Конспект урока русского языка для 6 класса
Тип урока: Объяснение нового материала.
Тема : Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
Цели урока:
Определить основные дидактические цели урока - значит, установить,чему в основном будет посвящен данный урок:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием
-гор-, -гар-;
-научить различать написание корня с чередующимися гласными;
-повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием а-о, );
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;
- развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;
- продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Воспитывающие:
- самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку
Форма урока: урок смешанного типа
( повторение, обобщение, объяснение нового материала)
Оборудование: записи на доске, толковый словарь.
План урока:
1.Орг. момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
3. Объяснение нового материала ( виды работ: проблемный метод, обучающий метод) (12 мин)
4. Закрепление изученного: беседа, работа с учебником( чтение правила и выполнение упражнений) (15 мин)
5.Подведение итогов, обобщение ( 4 мин)
6.Домашнее задание (1мин)
Ход урока:
1.Орг. момент:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания:
К доске выходят два ученика, один выписывает слова из домашнего упражнения (№139) с корнем –кос-, второй – с корнем –кас-)
Пока вызванные ученики пишут на доске. Вопрос к классу:
- От чего зависит написание о-а в корнях -кас-(-кос-)?
Ученик: « В корнях –кас- (-кос-) пишется а, если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях напишем -о- .»
- Запишите, пожалуйста, ряд слов: касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, прикоснуться, прикосновение. Выделите в предложенных словах корни и подчеркните орфограммы.
Ученики, записав слова, подчеркивают орфограммы, комментируя написания (выделяют суффикс и подчеркивают его двумя чертами, а безударную гласную в корне – одной): « В корне слова касаться напишем а , так как после корня стоит суффикс а … В слове прикосновение в корне напишем букву о, так как за корнем нет суффикса –а-.
( Затем проверка учащихся, работавших у доски, Написание каждого слова учащийся объясняет, с опорой на правило.)
- Хорошо. Садитесь. А теперь начнем новую тему.
3.Объяснение нового материала:
-- Мы с вами продолжим работу с написанием безударных гласных в корне слова.
Запишите, пожалуйста, тему урока: Буквы о и а в корне -гор- - -гар- .
(Тему урока записываю на доске, а ученики - в тетрадях)
---Какова будет цель нашего урока? Научиться различать написание корня –гор-, -гар- с чередующимися гласными а-о
На доске я записала слова : загар, касаться, прикосновение и загореть, воды.
- Выпишите в тетрадь слова правописание которых нам пока не знакомо. Кто может их назвать?
Ученик: «Это слова : загар и загореть.
- Хорошо. Выделите, пожалуйста, в обоих словах корень. Что у нас получилось?
Ученик: «Корень –гор- и –гар-».
В написании какой буквы мы можем совершить ошибку.
Ученик: «Мы пока не знаем: почему в слове загар мы пишем в корне –а-, а в слове загореть - -о-.»
- Давайте поставим ударение.(ученики ставят ударения в тетрадях)
- Что у вас получилось?
Ученик: «В слове загар ударение ставим на а , которая находится в корне слова , а в слове загореть ударение будет падать на букву е, находящуюся за корнем».
- Правильно. Таким образом, выводим правило: «В корне –гар- (-гор-) под ударением пишем а, без ударения – о: загар, но загореть.»
- Запишите, пожалуйста, сформулированное нами правило в свои тетради.
3. Методы закрепления изучаемого материала:
- Откройте учебник на 64 ст. параграф 30. Зачитайте, пожалуйста, вслух.
Ученик: «В корне с чередованием –гор-( -гар-) в безударном положении пишется буква о. Пример : подгореть.»
--Хорошо. Запишите ряд слов: загар, угар, огарок, обгорел, угорел. Кто мне поможет выделить корни в данных словах?
Ученик выходит к доске и выделяет корни: загар, угар, огарок, обгорел, угорел.
----Хорошо. А кто расставит ударения в словах?
Выходит ученик и расставляет ударение.
----Молодец. Садись на место. Объясните, пожалуйста, почему в первых двух случаях мы написали в корне букву а, а в остальных о?
Ученик:: в словах загар, угар, огарок под ударением написали букву а, а в словах обгорел, угорел пишем о так как гласная в корне безударная.
-Хорошо, теперь посмотрим упражнение 140 на странице 65 учебника.
---Прочитаете задание.( Ученик зачитывает задание) Давайте выполним его.
( К доске выходит один ученик, он выполняет задание, объясняя выбор орфограммы в корне. Класс работает в тетрадях.
---Какие слова у вас получились?
Ученик, работающий у доски: «Сгорел, выгорел, догорел, нагар, загар, разгар,…»(Если же ученик совершает ошибку, то: 1) предлагаю проверить себя, воспользовавшись правилом из учебника, 2) прошу помочь детей из класса.
- Слово гореть многозначное: приведите примеры, в которых слово «гореть» употребилось в переносном значении.
-Ученик : горит заря, щеки горят, сердце горит, гореть душой и др.
(Один ученик выходит к доске)
-- Запишите под диктовку слова: загорать на пляже, перегар загорелые дети, свеча догорела, выгореть на солнце, пирог пригорел, лампочка перегорела.
Попробуйте выполнить задание самостоятельно: выделите корни, подчеркните орфограммы.
(Дается время на самостоятельное выполнение задания.) Объясните выбор орфограммы в корнях данных слов.
Ученик: «В слове загорать, корень - -гор-, так как гласная в корне безударная, то мы напишем в нем о. В слове перегар в корне слова напишем букву а, так как она находится под ударением.
(Ученик, справившись с заданием, садится)
---Давайте запишем слова, написание которых нельзя проверить нашим правилом это слова исключения: (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый). Их надо запомнить.
4 . – Какую тему мы сегодня изучили?
Ученик: «Буквы а и о в корне –гор-, -гар-.»
--Тема всем понятна? Если есть вопросы, задавайте их сейчас, чтобы потом не возникло проблем при выполнении домашней работы. Заключительное слово: Сегодня на уроке мы прошли еще одну тему из раздела « Правописание корней и приставок». Мы сегодня с вами очень продуктивно поработали. Спасибо вам за внимание.
5. Домашнее задание:
- Открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф №30-выучить правило и упражнение №142 на странице 65.
Список использованной литературы: http://www.prosv.ru/ebooks/ladizenskaya_russkii_6/index.html 18.01.2014 год
http://festival.1september.ru/articles/598965
http://school1-ruslit.ucoz.ru/index/bukvy_a_o_v_kornjakh_kos_kas_gor_gar/0-35
http://myownwebsite.ru/organizatcionnyy-moment
Русский язык. 6 класс: учеб.для общеобразоват. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2011. -254 с.