обитатели птичьего двора к утенку?

Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? И т.д.

- математическая грамотность С целью формирования математической грамотности мы можем посчитать сколько было?…….

А давайте посчитаем сколько утят вылупились у мамы-утки?

Потом прибавим еще 1 утенка, сколько в сумме получилось? И т.д.

Распределить утят по размеру.

С целью формирования толерантного направления мы можем обсудить поведение и отношение к утёнку

- толерантное направление

Принимать всех такими, какие они есть, потому что внешность не главное. Любить нужно ближних не за красивую внешность, а за поступки и доброе сердце.

С целью формирования ЕСТ-НАУЧНОГО направления Мы можем описать главных героев сказки.

-естественно-научное направление

Кто был главным героем этой сказки? (утенок)

Это птица или животное? (птица)

Эта птица перелетная или домашняя? (домашняя)

А каких еще вы знаете домашних птиц?

А каких вы знаете перелетных птиц?

А почему они перелетные?

А каких вы птиц знаете оседлых?

И т.д.

С целью формирования( даёт нам возможность фантазировать и придумывать другие идеи)

- креативное мышление

Что бы произошло, если бы гадкий утенок остался с мамой-уткой с самого рождения?

Сейчас я вам раздам листы с заданиями к сказке . «Цветик-семицветик» В.Катаева)

Цветик-семицветик» В. Катаев (6-7 лет)

Девочка Женя отправилась в магазин за баранками. Но она была довольно рассеянная, шла и по дороге ворон считала. Сзади нее пристроилась собака и съела все баранки. Женя погналась за собакой и очутилась в незнакомом месте. Она заблудилась и попала в волшебный сад, где обыкновенная с виду женщина (а это была, конечно, волшебница) дарит ей цветик-семицветик с семью разноцветными лепестками. Оторвав один из них, девочка может загадать желание, которое исполнится. Женя сразу же пожелала оказаться дома с баранками, а затем склеить разбитую ею нечаянно вазу. Потом она побывала на Северном Полюсе, где изрядно продрогла, и вернулась домой. Девочка заказала себе игрушку, и все куклы мира, пища и лепеча, машинки, самолетики и разные игрушки потянулись к ней.

Женя потратила шесть лепестков на свои желания, которые были, откровенно говоря, бесполезными. И только последний лепесток она потратила с умом, проявив доброту и щедрость. Она пожелала, чтобы хромой мальчик Витя стал здоровым. И это желание исполнилось!

Дети вместе стали бегать и играть.

Вопросы для формирования функциональной грамотности

- читательская грамотность (вопросы по тексту)

1. Кто был главным героем в этой сказке?

2.Кого она встретила по дороге?

3.А кого она встретила?

4. Куда она всё время попадала( в неприятности)_____________________________________________________________

- математическое направление

1. Что девочка Женя считала? (лепестки у цветка)

2. А сколько у него было лепестков?

3. ________________________________________________________________

-финансовая грамотность

1. Купить в магазине не бьющуюся вазу.

2. Нужно ли покупать так много игрушек?

3.А сколько лепестков у неё было?

4.А что ещё считала Женя?

________________________________________________________________

- толерантное направление

1. Нужно всегда делится со своими вещами, не нужно быть жадным

2. Нужно быть добрым и милосердным, нужно учиться помогать людям, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

3. ________________________________________________________________

- естественно-научное направление (игрушки, продукты питания, животныеСевера, цветы)

1. Что захотелось Жене в первую очередь? (пойти домой с баранками)

2. Что такое баранки? (еда)

3. _А какие вы ещё знает ехлебобулочные изделия?

_4. А где побывала Женя?

5. А кто живёт на северном полюсе?______________________________________________________________

- креативное мышление

1. Чтобы случилось с Женей, если бы она не увидела бабушку?

2. Если бы у Вити был Цветик-Семицветик, то пожелал ли бы он в первую очередь что-то для себя или захотел бы помочь кому-то другому?

3. ________________________________________________________________

Красный лепесток «Узнайте сказку»

Оранжевый лепесток « Скажите правильно»

Жёлтый лепесток (Чёрный ящик)

Зелёный лепесток «Сказочные загадки»

Ну, совсем, как человечек

Скок, скок, за кусток

И молчок (Муха-Цокатуха)

И с чудовищем сразится

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую.(Тараканище)

К морю синему пошли

Море синее зажгли

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит.(Путаница)

Не ходи за ворота

Кто на улицу попал

Заблудился и пропал. (Краденное солнце)

К самовару подбегаю

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.( Мойдодыр)

Голубой лепесток «Угадайте сказку по набору слов»

(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

(Сказка о попе и ратнике его Балде)

(Сказка о Золотом петушке)

(Сказка о царе Салтане)

Синий лепесток «Назовите главного героя сказки»

Плавает, ныряет, желания исполняет.

(Золотая рыбка)

Чуть опасность, где видна, он очнётся ото сна

И кричит «Кука-ру-ку! Царствуй лёжа на боку!

(Петушок золотой гребешок)

Никому оно не льстит

А любому правду скажет.

У него царица спросит.

Я ль на свете всех милее

И румяней и белее

(Зеркало)

Семью кормил, вставал по утру рано,

Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать

Придумал его к бесам за оброком послать

(Балда)

Там под ёлкою высокой

Звонко песенки поёт

Золотой орех грызёт

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает

И засеян двор большой

Золотою скорлупой.

(Белка)

Фиолетовый лепесток «Сказочный калейдоскоп»

( Дуб)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области