Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Моршанский район Тамбовской области
МАСТЕР-КЛАСС
«Читательская грамотность–
основа функциональной грамотности дошкольника»
Подготовила:
воспитатель
Елизарова Т.Г .
2023
МАСТЕР-КЛАСС
«Читательская грамотность–
основа функциональной грамотности дошкольника….»
«Не внушайте чего-либо вашим детям.
Научите их думать самостоятельно,
тому, как оценивать доказательства
и как не соглашаться с вами».
Ричард Докинз.
Цель мастер-класса: познакомить с приемами формирования читательской грамотности дошкольников.
Задачи мастер- класса:
Столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека.
Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мастер-классе. Его тема: «Читательская грамотность - основа функциональной грамотности дошкольников».
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
Для начала разберем, что значит читательская грамотность. «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:
Функциональная грамотность включает в себя:
-формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
-формирование речевой активности детей;
-формирование естественно-научных представлений;
- формирование креативного мышления;
-формирование толерантности на уровне дошкольного образования.
То есть все эти направления учат детей понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Давайте и мы сегодня с Вами попробуем развить эти направления, через тексты сказок (раздача направлений). Для того, чтобы было всем понятно разберем на примере сказки «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена.
С целью формирования предпосылок читательской грамотности, какие можно задать вопросы?(Общее впечатление о прочитанном)
- читательская грамотность (вопросы по тексту)
Где сидела на яйцах утка?
Какие утята у нее вылупились?
Как отнеслись обитатели птичьего двора к утенку?
Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? И т.д.
- математическая грамотность С целью формирования математической грамотности мы можем посчитать сколько было?…….
А давайте посчитаем сколько утят вылупились у мамы-утки?
Потом прибавим еще 1 утенка, сколько в сумме получилось? И т.д.
Распределить утят по размеру.
С целью формирования толерантного направления мы можем обсудить поведение и отношение к утёнку
- толерантное направление
Принимать всех такими, какие они есть, потому что внешность не главное. Любить нужно ближних не за красивую внешность, а за поступки и доброе сердце.
С целью формирования ЕСТ-НАУЧНОГО направления Мы можем описать главных героев сказки.
-естественно-научное направление
Кто был главным героем этой сказки? (утенок)
Это птица или животное? (птица)
Эта птица перелетная или домашняя? (домашняя)
А каких еще вы знаете домашних птиц?
А каких вы знаете перелетных птиц?
А почему они перелетные?
А каких вы птиц знаете оседлых?
И т.д.
С целью формирования( даёт нам возможность фантазировать и придумывать другие идеи)
- креативное мышление
Что бы произошло, если бы гадкий утенок остался с мамой-уткой с самого рождения?
Сейчас я вам раздам листы с заданиями к сказке . «Цветик-семицветик» В.Катаева)
Цветик-семицветик» В. Катаев (6-7 лет)
Девочка Женя отправилась в магазин за баранками. Но она была довольно рассеянная, шла и по дороге ворон считала. Сзади нее пристроилась собака и съела все баранки. Женя погналась за собакой и очутилась в незнакомом месте. Она заблудилась и попала в волшебный сад, где обыкновенная с виду женщина (а это была, конечно, волшебница) дарит ей цветик-семицветик с семью разноцветными лепестками. Оторвав один из них, девочка может загадать желание, которое исполнится. Женя сразу же пожелала оказаться дома с баранками, а затем склеить разбитую ею нечаянно вазу. Потом она побывала на Северном Полюсе, где изрядно продрогла, и вернулась домой. Девочка заказала себе игрушку, и все куклы мира, пища и лепеча, машинки, самолетики и разные игрушки потянулись к ней.
Женя потратила шесть лепестков на свои желания, которые были, откровенно говоря, бесполезными. И только последний лепесток она потратила с умом, проявив доброту и щедрость. Она пожелала, чтобы хромой мальчик Витя стал здоровым. И это желание исполнилось!
Дети вместе стали бегать и играть.
Вопросы для формирования функциональной грамотности
- читательская грамотность (вопросы по тексту)
1. Кто был главным героем в этой сказке?
2.Кого она встретила по дороге?
3.А кого она встретила?
4. Куда она всё время попадала( в неприятности)_____________________________________________________________
- математическое направление
1. Что девочка Женя считала? (лепестки у цветка)
2. А сколько у него было лепестков?
3. ________________________________________________________________
-финансовая грамотность
1. Купить в магазине не бьющуюся вазу.
2. Нужно ли покупать так много игрушек?
3.А сколько лепестков у неё было?
4.А что ещё считала Женя?
________________________________________________________________
- толерантное направление
1. Нужно всегда делится со своими вещами, не нужно быть жадным
2. Нужно быть добрым и милосердным, нужно учиться помогать людям, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
3. ________________________________________________________________
- естественно-научное направление (игрушки, продукты питания, животныеСевера, цветы)
1. Что захотелось Жене в первую очередь? (пойти домой с баранками)
2. Что такое баранки? (еда)
3. _А какие вы ещё знает ехлебобулочные изделия?
_4. А где побывала Женя?
5. А кто живёт на северном полюсе?______________________________________________________________
- креативное мышление
1. Чтобы случилось с Женей, если бы она не увидела бабушку?
2. Если бы у Вити был Цветик-Семицветик, то пожелал ли бы он в первую очередь что-то для себя или захотел бы помочь кому-то другому?
3. ________________________________________________________________
Красный лепесток «Узнайте сказку»
Оранжевый лепесток « Скажите правильно»
Жёлтый лепесток (Чёрный ящик)
Зелёный лепесток «Сказочные загадки»
Ну, совсем, как человечек
Скок, скок, за кусток
И молчок (Муха-Цокатуха)
И с чудовищем сразится
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую.(Тараканище)
К морю синему пошли
Море синее зажгли
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит.(Путаница)
Не ходи за ворота
Кто на улицу попал
Заблудился и пропал. (Краденное солнце)
К самовару подбегаю
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.( Мойдодыр)
Голубой лепесток «Угадайте сказку по набору слов»
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
(Сказка о попе и ратнике его Балде)
(Сказка о Золотом петушке)
(Сказка о царе Салтане)
Синий лепесток «Назовите главного героя сказки»
Плавает, ныряет, желания исполняет.
(Золотая рыбка)
Чуть опасность, где видна, он очнётся ото сна
И кричит «Кука-ру-ку! Царствуй лёжа на боку!
(Петушок золотой гребешок)
Никому оно не льстит
А любому правду скажет.
У него царица спросит.
Я ль на свете всех милее
И румяней и белее
(Зеркало)
Семью кормил, вставал по утру рано,
Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать
Придумал его к бесам за оброком послать
(Балда)
Там под ёлкою высокой
Звонко песенки поёт
Золотой орех грызёт
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
(Белка)
Фиолетовый лепесток «Сказочный калейдоскоп»
( Дуб)