Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока русского языка "Буквы о и а в корне -гор-, -гар"

Цели урока Определить основные дидактические цели урока - значит, установить,чему в основном будет посвящен данный урок Обучающие - познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием -гор-, -гар- -научить различать написание корня с чередующимися гласными -повторить и систематизировать ранее изученный материал правописание корней с чередованием а-о, Развивающие - способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову - развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы - продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости. Воспитывающие - самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока русского языка для 6 класса

Тип урока: Объяснение нового материала.

Тема : Буквы о и а в корне -гор-, -гар-

Цели урока:

Определить основные дидактические цели урока - значит, установить,чему в основном будет посвящен данный урок:

Обучающие:

-  познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием

-гор-, -гар-;

-научить  различать написание корня с чередующимися гласными;

-повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием а-о, );

Развивающие:

- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;

- развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;

 - продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Воспитывающие:

- самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку

Форма урока: урок смешанного типа

( повторение, обобщение, объяснение нового материала)

Оборудование: записи на доске, толковый словарь.

План урока:

1.Орг. момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Объяснение нового материала ( виды работ: проблемный метод, обучающий метод) (12 мин)

4. Закрепление изученного: беседа, работа с учебником( чтение правила и выполнение упражнений) (15 мин)

5.Подведение итогов, обобщение ( 4 мин)

6.Домашнее задание (1мин)

Ход урока:

1.Орг. момент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания:

К доске выходят два ученика, один выписывает слова из домашнего упражнения (№139) с корнем –кос-, второй – с корнем –кас-)

Пока вызванные ученики пишут на доске. Вопрос к классу:

- От чего зависит написание о-а в корнях -кас-(-кос-)?

Ученик: « В корнях –кас- (-кос-) пишется а, если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях напишем -о- .»

- Запишите, пожалуйста, ряд слов: касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, прикоснуться, прикосновение. Выделите в предложенных словах корни и подчеркните орфограммы.

Ученики, записав слова, подчеркивают орфограммы, комментируя написания (выделяют суффикс и подчеркивают его двумя чертами, а безударную гласную в корне – одной): « В корне слова касаться напишем а , так как после корня стоит суффикс а … В слове прикосновение в корне напишем букву о, так как за корнем нет суффикса –а-.

( Затем проверка учащихся, работавших у доски, Написание каждого слова учащийся объясняет, с опорой на правило.)

- Хорошо. Садитесь. А теперь начнем новую тему.

3.Объяснение нового материала:

-- Мы с вами продолжим работу с написанием безударных гласных в корне слова.

Запишите, пожалуйста, тему урока: Буквы о и а в корне -гор- - -гар- .

(Тему урока записываю на доске, а ученики - в тетрадях)

---Какова будет цель нашего урока? Научиться различать написание корня –гор-, -гар- с чередующимися гласными а-о

На доске я записала слова : загар, касаться, прикосновение и загореть, воды.

- Выпишите в тетрадь слова правописание которых нам пока не знакомо. Кто может их назвать?

Ученик: «Это слова : загар и загореть.

- Хорошо. Выделите, пожалуйста, в обоих словах корень. Что у нас получилось?

Ученик: «Корень –гор- и –гар-».

В написании какой буквы мы можем совершить ошибку.

Ученик: «Мы пока не знаем: почему в слове загар мы пишем в корне –а-, а в слове загореть - -о-.»

- Давайте поставим ударение.(ученики ставят ударения в тетрадях)

- Что у вас получилось?

Ученик: «В слове загар ударение ставим на а , которая находится в корне слова , а в слове загореть ударение будет падать на букву е, находящуюся за корнем».

- Правильно. Таким образом, выводим правило: «В корне –гар- (-гор-) под ударением пишем а, без ударения – о: загар, но загореть.»

- Запишите, пожалуйста, сформулированное нами правило в свои тетради.

3. Методы закрепления изучаемого материала:

- Откройте учебник на 64 ст. параграф 30. Зачитайте, пожалуйста, вслух.

Ученик: «В корне с чередованием –гор-( -гар-) в безударном положении пишется буква о. Пример : подгореть.»

--Хорошо. Запишите ряд слов: загар, угар, огарок, обгорел, угорел. Кто мне поможет выделить корни в данных словах?

Ученик выходит к доске и выделяет корни: загар, угар, огарок, обгорел, угорел.

----Хорошо. А кто расставит ударения в словах?

Выходит ученик и расставляет ударение.

----Молодец. Садись на место. Объясните, пожалуйста, почему в первых двух случаях мы написали в корне букву а, а в остальных о?

Ученик:: в словах загар, угар, огарок под ударением написали букву а, а в словах обгорел, угорел пишем о так как гласная в корне безударная.

-Хорошо, теперь посмотрим упражнение 140 на странице 65 учебника.

---Прочитаете задание.( Ученик зачитывает задание) Давайте выполним его.

( К доске выходит один ученик, он выполняет задание, объясняя выбор орфограммы в корне. Класс работает в тетрадях.

---Какие слова у вас получились?

Ученик, работающий у доски: «Сгорел, выгорел, догорел, нагар, загар, разгар,…»(Если же ученик совершает ошибку, то: 1) предлагаю проверить себя, воспользовавшись правилом из учебника, 2) прошу помочь детей из класса.

- Слово гореть многозначное: приведите примеры, в которых слово «гореть» употребилось в переносном значении.

-Ученик : горит заря, щеки горят, сердце горит, гореть душой и др.

(Один ученик выходит к доске)

-- Запишите под диктовку слова: загорать на пляже, перегар загорелые дети, свеча догорела, выгореть на солнце, пирог пригорел, лампочка перегорела.

Попробуйте выполнить задание самостоятельно: выделите корни, подчеркните орфограммы.

(Дается время на самостоятельное выполнение задания.) Объясните выбор орфограммы в корнях данных слов.

Ученик: «В слове загорать, корень - -гор-, так как гласная в корне безударная, то мы напишем в нем о. В слове перегар в корне слова напишем букву а, так как она находится под ударением.

(Ученик, справившись с заданием, садится)

---Давайте запишем слова, написание которых нельзя проверить нашим правилом это слова исключения: (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый). Их надо запомнить.

4 . – Какую тему мы сегодня изучили?

Ученик: «Буквы а и о в корне –гор-, -гар-.»

--Тема всем понятна? Если есть вопросы, задавайте их сейчас, чтобы потом не возникло проблем при выполнении домашней работы. Заключительное слово: Сегодня на уроке мы прошли еще одну тему из раздела « Правописание корней и приставок». Мы сегодня с вами очень продуктивно поработали. Спасибо вам за внимание.

5. Домашнее задание:

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф №30-выучить правило и упражнение №142 на странице 65.

Список использованной литературы: http://www.prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_6/index.html 18.01.2014 год

http://festival.1september.ru/articles/598965

http://school1-ruslit.ucoz.ru/index/bukvy_a_o_v_kornjakh_kos_kas_gor_gar/0-35

http://myownwebsite.ru/organizatcionnyy-moment

Русский язык. 6 класс: учеб.для общеобразоват. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2011. -254 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области