Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Современная система дошкольного образования направлена на решение задач, одна из которых — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром. В настоящее время в связи с постоянными изменениями в экономике и на рынке труда в стране требуются творческие люди компетенций. Востребованы такие качества личности, как умение и желание учиться, активность, инициатива, креативность, готовность к инновациям. Дошкольный возраст — благоприятный период для максимально возможного уровня развития личности ребенка. Поэтому задача детского сада нацелена на развитие у ребенка умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни. Театральная деятельность является эффективным путем формирования важнейших сторон психической жизни, эмоциональной сферы, образного мышления и творческих способностей. Вот почему необходимо дошкольника вводить в мир искусства, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для выявления и развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Придя в этот мир, дети впитывают в себя все человеческие способы общения, знакомятся с окружающим миром через образы, звуки. Для этого используют свои собственные наблюдения, что заставляет их думать, анализировать, делать выводы. Ребенок, подражая взрослым, двигается вперед путем проб и ошибок, овладевая правилами жизни в обществе. Роль взрослого, как социального проводника, очень важна и ответственна. Театрализованная деятельность, как источник развития глубоких чувств и открытий, приобщает ребенка к духовным ценностям и представляет собой конкретный результат.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» – утверждал Б. М. Теплов.
А выдающийся советский психолог Л.Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».
Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева утверждали, что особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона.
Исследователь И. Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературе, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировав возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества – накопление опыта исполнительства.
Как отмечает Петрова В. Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.
Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга», «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Играем в кукольный театр» И. Ф. Сорокина приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и технологии, отвечающей современным требованиям.
Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова использует как синонимы понятия «театрализованная игра», «театральная – игровая деятельность и творчество».
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетные и театрализованные игры имеют общую структуру. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, варьирует своё поведение в роли. В сюжетной игре нет конечного продукта, а в театрализованной - инсценировка.
Учёные с горечью отмечают, что дети, сидящие часами перед телевизором, дети, увлеченные компьютерными играми, утрачивают вкус к игре, в том числе и театрализованной.
Опираясь на свои детские воспоминания, К. С. Станиславский отмечал, что именно в процессе раннего общения с театрализованной игрой «…у детей вскрываются тайники их творческой силы».
Процесс творчества – обладает большой притягательной силой для детей старшего дошкольного возраста, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от театрализованной игры.
Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка. Я считаю, что значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребёнка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна и является важнейшим средством творческого развития детей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность.
Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Самый маленький путь эмоционального раскрепощения дитя, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространенным видом детского творчества, конкретно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр владеет большой силой действия на эмоциональный мир ребенка.
Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств. Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!
Начало формы