Индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО ЮГУ
ПРОЕКТ
по учебной дисциплине «История»
Образовательная система в России
Выполнил: Албот Андриан Александрович
студент 2 курса, ОЗУ - 22нд1
Руководитель:
Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна,
преподаватель истории
Нефтеюганск, 2023-2024 г.
СодержаниЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1. Образовательная система в России | 5 | |
1.1. | Принятие христианства на Руси | 5 |
1.2. | Первые школы на Руси | 5 |
1.3. | Образование в эпоху Петра I | 6 |
1.4. | Образование в Советском Союзе | 6 |
2. Современное образование | 7 | |
2.1. | Образовательная система современности | 7 |
2.2. | Возможные пути решения проблем | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 10 |
Введение
Актуальность данного исследовательского проекта заключается в изучение эволюции образовательной системы в России. Без изучения истории образования невозможно глубокого понимания истории государства в целом. С самых древних времен образование играет очень важную роль в эволюции человеческого рода. Первые университеты и колледжи развивали науку, влияли на социальные процессы и давали билет в жизнь талантливым людям. Образование – это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Уровень образования той или иной страны значительным образом влияет на положение этой страны в мировом сообществе, на ее силу и могущество или же слабость и беспомощность. Кроме того, определенный уровень образованности человека влияет на его статус в обществе, его положение и, в конечном итоге, на успешную или не успешную жизнь и деятельность.
Проблемой в изучении данной темы является то, что снизилось качество образования, которое происходит по многим причинам. Российские системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоретических знаний, в то время как практические умения и навыки практически не развиваться, а ведь главное в образовании – это умение применять знания на практике. Система образования не совершенна, но нужно стараться решить хотя бы те проблемы, которые способны повысить качество образования. Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.
В связи с этим, цель данной исследовательской работы – познакомиться с историей возникновения и развития образования в Древней Руси, изучить образовательную систему в современной России. В соответствии с целью мною были определены следующие задачи:
Методы исследования:
Глава 1. Образовательная система в России
В 988 г. под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним. Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и понятно.
Это событие имело огромное значение для истории России и оказало глубокое влияние на развитие культуры, образования и государственности. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени. Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам. Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.
На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. С проведением крещения на Руси перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Обучаться в школе, могли только мальчики. Было заведено, что мужчины должны быть более образованными, грамотными в общении. Девочки не должны быть грамотными, так как они станут домохозяйками, и будут заниматься лишь управлением домашнего хозяйства. Обучение грамоте мальчиков было необходимым, так как они управляли на Руси. Если мужчина занимал государственную должность, важно было не только уметь общаться, но и иметь хорошее образование, без чего управление государством было невозможно. Государство нуждалось в собственных грамотных священнослужителях разного уровня, эта роль тоже отводилась мужчинам. Судя по положению, можем сделать вывод, что в период Киевской Руси образование мужчинам было необходимо, а женщины в нем не нуждались.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести маломальскую образовательную деятельность.
1.3. Образование в эпоху Петра I
В эпоху Петра I были проведены реформы, направленные на модернизацию и западное образование. Были созданы первые университеты, академии и школы, где преподавались европейские науки и искусства. Образование стало доступным не только для дворян, но и для других слоев населения.
1.4.Образование в Советском Союзе
В период Советского Союза образование было бесплатным и обязательным для всех граждан. Была создана система школ, университетов и профессиональных учебных заведений. Особое внимание уделялось техническому и научному образованию. В этот период были достигнуты значительные успехи в области образования и науки.
Глава 2 Современное образование
2.1. Образовательная система современности
Современная образовательная система стремится обеспечить доступное и качественное образование для всех граждан. Она ориентирована на развитие интеллектуальных, социальных и практических навыков учащихся. Учебные программы включают широкий спектр предметов, таких как математика, науки, искусство, спорт и технологии.
Современная образовательная система активно использует различные методы обучения, такие как интерактивные уроки, проектная работа, групповые задания и практические занятия. Ученики имеют возможность развивать свои навыки самостоятельно и взаимодействовать с другими учащимися.
Но все же в системе российского образования существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.
Одной из главных проблем является снижение качества образования, которое происходит по многим причинам. На сегодняшний день, учащиеся больше направлены на теоретические знания, чем на практические, а ведь главное в образовании – это умение применять знания на практике. Учащиеся стали меньше рассуждать, искать альтернативные пути решения проблемы, проще все ответы найти в интернете в готовом виде. Вся информация в свободном доступе и зачастую система ЕГЭ становится не настолько информативной и эффективной, как должна быть. Речевые навыки учащихся ухудшаются, если раньше нужно было все учить наизусть и очень многое искать самому, рассуждать и додумывать, то сейчас не обязательно, в этом минус информационных технологий. Конечно, современные технологии, в то же время, открывают море возможностей, но их нужно уметь применить, нужна систематизированная схема, как правильно использовать ресурсы, как с помощью технологий заставить рассуждать и включать критическое мышление. Школа должна подготовить всесторонне-развитую личность в разных направлениях и выполнять не только обучающую, но и воспитательную функцию, что чаще откладывается на второй план, а ведь это так важно. Возможно, если уровень воспитанности молодого поколения будет выше, то уровень жизни общества тоже.
Система образования не совершенна, но нужно стараться решить хотя бы те проблемы, которые способны повысить качество образования. Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.
2.2. Возможные пути решения проблем
Усилить практическую направленность образования, внедрить в образовательные программы больше практических дисциплин, привлекать в образовательный процесс преподавателей – практиков, что усилит практико- ориентированную направленность обучения. Этим ликвидируется пробел в нехватке практических навыков у выпускников, что сделает их более конкурентоспособными на современном трудовом рынке.
Заключение
В заключение можно сказать, что образовательные парадигмы средневековья и современной образовательной системы имеют свои особенности и отличия. В средневековье образование было доступно только небольшому числу людей, преимущественно знати и духовенству. Оно было ориентировано на формирование религиозных знаний и навыков. В современной образовательной системе образование доступно для всех и ориентировано на развитие различных сфер человеческой жизни. Она стремится формировать универсальные навыки и знания, необходимые для успешной адаптации в современном обществе. Важно учитывать исторический контекст и прогрессивные изменения в образовании, чтобы обеспечить качественное и современное образование для всех. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояния экономики в целом. Поэтому сегодня качественное образование выгодно для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи. Следовательно, система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства.
Список литературы: