Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Особенности развития физиологического и речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Познакомить педагогов с особенностями развития дыхательной функции, фонационного и речевого дыхания, с участием их в развитии речи детей с ТНР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Особенности развития физиологического

и речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Подготовила:

Учитель-логопед Иванова Светлана Вячеславовна

Москва, 2023г

Особенности развития физиологического

и речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Анатомо-физиологические основы речевого дыхания

Дыхание является важнейшей функцией жизнеобеспечения организма в связи с тем, что оно осуществляет газообмен. Благодаря дыхательному центру продолговатого мозга и высшим отделам центральной нервной системы образуется единая ритмически функционирующая система дыхания.

Важнейшим свойством, присущим сложно организованной нервной структуре дыхательного центра, является его врожденный автоматизм, поддерживающий ритмическую смену фаз дыхательного цикла «вдох — выдох».

Анатомически дыхательная система представляет собой комплекс образований, включающий: диафрагму, легкие с бронхами, трахею, гортань, ротовую и носовую полости. Дыхательные пути образуют непрерывный открытый проход воздуха, ведущий в легкие. Легкие являются основным органом дыхания, и именно в них происходит газообмен, при этом красные кровяные клетки отдают свой углекислый газ обратно в воздух и набирают новый кислород. Помимо того, что носовая, ротовая полости и глотка являются внутренней частью дыхательного аппарата, они участвуют в процессе увлажнения и нагревания воздуха перед его поступлением в гортань.

Правое и левое легкое состоят из разного количества долей. Передвижение воздуха во время вдоха и выдоха осуществляется благодаря попеременному увеличению и уменьшению размеров грудной клетки. Расширение грудной клетки вызывают два механизма: поднятие ребер и уплощение диафрагмы за счет ее сокращения.

К основным мышцам, участвующим в дыхании, кроме диафрагмы, относятся мышцы грудной клетки и межреберные мышцы. Для вдоха требуется значительное напряжение всех мышц. Для осуществления выдоха не требуется сокращений большого количества мышц, т.к. он осуществляется за счет расслабления диафрагмы.

Диафрагма, ее роль в дыхании

Диафрагма является уникальной непарной мышцей. Ее работа зависит от мышечного тонуса, внутрибрюшного давления, состояния брюшного пресса (т. е. мышц живота), положения тела. Помимо этих функциональных особенностей объем дыхания зависит от формы грудной клетки и конституции человека. Важными показателями положения диафрагмы как грудобрюшной преграды являются возраст и пол: у подростков она расположена выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.

Диафрагма играет особую роль в процессе дыхания. Во многих исследованиях подчеркивается, что она является основной дыхательной мышцей, которая изменяет объем грудной клетки. Мышечная активность диафрагмы включена в течение всей фазы вдоха и продолжается до начала фазы выдоха.

При сокращении диафрагмальной мышцы, наряду с активизацией грудных и межреберных мышц, происходит вертикальное увеличение грудной клетки и снижение внутригрудного давления. Благодаря этому происходит вдох. Такое дыхание называется полным, смешанным или грудобрюшным. Принято считать его наиболее оптимальным. Преимущества такого типа дыхания заключаются в следующем: расширяется нижний отдел грудной клетки, расправляются легкие, в связи с чем улучшаются условия газообмена.

Верхнереберный тип дыхания не является физиологически оправданным, т. к. при нем используется верхняя, наименьшая по объему, доля. Нормальная глубина вдоха осуществляется сравнительно небольшими по своей амплитуде движениями грудной клетки, поэтому нормальный вдох является незаметным для внешнего наблюдения. Для педагога важным является то, что при полном вдохе имеется выпячивание брюшной стенки. Этот показатель может использоваться и в технологиях развития дыхательной функции при постановке голоса.

В процессе устной речи в диафрагмальной мышце производятся тонкие колебательные движения, которые по времени соответствуют произнесению звуков речи. Эти сокращения диафрагмальной мышцы «наслаиваются» на постепенное расслабление мышцы, которое соответствует процессу речевого выдоха. В отличие от физиологического дыхания диафрагма при речевом выдохе сохраняет активное состояние до конца выдоха. Это «сотрудничество» диафрагмы с грудными мышцами создает «опору» дыханию и произносимому звуку. Центральные механизмы четко регулируют и координируют сокращение диафрагмальной мышцы в процессе речевого выдоха и самого производства речи. По признаку участия диафрагмы в речевом процессе диафрагмальную мышцу считают речевой.

В процессе речи органы дыхания, наряду с основной физиологической функцией газообмена, играют также голосообразующую роль. В отличие от физиологического, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи и процессом ее развития в онтогенезе.

Дыхание в процессе речи имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями. Вдох в начале речи характеризуется быстротой и бóльшим, по сравнению со спокойным дыханием, объемом воздуха. Глубина вдоха значительно варьирует в зависимости от внутреннеречевого программирования последующего высказывания. В процессе речи вдох осуществляется только через рот. Особое значение в это время имеет произвольный характер длительности выдоха, что регулируется напряжением межреберных и грудных мышц. Длительность речевого выдоха подчинена и зависит от семантического и лексико-грамматического наполнения высказывания. Речевой выдох меняется не только от объема информации, которую сообщает говорящий, но и зависит от силы голоса, ритмоинтонационной стороны речи. В связи с этим выдох осуществляется медленнее по сравнению с физиологическим, не имеет перерывов на дополнительные вдохи.

В целом речевое дыхание, т. е. моменты речевых вдохов и процессы речевых выдохов, согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с синтагматическими паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы. Они возникают на границе между предложениями и между синтагмами в ходе устного высказывания. Таким образом, речевое дыхание является физиологической основой реализации устной речи и внешним проявлением внутренней программы.

Развитие дыхательной функции, фонационного и речевого дыхания у детей, их участие в развитии речи

Структурно-функциональные основы дыхательной системы закладываются еще до рождения ребенка. Начиная с первого вдоха, завершается расправление легочной ткани, усиление легочного капиллярного кровотока, что обеспечивает эффективную вентиляцию легких и стабилизацию насыщения артериальной крови кислородом. У детей первых дней жизни в период бодрствования дыхание отличается неравномерным характером при сравнительно однообразной форме дыхательного движения и небольшими колебаниями тонуса мускулатуры, участвующей в дыхании.

В возрасте от 7–8 дней жизни до 2,5–3 месяцев дыхательные движения остаются крайне непостоянными по ритму, глубине и скорости протекания фаз дыхательного цикла. В первые месяцы жизни тонус дыхательной мускулатуры почти непрерывно и беспорядочно колеблется.

Лишь с 4–5-го месяцев жизни дыхательные движения становятся менее хаотичными, упорядочивается ритм дыхания, в то время как амплитуда, форма дыхательного движения и тонус мускулатуры все еще остаются неустойчивыми: в дыхании участвуют то мышцы живота, то диафрагма и мышцы грудной клетки.

Характер дыхания изменяется очень медленно в течение последующих лет жизни ребенка. При этом параллелизм в выравнивании различных показателей дыхания отсутствует: быстрее всего выравнивается ритм, медленнее — форма, еще более медленно — глубина дыхательных движений и тонус мускулатуры. Грудобрюшное и равномерное дыхание устойчиво формируются только к 13–14 годам.

Фонационное дыхание, т. е. дыхание во время крика, плача, произнесения гласных звуков, используется рано. Новорожденные дети могут достаточно длительно производить крик на одном выдохе. В младшем возрасте это дыхание можно отнести к физиологическому, хотя оно осуществляет не только процессы газообмена, но и участвует в произнесении звука, т.е. фонации. Термин «фонация» можно считать синонимом понятия «голосообразование».

Последовательность развития дыхательной функции у ребенка.

У младенцев в первые 1–2 месяца жизни отмечается инфантильная схема дыхания: преобладание диафрагмального дыхания, т. е. дыхания «животом», большая его частота, недостаточная глубина и неустойчивый ритм. Уже в первые месяцы жизни ребенка идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В процессе гуления, лепета и последующих этапов речевого развития эти предпосылки тренируются и достигают достаточно хорошего уровня координаторного взаимодействия.

С 1 года до 3 лет речевые возможности ребенка ограничиваются пословной речью и короткими дву- трехсловными фразами. Такая речь произносится как во время выдоха, так и во время вдоха. Только к 3 годам произнесение слова в фазе выдоха происходит достаточно стабильно.

У здоровых детей в 4–6-летнем возрасте, не имеющих нарушений речи, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования.

К 5 годам у детей начинает наблюдаться в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (при беге, волнении, в разговоре со взрослым и т. д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.

Простые речевые задачи детьми 5–6 лет реализуются на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они могут произносить трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой, стихотворные тексты с короткими строфами. В этом возрасте усложнение речевой задачи в виде четырех-пятисловных фраз, введение новых для ребенка слов приводит к нарушению речевого дыхания, так же как и усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане. Это проявляется в том, что ребенку бывают необходимы дополнительные вдохи, задержка дыхания в процессе высказывания и т.п., что вызывает его прерывистость и отсутствие интонационной завершенности. Отмечается «захлебывающаяся» речь, когда слова произносятся в процессе как выдоха, так и вдоха. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, укороченный выдох или неправильно направленная воздушная струя могут приводить к искажению звуков в речи.

Только к 10 годам произнесение сложной фразы детьми, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т.е. речевой выдох растягивается во времени в соответствии с длиной запланированного высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит становление речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов.

Особенности физиологического и речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Физиологическое дыхание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, используется неоптимальный тип наполнения легких (верхние или средняя доля), ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической или эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Дети с нарушениями речи не могут производить длительного фонационного и речевого выдоха, что также свидетельствует о малом объеме легких. Если в онтогенезе речевое дыхание у детей без отклонений в развитии формируется спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается с большой задержкой и требует применения здоровьесберегающих логопедических технологий.

В процессе речевого высказывания у таких детей отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, иногда — судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки. В целом детям с нарушениями речи характерна незрелость координаторных взаимоотношений между речевым дыханием и артикуляцией в процессе устной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи речевое дыхание отстает в сроках своего развития от нормы, начинает формироваться лишь в школьном возрасте.

У детей с общим недоразвитием речи речевое дыхание спонтанно, как правило, не формируется или к концу дошкольного возраста находится на низкой ступени своего развития при условии систематических логопедических занятий.

При разных речевых расстройствах, наряду с общими явлениями недоразвития физиологического и речевого дыхания, имеются специфические особенности. Так, при дизартрии дыхательные нарушения соответствуют тяжести общего двигательного поражения даже при остаточных явлениях детского церебрального паралича. Особенно часто нарушения дыхания наблюдаются при наличии гиперкинетической дизартрии. Поскольку при разных формах дизартрии нарушено формирование произвольных движений, вследствие чего дети не могут произвольно задержать как

вдох, так и выдох, у них плохо дифференцируются носовой и ротовой вдох и выдох, спонтанно не формируется грудобрюшной тип дыхания. Фонационный выдох в сравнении с нормой укорочен почти в два раза. Для них характерен длительный латентный период между вдохом и началом речи. Речевое дыхание характеризуется и недостаточным вдохом, и быстрым выдохом, что ведет к тихой, иногда едва слышимой речи, а в некоторых случаях при нарушении иннервации голосовых складок наблюдается хриплость голоса. Дети с дизартрией могут произносить отдельные слова как на выдохе, так и на вдохе. Фраза произносится с перерывом на дополнительный вдох.

При заикании дыхание может прерываться судорогами дыхательных мышц, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Иногда перед тем, как говорить, ребенок вдыхает и сразу же выдыхает, а затем в процессе полного выдоха пытается произнести слово и даже фразу.

У детей с ринолалией дыхание учащенное, поверхностное, фонационный выдох резко укорочен, отсутствует дифференциация носового и ротового дыхания.

При любой патологии голоса, независимо от природы дефекта, речевой выдох характеризуется непродолжительностью, в целом нарушается синхронность дыхания, голоса и артикуляции.

Таким образом, детям с разными речевыми нарушениями требуется целенаправленная коррекционная работа по формированию грудобрюшного типа дыхания для того, чтобы использовать его в дальнейшем для развития речевого дыхания.

Список использованной литературы:

1. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Ю.О.Филатова, Т.Г.Хатнюкова-Шишкова «Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания». Москва, 2017г

2. Т.А.Воробьёва, П.А.Воробьёв «Дыхание и речь», Москва, 2019г

3. А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет», М. «ТЦ Сфера», 2020г

4. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», Москва, 2014г

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области