Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирующее оценивание

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

У.Джеймса

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»

Процесс оценивания в школе очень сложен и многогранен.

Сегодня мы будем говорить об оценивании метапредметных результатов. Об умении строить учебный процесс, задавать вопросы и слышать ответы на них, умении погружать в атмосферу учебного процесса без давления, обеспечивая способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Метапредметные результаты – это умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится ученику в жизни.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.

Также для формирования и оценивания регулятивных УУД можно использовать светофорчики, волшебную линеечку, дерево успеха, карту индивидуальных достижений, готовый план с подробным алгоритмом самооценки, приём прогностической оценки, «Исправь свою ошибку».

К видам регулятивных действий относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Приёмы организации принятия цели, это

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения.

Для умения планировать свою деятельность эффективны следующие приёмы.

- обсуждение готового плана решения учебной задачи

- работа с деформированным текстом

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами

- составление своего плана решения учебной задачи

Одним из вариантов формирования и оценки регулятивных УУД также может стать обращение к методу проектов, использование карты достижений.

Подобная работа педагога формирует способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе мы должны помочь учащимся в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Ребята на уроках очень любят работать в парах или группах. Насколько это полезно для формирования УУД?

Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной в связи с тем, что в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями.

От уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, университете, на работе, да и просто в семейной жизни.

Развитие коммуникативных УУД является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками

- владение вербальными и невербальными средствами общения

- эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству

- умение слушать собеседника

Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет, слушать.

Коммуникативные УУД - это умение выражать свои мысли, владение речью, планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.

 Оценивание в данном случае становится частью процесса обучения, потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной связи. Учителю важно помнить, что подведение итогов групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.

Оценивание работы групп имеет несколько направлений;

На экране вы можете увидеть одну из форм для наблюдения и оценивания учеников.

Мы видим критерии, по которой оцениваем работу групп

- Сотрудничество в группе

- Поведение

-Раскрытие материала, задания, темы

- Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения.

Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать)

Раскрытие материала, задания, темы

Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения

Общий

балл

I

+

+

+

+ +

II

+

+

+

- +

III

+

-

+

+ -

IV

+

+

+

V

-

+

-

+ +

Также можно оценить индивидуальную деятельность ученика

Критерии

- Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

- Предлагает идеи

- Активно участвует в обсуждении

- Помогает участникам

- Внимательно слушает и задает вопросы

- Умеет вести обсуждение

- Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе

ФИО учеников

Саша

Ира

Егор

Юра

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности

+

+

-

-

Предлагает идеи

-

-

+

+

Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)

+

-

+

-

Помогает участникам группы

+

+

+

+

Внимательно слушает и задает вопросы

+

+

+

-

Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)

+

-

+

-

Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

+

+

+

-

Общий балл

При использовании групповой, парной формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.

Формирование коммуникативных УУД влияют не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

Поэтому проблема формирования познавательных УУД является актуальной в современном образовании.

Познавательные УУД –это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Предполагается, что результатом формирования познавательных УУД будут являться следующие умения:

- произвольно и осознанно владеть приемами решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и

схемы;

- осуществлять поиск необходимой информации;

-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию;

- уметь осуществлять анализ, сравнение и классификацию;

- строить рассуждения;

- осуществлять синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи, аналоги;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотеки, информационных технологий.

Оценивание познавательных УУД на уроках также можно выстроить с помощью различных видов заданий:

– “Найди отличия” – поиск лишнего

– Упорядочивание

– “Цепочки”

– Составление схем-опор

– Работа с разного вида таблицами

– Составление и распознавание диаграмм

– “Преднамеренные ошибки”

– Поиск информации в предложенных источниках

– Взаимоконтроль

– “Ищу ошибки”

Познавательные УУД носят поисковый характер. Под их влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Развитие познавательных УУД одна из важнейших задач современного общества

Для оценки исходного уровня и результатов сформированности метапредметных УУД учитель может использовать разнообразные диагностики.

Для коммуникативных

- методика «Кто прав», «Рукавички», «Узор под диктовку», «Дорога к дому»

Для регулятивных УУД

- Рисование по точкам

- Методика кодирования

- Корректурная проба

Познавательные УУД

• «Найти отличия»

 • «Поиск лишнего»

 • «Лабиринты»

 • «Цепочки»

 • Составление схем-опор, диаграмм

 • Работа с разными видами таблиц

 • Работа со словарями

РЕФЛЕКСИЯ

У меня в корзине яблоки. Они не похожи друг на друга. Собирая урожай, самые красивые мы оставляем себе, угощаем родных и близких, из мелких варим компот, неказистые, кривоватые отправим на варенье и сушку.

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.

Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Все дети разные. Следовательно, очень важно правильно оценивать каждого ученика, используя индивидуальный подход. Применять различные приёмы оценивания УУД.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области