Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


АНАЛИЗ САТИРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Исследовать русскую сатиру XIX – XX века по произведениям Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова и А.П. Чехова, сравнить русскую сатиру разных писателей, выявить сходства и различия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЛАРИНА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, ученица

Научный руководитель –

ЛЕВЫХ НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА

larilena10@mail.ru

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №38», г. Курск, Россия

АНАЛИЗ САТИРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Ключевые слова: сатира, изобразительно-выразительные средства, анализ

Глава 1. Общий анализ русской сатиры XIX – начала XX века

Сатира в русской литературе является мощнейшим оружием писателя, которая применяет различные формы в разные времена. Сатира – акт идеологической борьбы, перенесённый в литературу и обличающий пороки действительности. Многие писатели XIX – начала XX века являются сатириками. Ярчайшие примеры – Н.В. Гоголь, А.П. Чехов и М. А. Булгаков.

Главной темой сатир XIX века стало нарастание освободительной борьбы: восстание декабристов, революция, борьба народников. Именно на этой почве данные произведения имели большую почву для развития. Их предметом становились уже пороки людей, а не отдельных сословий, которые объяснялись упущенным воспитанием, испорченностью человеческой природы.

Коренные проблемы, о которых писали сатирики, нашли своё отражение не только в литературе того времени, но и в современности. Сатиру этого периода отличает лёгкость, простота и доходчивость.

Глава 2.Анализ русской сатиры на примере писателей того времени

2.1 Анализ сатиры Н.В. Гоголя

Гоголь стал первым русским писателем, в творчестве которого отрицательные явления в жизни получили очень яркое отражение. Комедия Гоголя получила художественное богатство благодаря тому, что писатель в своих произведениях широко охватывает жизнь всех слоёв общества России, показывает обыденную жизнь и необычайно обобщает различные темы. Гоголь повсеместно прославляет русский народ, наделённый большой силой, которой не находят применения, и в это же время сатирически изображает никчёмное существование дворянства и чинов.

Обратим внимание на поэму «Мёртвые души», рассмотрим с точки зрения сатирических свойств.

Главный мотив поэмы «Мёртвые души» схож с идеей «Ревизора» - раскрыть жизнь России со всех сторон.

Автор был против крепостничества и считал, что торговля людьми неуместна. Такие порядки лишь губят и уродуют человечество. Тема духовной гибели показана Гоголем через образы дворянства. Он создаёт совершенно разных персонажей.

Сатирическое изображение помещичьего мира в поэме Н.В. Гоголя раскрывает идею произведения – показать порочность жизни, обнажив проблемы общества: алчность, лицемерие, скупость.

Изобразив постепенно деградирующую Россию, автор не пропустил ни одной детали, в которых таится сокровенное зло, которое будет иметь символический смысл во многих его произведениях, в том числе в «Мёртвых душах».

Сила комического произведения и значительность сатиры напрямую зависят от выбора художественных средств, их уместного использования.

В своей поэме Гоголь широко использует различные типы сравнений, которые помогают ему показать как внешний, так и внутренний мир какого-либо персонажа или же обличить пороки человека и общества.

Наиболее часто можно встретить их в форме сравнительного оборота:

«Глуп ведь как дерево, а попробуй, что-нибудь положить, мигом украдёт!»;

«У них были лица, точно дурно выпеченный хлеб»;

Структура сравнений у Гоголя очень интересная и неожиданная, его сопоставления (сравнительные обороты) – важное средство в создании сатирических произведений.

Одним из специфических приёмов является антитеза с использованием противоположных сравнений: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых…Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами, что мочи нет… С помощью подобного ряда превращений автор иронично описывает поведение правителя канцелярии, его манеры.

Ещё один приём – градация: «Но ещё больше бранил себя за то, что говорил с ним о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого роду, чтобы быть вверено Ноздрёву…».

Так, в поэме «Мёртвые души» сравнения дают произведению экспрессию и действенно создают сатирические образы, из которых строится сам жанр непосредственно.

2.2 Анализ сатиры А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта». В своих произведениях он подтверждал данное высказывание. Его рассказы написаны очень ёмко, понятным и простым языком для каждого. В произведениях писателя мы встречаемся с новыми героями, которых Антон Павлович описывает очень ярко, живо, высмеивая пороки общества, критикуя человеческие недостатки и глупость. Добивается он этого с помощью изобразительно-выразительных средств.

Так, произведение «Толстый и тонкий» построено на антитезе, которая заложена уже в названии.

В начале рассказа автор использует инверсию (встретились два приятеля), чтобы передать дружескую атмосферу встречи, акцентировать внимание читателя на слове «приятели». Для передачи атмосферы автор использует восклицания, вопросительные предложения и обращения: «Батюшки! Миша! Друг детства! Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ах, ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Детьми были!».

Невозможно не восхититься мастерством автора в создании характеров. Чехов обращает внимание на то, что действительно важно, вместо описания внешности: «Толстый только что пообедал, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились». Здесь автор использует метафору («лоснились губы»), сравнение («как спелые вишни»), эпитеты («толстый и тонкий»); «Тонкий же был навьючен чемоданами, узлами и картонками» (ряды однородных членов). Этим А.П. Чехов подчёркивает значимость Толстого в обществе.

События развиваются очень быстро, развязка происходит внезапно в ходе разговора, когда «худой» узнаёт о том, что «толстый» дослужился «до тайного». Теперь он улыбается уже не от радости: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел (градация), но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой (эпитет) ; казалось, от лица его посыпались искры (метафора). Сам он съежился, сгорбился, сузился...»(градация); «Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились (гротеск)».

Все эти изобразительно-выразительные средства играют важную роль в раскрытии образов персонажей. С их помощью в рассказе Чехов высмеивает пошлую лесть, трусость, беспринципность, смело раскрывает внутренний мир не только своих героев, но и многих других людей.

Словом, Антон Павлович Чехов сумел построить «Толстого и тонкого» на основе большого социально-философского и психологического содержания. Даже то, что у героев рассказа нет имени, указывает на типичность таких людей.

2.3 Анализ сатиры М.А. Булгакова

Творчество Михаила Александровича Булгакова в XX веке было одним из самых ярких и выдающихся. Его роман «Мастер и Маргарита» можно отнести к сатирическим произведениям, оно также наполнено изобразительно-выразительными средствами, с помощью которых автор показывает сатирический образный мир.

Композиция произведения очень необычна, ведь это роман в романе: один мир отражается в другом. С помощью стилистического приёма –анафоры – автор связывает два этих мира вместе:

«Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…».

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Роман начинается с описания мира московского. Московское мещанство изображено с помощью гротеска, фантастики, сарказма.

Гротеск: превращение Николая Ивановича в борова, перевоплощение Варенухи в образе вампира.

Фантастика: мёртвая голова на золотом блюде, прошёл «денежный дождь», кот Бегемот передаёт в трамвае за проезд, но этот факт никого не поражает.

Сарказм: « - Уж не попал ли он, как Берлиоз, под трамвай? - говорил Варенуха, держа у уха трубку, в которой слышались густые, продолжительные и совершенно безнадёжные сигналы».

«А хорошо бы было… - чуть слышно сквозь зубы сказал Римский».

«Я пришёл через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».

Булгаков продолжает традиции Салтыкова-Щедрина, описывая московские будни, в данном случае фантастика является средством сатиры.

Целостную картину общества и людей автор создаёт с помощью сатирических массовых сцен, которые и являются важнейшим жанровым признаком и играют большую роль для получения целостной композиции.

Ещё один не менее важный стилистический приём в московских сценах – градация, нагнетание событий усиливает впечатление:

«В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счёт, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире №31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».

Второй мир в романе – мир ершалаимский. В нём главные герои мира Мастера – Иешуа и Понтий Пилат.

Через образ Иешуа Булгаков передаёт свою веру в то, что «придёт время, когда всякая власть обретёт насилие над народом и любая власть перестанет существовать». Эти и другие высказывания героя отражают авторскую позицию и тем самым становятся крылатыми. Понтий Пилат, губернатор Иудеи – главный герой, олицетворяющий власть. Он вынужден оставаться в Иерусалиме на благо империи, но в то же время сам ненавидит её. Портрет главного героя – это способ раскрытия его характеристики, в котором художник отражает внутреннее состояние и душевный мир человека.

Именно эпитеты описывают коварство в его душе, презрение ко всем:

Так, мы видим, что персонаж ещё и обычный человек, кроме жестокого правителя, который ставит себя выше других.

Метафоры и эпитеты раскрывают двойственность образа правителя: «Он холодную влажною рукой рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок»; «Пилат задрал голову и уткнул ее прямо в солнце. Под веками у него вспыхнул зеленый огонь, от него загорелся мозг…».

Ещё один важный персонаж в мире Мастера – дьявол Воланд. Его загадочный образ помогают понять афоризмы, которые звучат из его же уст:

Рукописи не горят.
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено.

В целом, всё повествование романа строится на антитезе. Например: «Необходимо добавить, что на поэта иностранец с первых же слов произвёл отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а…как бы выразиться…заинтересовал, что ли».

Роман наполнен стилистическими приёмами и изобразительно-выразительными средствами, которые помогают понять оба представленных мира, поведение героев, их взаимоотношение и сущность того времени в целом. Сатирическую направленность мы видим в таких средствах как фантастика, сарказм, ирония и гротеск.

Абсурдная картина «московского мира» 1930-х годов создаётся с помощью сатирического и фантастического. Сама сатира автора направлена на отдельные пороки некоторых организаций, которые были и в настоящей жизни.

Глава 3. Заключение

Таким образом, в сатире произведений русской литературы у разных писателей XIX – начала XX века есть как сходства, так и различия. В ходе анализа я смогла проследить это в произведениях трёх писателей: Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова и А.П. Чехова. Все они используют изобразительно-выразительные средства, для того чтобы погрузить читателя в своё произведение и дать чёткое описание происходящих событий, которые и стали материалом для произведения сатирической направленности. С помощью троп и стилистических и синтаксических приёмов авторы обличали пороки людей и общества наглядно.

Итак, излюбленным приёмом писателей-сатириков является антитеза, на основе которой выстраиваются произведения композиционно. Важно отметить, что благодаря антитезе произведения приобретают такие достоинства, как естественность и сюжетная простота; лучше раскрывается характер и внутренний мир героев, что способствует обличению их пороков и снятию «масок».

А вот методы употребления сатиры у писателей различны: образы героев произведений Гоголя и Чехова показаны абсурдными и анекдотичными. Поэтому сатире свойственна злободневность, связь с общественно-социальной ситуацией, в которой ярко выражена негативная оценка пороков общественной значимости. Булгаков же изображал своих героев совсем не юмористически.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области