«ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
У.Джеймса
«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»
Процесс оценивания в школе очень сложен и многогранен.
Сегодня мы будем говорить об оценивании метапредметных результатов. Об умении строить учебный процесс, задавать вопросы и слышать ответы на них, умении погружать в атмосферу учебного процесса без давления, обеспечивая способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Метапредметные результаты – это умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится ученику в жизни.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.
Также для формирования и оценивания регулятивных УУД можно использовать светофорчики, волшебную линеечку, дерево успеха, карту индивидуальных достижений, готовый план с подробным алгоритмом самооценки, приём прогностической оценки, «Исправь свою ошибку».
К видам регулятивных действий относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Приёмы организации принятия цели, это
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения.
Для умения планировать свою деятельность эффективны следующие приёмы.
- обсуждение готового плана решения учебной задачи
- работа с деформированным текстом
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами
- составление своего плана решения учебной задачи
Одним из вариантов формирования и оценки регулятивных УУД также может стать обращение к методу проектов, использование карты достижений.
Подобная работа педагога формирует способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе мы должны помочь учащимся в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Ребята на уроках очень любят работать в парах или группах. Насколько это полезно для формирования УУД?
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной в связи с тем, что в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями.
От уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, университете, на работе, да и просто в семейной жизни.
Развитие коммуникативных УУД является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками
- владение вербальными и невербальными средствами общения
- эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству
- умение слушать собеседника
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет, слушать.
Коммуникативные УУД - это умение выражать свои мысли, владение речью, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.
Оценивание в данном случае становится частью процесса обучения, потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной связи. Учителю важно помнить, что подведение итогов групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений;
На экране вы можете увидеть одну из форм для наблюдения и оценивания учеников.
Мы видим критерии, по которой оцениваем работу групп
- Сотрудничество в группе
- Поведение
-Раскрытие материала, задания, темы
- Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения.
Номер группы | Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) | Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) | Раскрытие материала, задания, темы | Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения | Общий балл |
I | + | + | + | + + | |
II | + | + | + | - + | |
III | + | - | + | + - | |
IV | + | + | + | + | |
V | - | + | - | + + |
Также можно оценить индивидуальную деятельность ученика
Критерии
- Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
- Предлагает идеи
- Активно участвует в обсуждении
- Помогает участникам
- Внимательно слушает и задает вопросы
- Умеет вести обсуждение
- Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
ФИО учеников | Саша | Ира | Егор | Юра |
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности | + | + | - | - |
Предлагает идеи | - | - | + | + |
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) | + | - | + | - |
Помогает участникам группы | + | + | + | + |
Внимательно слушает и задает вопросы | + | + | + | - |
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) | + | - | + | - |
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании | + | + | + | - |
Общий балл |
При использовании групповой, парной формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.
Формирование коммуникативных УУД влияют не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.
Поэтому проблема формирования познавательных УУД является актуальной в современном образовании.
Познавательные УУД –это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Предполагается, что результатом формирования познавательных УУД будут являться следующие умения:
- произвольно и осознанно владеть приемами решения задач;
- ориентироваться в разнообразии способов решения;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы;
- осуществлять поиск необходимой информации;
-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию;
- уметь осуществлять анализ, сравнение и классификацию;
- строить рассуждения;
- осуществлять синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи, аналоги;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотеки, информационных технологий.
Оценивание познавательных УУД на уроках также можно выстроить с помощью различных видов заданий:
– “Найди отличия” – поиск лишнего
– Упорядочивание
– “Цепочки”
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– “Преднамеренные ошибки”
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– “Ищу ошибки”
Познавательные УУД носят поисковый характер. Под их влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Развитие познавательных УУД одна из важнейших задач современного общества
Для оценки исходного уровня и результатов сформированности метапредметных УУД учитель может использовать разнообразные диагностики.
Для коммуникативных
- методика «Кто прав», «Рукавички», «Узор под диктовку», «Дорога к дому»
Для регулятивных УУД
- Рисование по точкам
- Методика кодирования
- Корректурная проба
Познавательные УУД
• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составление схем-опор, диаграмм
• Работа с разными видами таблиц
• Работа со словарями
РЕФЛЕКСИЯ
У меня в корзине яблоки. Они не похожи друг на друга. Собирая урожай, самые красивые мы оставляем себе, угощаем родных и близких, из мелких варим компот, неказистые, кривоватые отправим на варенье и сушку.
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Все дети разные. Следовательно, очень важно правильно оценивать каждого ученика, используя индивидуальный подход. Применять различные приёмы оценивания УУД.