Требования к профессиональным качествам педагога при создании условий для поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Реализация ФГОС ДО диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО воспитатель должен обладать такими профессиональными качествами, которые помогут ему создать условия для поддержки инициативы, самостоятельности, воображения, детского творчества в игровой деятельности, развития коммуникативных способностей, умение работать в группе сверстников. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Виды деятельности, предусмотренные в образовательной программе, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
При работе с детьми от 1 до 2 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.
Условия, способы, средства поддержки деткой инициативы
Условия | Способы | Средства | |
-побуждать детей наблюдать, выделять, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; направлять поисковую деятельность детей; -поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью создания проблемных ситуаций, развивающих игрушек; -создавать разнообразную, часто сменяемую развивающую предметную образовательную среду; -обогащать опыт сенсорного восприятия ребёнка во всех областях — тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой, стимулируя поисковую активность ребёнка; -поддерживать и развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность в области самостоятельного движения, познания окружающего предметного мира, общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с миром природы, всегда предоставляя ребёнку необходимую помощь и поддержку в реализации его замысла; -активно использовать речь в качестве средства эмоциональной содержательной коммуникации, стимулировать речевую активность детей, поддерживать становление инициативной речи. | Социально-коммуникативное развитие - предоставление свободы выбора игрового оборудования, его доступность и разнообразие - передача элементарной игровой культуры ребёнку Познавательное развитие- использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребёнком действий с различными предметами - обеспечение использования собственных действий в познании различных объектов, дающих возможность накопления чувственного опыта Речевое развитие - ежедневное чтение детям - ежедневное использование в работе с детьми фольклора (потешки, стишки и пр.) в режимных моментах; - поощрение стремления ребёнка рассказывать о близких Художественно-эстетическое развитие - содержание в открытом доступе изобразительных материалов (по возрасту); Физическое развитие - открытый доступ к мягким модулям - создание условий для двигательной активности в группе, в зале, на прогулочном участке; - использование разнообразных форм двигательной активности; | Составные и динамические игрушки, материалы и вещества для экспериментирования (песок, вода); бытовые предметы-орудия (ложка, совок, лопатка и пр.); объекты природного и рукотворного мира | |
При работе с детьми от 2 до 3 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является экспериментирование с материалами и веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. | |||
Условия | Способы | Средства | |
-предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; -отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; -не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; -формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; -побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); -поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; -устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми; -проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки детей; -для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку; -содержать в доступном месте все игрушки и материалы; -поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка. | Социально-коммуникативное развитие - передача игровой культуры ребёнку - предоставление свободы выбора игрового оборудования - участие в играх детей по их приглашению в качестве партнёра и участника -изучение и перенос семейного опыта различных видов игр в группу Познавательное развитие -использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребёнком действий с различными предметами - обеспечение использования собственных действий в познании различных объектов, дающих возможность накопления чувственного опыта - организация речевого общения детей, обеспечивающего самостоятельное использование слов, обозначающих явления окружающей действительности - организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий Речевое развитие - ежедневное чтение детям - ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр и упражнений, фольклора; - поощрение стремления ребёнка рассказывать о личном опыте Художественно-эстетическое развитие - содержание в открытом доступе изобразительных материалов (по возрасту); - открытый доступ к строительному материалу; - разнообразие атрибутов музыкального центра; - организация мини-концертов для выступления детей; - оформление творческих выставок Физическое развитие - создание условий для двигательной активности в группе, в зале, на прогулочном участке; - использование разнообразных форм двигательной активности; - содействие расширению двигательной самостоятельности; - обогащение детей элементарными представлениями о сохранении здоровья | Составные и динамические игрушки, материалы и вещества для экспериментирования (песок, вода, тесто); бытовые предметы-орудия (ложка, совок, лопатка и пр.); объекты природного и рукотворного мира | |
При работе с детьми от 3 до 4 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельности | |||
Условия | Способы | Средства | |
-создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; -рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях; -отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; -всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; -помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; -способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; -ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; -не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; -учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; -уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; -создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; -всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности. | Социально-коммуникативное развитие - передача игровой культуры ребёнку - предоставление свободы выбора игрового оборудования - участие в играх детей по их приглашению в качестве партнёра и участника -изучение и перенос семейного опыта различных видов игр в группу Познавательное развитие -использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребёнком действий с различными предметами - обеспечение использования собственных действий в познании различных объектов, дающих возможность накопления чувственного опыта - организация речевого общения детей, обеспечивающего самостоятельное использование слов, обозначающих явления окружающей действительности - организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий Речевое развитие - ежедневное чтение детям - ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр и упражнений, фольклора; - поощрение стремления ребёнка рассказывать о личном опыте Художественно-эстетическое развитие - содержание в открытом доступе изобразительных материалов (по возрасту); - открытый доступ к строительному материалу; - разнообразие атрибутов музыкального центра; - организация мини-концертов для выступления детей; - оформление творческих выставок Физическое развитие - создание условий для двигательной активности в группе, в зале, на прогулочном участке; - использование разнообразных форм двигательной активности; - содействие расширению двигательной самостоятельности; - обогащение детей элементарными представлениями о сохранении здоровья | Сюжетно-ролевые игры с современной тематикой, игры с правилами, игры-драматизации, игры с гендерной направленностью. Гуашь, краски, разнообразный изо-материал, кисти, бумага, трафареты, салфетки, бросовый и игровой материал. Мягкие модули, конструктор напольный и настольный, лего, мелкие игрушки для обыгрывания, схемы, альбомы с образцами сооружений, бумага, природный и иной материал. | |
При работе с детьми от 4 до 5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками | |||
Условия | Способы | Средства | |
-способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением; -обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку; -создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр; -при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств; -не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр; -обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр); -привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения; -побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; -привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; -читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку. | Социально-коммуникативное развитие Образовательные ситуации: - в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. -устанавливания понятных для детей правил взаимодействия; -обсуждения правил, прояснения детьми их смысла, создание новых норм и правил - на понимание социальных норм и умений действовать в соответствии с ними; -на приобретение позитивного социального опыта создания и воплощения собственных замыслов, планирование собственной жизни в течение дня; -изменения или конструирования игрового пространства в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; -на принятие доступных возрасту решений; -обсуждения при участии взрослого важных событий со сверстниками; -совершения выбора и обоснования; -оценивания результатов своих действий индивидуально и в малой группе, команде; -на выбор пространства активности (площадки) по собственному желанию; -импровизации и презентации детских произведений (в праздниках и др.). -свободной игры детей в течение дня; -в которых детям нужна косвенная помощь; -предложения новых идей или способов реализации детских идей в игре; -участия детей в создании и обновлении игровой среды. Познавательное развитие проявления детской познавательной активности; -вопросов, требующих не только воспроизведения информации, но и мышления; -решения проблем в ходе обсуждения; -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; -использования дополнительных средств (двигательных, образных, в т. Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу; -предоставления возможности для активных исследований и экспериментирования. Речевое развитие Образовательные ситуации: -решения проблем в ходе обсуждения -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях Доступность, насыщенность и вариативность среды Художественно-эстетическое развитие Образовательные ситуации: - осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.; -создания детьми своих произведений; -принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; -оказания помощи и поддержки в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; -образовательные ситуации, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел; -поддержки детской инициативы в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; -организации события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей. Физическое развитие Образовательные ситуации -ежедневного предоставления детям возможности активно двигаться; -обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности -по приобщению к здоровому образу жизни; -способствующие проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; -использования различных методов обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. | Сюжетно-ролевые игры с современной тематикой, игры с правилами, игры-драматизации, игры с гендерной направленностью. Оборудование для экспериментирования, компас, весы, песок, вода, камни, магниты, лупа, микроскоп, природный материал, карта области, макеты, фото родного края, дидактические и развивающие игры. Детская художественная литература, наборы сюжетных картин, видеофильмы, мультфильмы, настольные игры, дидактические игры, кукольный театр, детская литература, предметы русской старины. Оборудование для экспериментирования, компас, весы, песок, вода, камни, магниты, лупа, микроскоп, природный | |
При работе с детьми от 5 до 6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно-познавательная инициатива | |||
Условия | Способы | Средства | |
-создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; -уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; -поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) -создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; -при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; -привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; -создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам. | Социально-коммуникативное развитие Образовательные ситуации: - в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. -устанавливания понятных для детей правил взаимодействия; -обсуждения правил, прояснения детьми их смысла, создание новых норм и правил - на понимание социальных норм и умений действовать в соответствии с ними; -на приобретение позитивного социального опыта создания и воплощения собственных замыслов, планирование собственной жизни в течение дня; -изменения или конструирования игрового пространства в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; -на принятие доступных возрасту решений; -обсуждения при участии взрослого важных событий со сверстниками; -совершения выбора и обоснования; -оценивания результатов своих действий индивидуально и в малой группе, команде; -на выбор пространства активности (площадки) по собственному желанию; -импровизации и презентации детских произведений (в праздниках и др.). -свободной игры детей в течение дня; -в которых детям нужна косвенная помощь; -предложения новых идей или способов реализации детских идей в игре; -участия детей в создании и обновлении игровой среды. Познавательное развитие проявления детской познавательной активности; -вопросов, требующих не только воспроизведения информации, но и мышления; -решения проблем в ходе обсуждения; -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; -использования дополнительных средств (двигательных, образных, в т. Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу; -предоставления возможности для активных исследований и экспериментирования. Речевое развитие Образовательные ситуации: -решения проблем в ходе обсуждения -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях Доступность, насыщенность и вариативность среды Художественно-эстетическое развитие Образовательные ситуации: - осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.; -создания детьми своих произведений; -принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; -оказания помощи и поддержки в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; -образовательные ситуации, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел; -поддержки детской инициативы в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; -организации события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей. Физическое развитие Образовательные ситуации -ежедневного предоставления детям возможности активно двигаться; -обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности -по приобщению к здоровому образу жизни; -способствующие проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; -использования различных методов обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. | Сюжетно-ролевые игры с современной тематикой, игры с правилами, игры-драматизации, игры с гендерной направленностью. Оборудование для экспериментирования, компас, весы, песок, вода, камни, магниты, лупа, микроскоп, природный материал, карта области, макеты, фото родного края, дидактические и развивающие игры. Детская художественная литература, наборы сюжетных картин, видеофильмы, мультфильмы, настольные игры, дидактические игры, кукольный театр, детская литература, предметы русской старины. Оборудование для экспериментирования, компас, весы, песок, вода, камни, магниты, лупа, микроскоп, природный | |
При работе с детьми от 6 до 7 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является расширение познавательной сферы, компетентности в различных областях практической предметности (в т.ч. орудийной деятельности) | |||
Условия | Способы | Средства | |
-вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; -спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; -создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; -обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; -поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; -создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; -при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; -проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; -презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) | Социально-коммуникативное развитие Образовательные ситуации: - в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. -устанавливания понятных для детей правил взаимодействия; -обсуждения правил, прояснения детьми их смысла, создание новых норм и правил - на понимание социальных норм и умений действовать в соответствии с ними; -на приобретение позитивного социального опыта создания и воплощения собственных замыслов, планирование собственной жизни в течение дня; -изменения или конструирования игрового пространства в соответствии с возникающими игровыми ситуациями; -на принятие доступных возрасту решений; -обсуждения при участии взрослого важных событий со сверстниками; -совершения выбора и обоснования; -оценивания результатов своих действий индивидуально и в малой группе, команде; -на выбор пространства активности (площадки) по собственному желанию; -импровизации и презентации детских произведений (в праздниках и др.). -свободной игры детей в течение дня; -в которых детям нужна косвенная помощь; -предложения новых идей или способов реализации детских идей в игре; -участия детей в создании и обновлении игровой среды. Познавательное развитие проявления детской познавательной активности; -вопросов, требующих не только воспроизведения информации, но и мышления; -решения проблем в ходе обсуждения; -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; -использования дополнительных средств (двигательных, образных, в т. Ч. Наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу; -предоставления возможности для активных исследований и экспериментирования. Образовательные ситуации: - создания собственного замысла и воплощения своих проектов; -проектной деятельности, презентации проектов; -образовательные ситуации инициирования детского любопытства, стимуляции стремлений к исследованию; -образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; -образовательные ситуации предложения детям самим выдвигать проектные решения; -образовательные ситуации, помогающие детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла; -образовательные ситуации обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта; -образовательные ситуации, помогающие детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта. Речевое развитие Образовательные ситуации: -решения проблем в ходе обсуждения -обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; -помогающие детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях Доступность, насыщенность и вариативность среды Художественно-эстетическое развитие Образовательные ситуации: - осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.; -создания детьми своих произведений; -принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; -оказания помощи и поддержки в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; -образовательные ситуации, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел; -поддержки детской инициативы в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; -организации события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей. Физическое развитие Образовательные ситуации -ежедневного предоставления детям возможности активно двигаться; -обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности -по приобщению к здоровому образу жизни; -способствующие проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; -использования различных методов обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. | Материал, карта области, макеты, фото родного края, дидактические и развивающие игры, ДМИ, м/д игры, пособия Оборудование для различных видов труда (тазики, щётки, лейки, салфетки, палочки-рыхлители, лопатки и др.) Нестандартное и спортивное оборудование, модули, инвентарь, атрибуты к подвижным играм, ТСО. |