СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
К. С. Козакова
Эмоциональную сферу человека составляет спектр чувств, переживаний, состояний и эмоций.
Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [3].
Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях могут возникать неадекватные эмоциональные реакции, такие, как страх, тревожность, агрессия.
«Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [1].
У детей, испытывающих страхи, может наблюдаться тревожность, неуверенность в себе, боязнь окружающих.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [3].
Современному младшему школьнику необходима помощь в преодолении негативных эмоций.
Психологическая коррекция - преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого -педагогических воздействий [4].
Одним из способов коррекции страхов и тревожности у детей является сказкотерапия.
Применение этой технологии в психологической помощи дает возможность выхода негативных эмоций у детей посредством театрализованной деятельности. Это предоставляют ребенку возможность проигрывать конфликтную ситуацию наиболее приемлемым для его психики способом.
По мнению психолога С. А. Черняевой, «сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии» [5].
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций», то есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей [2].
На базе ГКОУ ВО «Специальной (Коррекционной) школы - интерната» г. Владимира был проведен комплекс мероприятий по коррекции страхов у младших школьников с применением технологии сказкотерапии. Занятия были направлены на повышение уверенности детей в себе, знакомство с чувствами, развитие доверия, формирование позитивного отношения к сверстникам, снятие эмоционального напряжения, развитие у детей умения справляться с чувствами и выражать их, формирование у младших школьников навыков самостоятельно достигать состояния эмоционального покоя.
В содержании коррекционной программы использовались сказки: «Смелый зайка», «Девочка», «Я - лев», «Как котенок потерялся», «Цветок», «Сказка про зайчика, который боялся темноты», «Сказка про командировку» и др.; игры: «Доброе животное», «Лев», «Узнай по голосу», «Хорошее настроение» и коррекционные упражнения.
Сказкотерапия проходит в игровой форме, поэтому ребенок чувствует себя комфортно. Поигрывая ситуацию в сказочной обстановке, дети имеют много способов разрешить какую - либо ситуацию в реальности. Занятия развивают у младших школьников фантазию, творческие способности.
Комплекс занятий проводился с 3 группами младших школьников 5-6 летнего возраста по 10 человек в каждой. Программа состояла из 15 занятий длительностью по 40 минут. Периодичность встреч - раз в неделю.
Для исследования страхов и тревожности у младших школьников нами были использованы следующие методики:
1) тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки;
2) методика А. И. Захарова, М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки показал следующие результаты (см. таблица № 1).
Таким образом, показатели тревожности после применения программы снизились. Количество детей с высоким индексом тревожности уменьшилось (в первой группе - на 20%, во второй - на 10%; в третьей – на 20%).
Результаты первичной и вторичной диагностик на основе методики А. И. Захарова, М.А. Панфиловой определили следующие показатели (см. таблица № 2).
Таким образом, при сравнении результатов первичной и вторичной диагностик были установлены изменения у испытуемых детей. Ярко выраженными является снижение показателей меди- цинских страхов (страх перед уколами в каждой из трех групп снизился на 30%; страх перед врачами в первой группе уменьшился на 20%, во второй и третьей группах - на 30%; снижение страха боли - на 20% в первой группе, на - 30% во второй и на 10% - в третьей группе; страх крови в первой и во Второй группах снизился на 20%, в третьей - на 30%) и социально-опосредованных страхов (страх одиночества в первой и третьей группах снизился на 10%, во второй на 20%; страх родителей в трех группах уменьшился на 20%).
Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, мы выявили положительную тенденцию изменений в эмоциональной сфере младших школьников. После применения коррекционной программы показатели страхов и тревожности снизились. Использование данной технологии показало свою эффективность.
Таблица №1
Результаты методики на выявление тревожности детей В. Амена, Р. Тэммла, М.Дорки
Индекс тревожности | Результаты первичной диагностики (%) | Результаты вторичной диагностики (%) | ||||
1 гр. | 2 гр. | 3гр. | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | |
Низкий уровень тревожности | 30 | 20 | 30 | 50 | 40 | 60 |
Средний уровень тревожности | 40 | 50 | 50 | 40 | 40 | 40 |
Высокий уровень тревожности | 30 | 30 | 20 | 10 | 20 | 0 |
Таблица №2
Результаты методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой
Критерий | Результаты первичной диагностики (%) | Результаты вторичной диагностики (%) | ||||
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 1 гр. | 2гр. | 3 гр. | |
Страх одиночества | 90 | 80 | 90 | 80 | 60 | 80 |
Страх родителей | 80 | 70 | 80 | 60 | 50 | 60 |
Страх перед уколами | 90 | 100 | 100 | 60 | 70 | 70 |
Страх перед животными | 80 | 90 | 100 | 50 | 60 | 60 |
Страх снов | 90 | 100 | 90 | 70 | 80 | 70 |
Страх чудовищ | 80 | 80 | 80 | 60 | 60 | 60 |
Страх темноты | 100 | 90 | 90 | 80 | 70 | 60 |
Страх перед врачами | 100 | 100 | 90 | 80 | 70 | 60 |
Страх крови | 90 | 80 | 90 | 70 | 60 | 60 |
Страх боли | 100 | 100 | 90 | 80 | 70 | 80 |
Страх смерти родителей | 70 | 80 | 80 | 60 | 70 | 70 |
Страх умереть | 80 | 70 | 80 | 70 | 70 | 70 |
Страх войны | 60 | 50 | 50 | 60 | 40 | 40 |
Страх высоты | 70 | 80 | 80 | 60 | 60 | 70 |
Страх глубины | 80 | 90 | 70 | 70 | 70 | 60 |
Страх замкнутого пространства | 60 | 70 | 70 | 60 | 60 | 60 |
Страх огня и пожара | 70 | 80 | 90 | 60 | 60 | 70 |
Страх резких звуков | 90 | 100 | 80 | 70 | 70 | 60 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ