Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Сказкотерапия как технология психологической коррекции эмоциональной сферы младших школьников"

Поделиться опытом применения сказкотерапии в борьбе с тревожностью и страхами у младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

К. С. Козакова

Эмоциональную сферу человека составляет спектр чувств, переживаний, состояний и эмоций.

Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [3].

Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях могут возникать неадекватные эмоциональные реакции, такие, как страх, тревожность, агрессия.

«Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [1].

У детей, испытывающих страхи, может наблюдаться тревожность, неуверенность в себе, боязнь окружающих.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [3].

Современному младшему школьнику необходима помощь в преодолении негативных эмоций.

Психологическая коррекция - преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого -педагогических воздействий [4].

Одним из способов коррекции страхов и тревожности у детей является сказкотерапия.

Применение этой технологии в психологической помощи дает возможность выхода негативных эмоций у детей посредством театрализованной деятельности. Это предоставляют ребенку возможность проигрывать конфликтную ситуацию наиболее приемлемым для его психики способом.

По мнению психолога С. А. Черняевой, «сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии» [5].

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций», то есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей [2].

На базе ГКОУ ВО «Специальной (Коррекционной) школы - интерната» г. Владимира был проведен комплекс мероприятий по коррекции страхов у младших школьников с применением технологии сказкотерапии. Занятия были направлены на повышение уверенности детей в себе, знакомство с чувствами, развитие доверия, формирование позитивного отношения к сверстникам, снятие эмоционального напряжения, развитие у детей умения справляться с чувствами и выражать их, формирование у младших школьников навыков самостоятельно достигать состояния эмоционального покоя.

В содержании коррекционной программы использовались сказки: «Смелый зайка», «Девочка», «Я - лев», «Как котенок потерялся», «Цветок», «Сказка про зайчика, который боялся темноты», «Сказка про командировку» и др.; игры: «Доброе животное», «Лев», «Узнай по голосу», «Хорошее настроение» и коррекционные упражнения.

Сказкотерапия проходит в игровой форме, поэтому ребенок чувствует себя комфортно. Поигрывая ситуацию в сказочной обстановке, дети имеют много способов разрешить какую - либо ситуацию в реальности. Занятия развивают у младших школьников фантазию, творческие способности.

Комплекс занятий проводился с 3 группами младших школьников 5-6 летнего возраста по 10 человек в каждой. Программа состояла из 15 занятий длительностью по 40 минут. Периодичность встреч - раз в неделю.

Для исследования страхов и тревожности у младших школьников нами были использованы следующие методики:

1) тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки;

2) методика А. И. Захарова, М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки показал следующие результаты (см. таблица № 1).

Таким образом, показатели тревожности после применения программы снизились. Количество детей с высоким индексом тревожности уменьшилось (в первой группе - на 20%, во второй - на 10%; в третьей – на 20%).

Результаты первичной и вторичной диагностик на основе методики А. И. Захарова, М.А. Панфиловой определили следующие показатели (см. таблица № 2).

Таким образом, при сравнении результатов первичной и вторичной диагностик были установлены изменения у испытуемых детей. Ярко выраженными является снижение показателей меди- цинских страхов (страх перед уколами в каждой из трех групп снизился на 30%; страх перед врачами в первой группе уменьшился на 20%, во второй и третьей группах - на 30%; снижение страха боли - на 20% в первой группе, на - 30% во второй и на 10% - в третьей группе; страх крови в первой и во Второй группах снизился на 20%, в третьей - на 30%) и социально-опосредованных страхов (страх одиночества в первой и третьей группах снизился на 10%, во второй на 20%; страх родителей в трех группах уменьшился на 20%).

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, мы выявили положительную тенденцию изменений в эмоциональной сфере младших школьников. После применения коррекционной программы показатели страхов и тревожности снизились. Использование данной технологии показало свою эффективность.

Таблица №1

Результаты методики на выявление тревожности детей В. Амена, Р. Тэммла, М.Дорки

Индекс тревожности

Результаты первичной диагностики (%)

Результаты вторичной диагностики (%)

1 гр.

2 гр.

3гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

Низкий уровень тревожности

30

20

30

50

40

60

Средний уровень тревожности

40

50

50

40

40

40

Высокий уровень тревожности

30

30

20

10

20

0

Таблица №2

Результаты методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой

Критерий

Результаты первичной диагностики (%)

Результаты вторичной диагностики (%)

1 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

2гр.

3 гр.

Страх одиночества

90

80

90

80

60

80

Страх родителей

80

70

80

60

50

60

Страх перед уколами

90

100

100

60

70

70

Страх перед животными

80

90

100

50

60

60

Страх снов

90

100

90

70

80

70

Страх чудовищ

80

80

80

60

60

60

Страх темноты

100

90

90

80

70

60

Страх перед врачами

100

100

90

80

70

60

Страх крови

90

80

90

70

60

60

Страх боли

100

100

90

80

70

80

Страх смерти родителей

70

80

80

60

70

70

Страх умереть

80

70

80

70

70

70

Страх войны

60

50

50

60

40

40

Страх высоты

70

80

80

60

60

70

Страх глубины

80

90

70

70

70

60

Страх замкнутого пространства

60

70

70

60

60

60

Страх огня и пожара

70

80

90

60

60

70

Страх резких звуков

90

100

80

70

70

60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области