Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста…

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ «СШ №1 г.Вельска»,

СП «Детский сад №47 «Теремок»

Воспитатель Ждановская Е.Ю.

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста……

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой родины, но и большой, великой страны под названием Россия.

Главная концепция патриотического воспитания в соответствии с ФОП как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны; воспитывать уважение к родному дому, семье, улице, району, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, интерес к общественной жизни и социальному окружению. Одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован проектный метод. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента.

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия (памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции), обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Образовательную деятельность по формированию патриотических чувств у дошкольников через введение регионального компонента педагоги строят на основе разработки и реализации педагогических проектов. Тематику и содержание  педагогических проектов разрабатывают с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада.

Проект «Моя Родина-Россия». Этот проект на доступном детям уровне познакомит с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей. Заключительным этапом проекта может быть весенний фольклорный праздник, где дети в народных костюмах познакомятся с традициями и играми русского народа.

Еще одной формой работы по патриотическому воспитанию детей является создание мини-музеев в группах. В рамках работы мини музеев «Русская народная игрушка», «Россия – Родина моя», дети знакомятся с традициями своей местности, историей страны, в которой они живут. Также с промыслами и игрушками России.

Уже не первый год проводятся Всероссийские акции: «Окна Победы», «Окна России». Пользуются популярностью у детей-лэпбуки. Дети, выполняя задания, рассматривая картинки, играя в дидактические игры из лэпбука, усваивают и закрепляют знания о Родине, городе, природе родного края и страны.

Еще одна инновационная форма работы - это «Говорящая стена», она функционирует в группе. На стене размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок. Центральную часть занимает магнитная доска. Вся информация закрепляется на прищепки. Выставки на этой стене отражают тему недели, запланированную в комплексно-тематическом планировании: «Мой город, моя страна», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Народная культура и традиции», «День Победы».

Совместно с детьми изготавливаются стенгазеты: совместная аппликация «С 23 февраля». На день семьи стенгазета-плакат «Моя семья», поздравление папам с Днем Отца, ко Дню Защиты животных можно смастерить плакат «Береги природу», в рамках тематической недели: «Моя Родина» сделать стенгазету «Мой родной город».

Также с детьми совершаются целевые прогулки по улицам города и по детскому саду. Дети с удовольствием ходят на такие экскурсии, знакомятся с достопримечательностями города.

Участие родителей в совместной деятельности наполняет ее новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в патриотическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Они оказывают посильную помощь в организации предметно – развивающей среды, в проведении экскурсий, походов в музей, созданию альбомов, выставках, конкурсах, принимают активное участие в проведении праздников.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Таким образом, формирование патриотических чувств через введение в образовательную деятельность регионального компонента в ходе реализации педагогических проектов актуально на сегодняшний день.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области