Конспект занятия в первой младшей группе образовательной области «Познание» на тему «Зимний лес — чудесный лес»
Программные задачи:
закрепить знания детей о животных, которые живут в лесу;
познакомить с признаками зимы и изменениями в природе;
закрепить умение детей сортировать разные предметы в корзинки (шишки и грибочки);
закреплять понятия : один-много, длинный - короткий, большой - маленький, круглый - квадратный;
развивать физические возможности: перешагивать через препятствия — сугробы;
развивать диалогическую речь;
развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
развивать опыт разгадывания загадок
воспитывать доброжелательное отношение и любовь к животным, природе.
Материал и оборудование:
Игрушки :заяц, белка, медведь, лиса. Елки. Макеты сугробов. Макет берлоги. Корзинки — одна большая, две маленьких. Шишки и грибы .Маски зайчиков. Вата. Аудиозаписи к играм.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей, и говорит им, что сегодня их ждет необычное путешествие, но сначала им надо поздороваться с гостями.
Воспитатель читает рифмовку, а дети выполняют движения согласно тексту.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться (Доброе утро!)
Доброе утро зверям и птицам !(руки вверх)
Доброе утро улыбчивым лицам! (дети улыбаются)
Воспитатель: Доброе утро, дорогие взрослые!
Воспитатель загадывает детям загадку:
Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в лесу медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Ответы детей. Хоровые и индивидуальные.
Воспитатель: — Вот и наступила зима. Погода зимой какая: теплая или холодная? Как надо одеваться зимой? (тепло)
Ответы детей хоровые и индивидуальные.
— Сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы посмотреть каким стал лес зимой. И возьмём с собой корзинку с угощениями для лесных жителей. Так как зимой очень холодно нам надо одеться тепло.
Воспитатель читает рифмовку, а дети выполняют движения согласно тексту.
Зима, холод на дворе,(показывают ,как им холодно)
Но не страшно детворе.(грозят пальчиком)
Надеваем куртку, шапку(имитируют движения по тексту)
И завязываем шарф.
Будем шагать по дорожке — (шагаем на месте)
Вот так, вот так.
Воспитатель: — Вот мы оделись и теперь можно отправляться на прогулку в лес. Зимой в лесу очень много сугробов, через которые мы с вами должны перешагивать.
Воспитатель ведет детей за собой, побуждая их перешагивать через сугробы, высоко поднимая ноги. Воспитатель читает стихотворение:
А сейчас мы на прогулку
В зимний лес пойдем,
Там на сказочной полянке
Мы друзей найдем.
Один, два, три — пошли.
На пути сугроб высокий.
Поднимайте выше ноги.
Воспитатель: — Мы пришли с вами в зимний лес. Посмотрите, какие деревья растут в лесу?
Ответы детей. Елки.
— Сколько елок? Много.
— Что есть у елочек? Иголки.
— Какого цвета иголки у елок? Зеленые.
— Что лежит на ветках елочек? Снежинки.
— Какого цвета снежинки? Белого.
— Сколько снежинок? Много.
Воспитатель: — Кто прячется на елке? Воспитатель загадывает загадку:
Кто по веткам ловко скачет?
И влезает на дубы.
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?( Белка.)
Воспитатель: Дети, погладьте белочку. Какая у неё шубка?
Дети: Мягкая, пушистая, теплая.
Воспитатель: Какого цвета беличья шубка?
Дети: Рыжая.
Воспитатель: А какой у белки хвост?
Дети: Пушистый, длинный, мягкий.
Воспитатель: А что любит грызть белка?
Дети: Орехи,шишки,грибы.
Воспитатель: Что умеет делать белка?
Дети: Прыгать, бегать, скакать по деревьям.
— Ребята белка запасает на зиму много грибов и и шишек. Но она случайно рассыпала корзинку с припасами. Давайте поможем белочке разложить грибочки и шишки по корзиночкам.
Проводится игра « Разложи предметы»
Белка и воспитатель хвалят детей.
Воспитатель: — Холодно в лесу, надо погреться.
Дыхательная гимнастика: Снег и ветер.
Маленькие кусочки ваты скатываются в небольшие шарики — снег. Дети кладут комочки ваты на ладошку и дуют на снег, как холодный зимний ветер. Комочки снега падают на землю.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то прячется за ёлкой? Растут на макушке Длинненькие ушки Он хоть и мальчишка, А такой трусишка! Ну-ка, угадай-ка, Как зовётся…
Дети: Заяц.
Воспитатель: Верно, вот и заяц. Трусишкой его называют потому, что он всех боится. Подойдем к нему тихо, чтобы не напугать. Здравствуй, заяц! Ты не бойся нас, мы тебя не обидим, мы твои друзья. (Дети рассматривают зайца)
Воспитатель: Посмотрите, какие у зайчика ушки?
Дети: Длинные.
Воспитатель: Какой хвост у зайчика?
Дети: Маленький, короткий, пушистый.
Воспитатель: Дети, погладьте зайчика. Какая у него шубка?
Дети: Мягкая, пушистая, теплая.
Воспитатель: Какого цвета заячья шубка?
Дети: Белая
Воспитатель: Все зайцы на зиму меняют свою серую шубку на белую , чтобы на снегу их не было видно. Если лиса или волк пройдут мимо, то зайчиков не заметят. А что любит грызть зайчик?
Дети: Морковку!
Воспитатель: Что умеет делать зайчик?
Дети: Прыгать, бегать.
Воспитатель: Попрыгаем, как зайчики, легко на носочках. (Дети прыгают)
Воспитатель: Вот какой замечательный зайчик! А почему зайчик спрятался? Угадайте, кого он испугался? Она рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом? Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А вот и она. Поздороваемся с лисой. (Дети здороваются).
Воспитатель: Какого цвета шерсть у лисы?
Дети: Рыжая.
Воспитатель: Какой у лисы хвост?
Дети: Пушистый, длинный.
Воспитатель: Где живет лиса?
Дети: В лесу, под кустом.
Воспитатель: Что можно сказать про лису. Какая она?
Дети: Хитрая.
Воспитатель: Смотрите, зайчик загрустил. Почему? В лесу зайчику холодно. А как же помочь нашему зайчику? Зверюшки в лесу очень любят веселиться. Давайте поиграем в игру «Зайчики и лисичка». Мы превратимся в лесных зверей.
Дети одевают шапочки зайчиков и выбегают на снежную полянку
Проводится музыкальная игра «Зайчики и лисичка»
Дети прощаются с зайчиком и лисичкой
Дети подходят к берлоге, где спит медведь.
Воспитатель: Интересно, кто же здесь живёт? Вот как говорят об этом звере: Он большой и косолапый, Любит лапу он сосать, Сладкоежка он отменный, А зимой он любит спать. Очень любит он реветь, А зовут его...
Дети: Медведь.
Воспитатель: Верно, это мишка. Он очень любит зимой спать в берлоге. Берлога — это большая яма, в которой спит медведь. Ему там тепло и сухо. Давайте мы его разбудим
Воспитатель: Повторяйте за мной: Мишка, Мишка, Хватит спать, Выйди с нами поиграть! (Дети повторяют за воспитателем слова).
Воспитатель: Ничего не получается. Мишка наш не просыпается. А давайте будем топать. И в ладоши громко хлопать. Дети топают хлопают в ладоши.
Воспитатель: А вот и мишка проснулся. Поздороваемся с ним
Дети: Здравствуй, Мишка! (Дети вместе с воспитателем рассматривают медведя)
Воспитатель: Какой мишка, большой или маленький?
Дети: Большой.
Воспитатель: А какая шубка у медведя?
Дети: Теплая и мягкая.
Воспитатель: Потрогаем у мишки шубку. (Дети трогают шубку медведя)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие у Мишки лапы толстые и мохнатые. Мишку можно еще назвать косолапым. А кто скажет, как Мишка умеет рычать?
Дети: Р — р — р.
Воспитатель: Медведь любит ходить в лес и собирать ягоды, поэтому его называют сладкоежкой. Чем он любит лакомиться?
Дети: Медом, ягодами.
Воспитатель: Дети, хотите поиграть с медведем? Давайте превратимся в медвежат и будем ходить вперевалочку как медведи и рычать. Идет медведь, Шумит в кустах, Спускается в овраг... На двух ногах, На двух руках. Мы тоже можем так.
Звучит музыка «Медвежата». Дети идут вперевалочку, затем становятся на четвереньки
Воспитатель: Мишке очень понравилось, как вы играли. Все медведи зимой спят и сосут лапу. Ты нас извини, мишка, что мы тебя разбудили. Больше беспокоить не будем. Иди в берлогу и ложись спать до весны. А нам пора идти дальше. До свидания, Мишка! (Дети прощаются с Мишкой .
Рефлексия: Воспитатель с детьми подходит к мольберту с картинками животных.
Воспитатель: Скажите, кого мы видели в зимнем лесу?
Дети: Зайца, лису, медведя ,белку.
Воспитатель :Чем мы угощали зверей?
(Воспитатель показывает на картинки, дети называют и описывают)
Воспитатель: Как называют этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Мы узнали с вами очень много интересного о животных леса, играли с ними. Все были молодцы. На этом наше путешествие закончилось.
Мы возвращаемся в детский сад.