Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формы взаимодействия детей, родителей и педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формы взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ

Современные тенденции ставят педагогический коллектив, стремящийся эффективно выполнять свои педагогические функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленника. В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество. Задача педагогического коллектива – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка. И первый шаг в формировании новых отношений с родителями должен сделать педагогический коллектив.

Совместная деятельность и деятельностное общение в процессе реализации и презентации семейных проектов способствуют полноценной организации семейной жизнедеятельности, обеспечивают рост взаимопонимания между ее членами, помогают совершенствовать процесс нравственного воспитания ребенка. Для педагогического коллектива дошкольного учреждения – это попытка приблизиться к проблемам и потребностям семей, понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, обеспечить участие родителей в образовательном процессе.

Гуманизация дошкольного образования, стремление к личностно-ориентированному воспитанию требуют от педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений перехода на новый уровень взаимодействия с детьми и родителями по всем направлениям работы.

Педагогами и психологами подчеркивается необходимость воспитания детей с первых лет жизни в духе общечеловеческих ценностей: доброжелательности к окружающим, любви к своей семье и Родине, уважение к труду взрослых, толерантности и миролюбия, сопереживания и сочувствия. Однако существующая в настоящее время напряженность в социально-экономической обстановке, отсутствие институтов, на деле заботящихся об обогащении личностного мира людей, содержание их ценностей, обусловливает, как справедливо отмечают во многих исследованиях, всевозрастающую духовную опустошенность, эмоциональную отчужденность, тревожность, неуверенность, препятствует процессу интериоризации универсальных общечеловеческих нравственных ценностей в сферу личностных смыслов ребенка, отрицательно сказываясь на эмоциональной регуляции поведения и сознания.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, внесли коррективы в отношения детей и родителей в семье. Детско-родительские отношения характеризуются дистантностью даже в часы совместного семейного досуга. При этом наблюдается стремление детей к совместной деятельности с разными членами семьи. Эмоционально-личностные отношения детей и родителей обеднены, в том числе отсутствием разнообразных семейных традиций. Наблюдается высокая степень напряженности в отношениях, эмоциональная отчужденность между родителями и прародителями (бабушками и дедушками). А ведь именно в семье у ребенка закладываются нравственные основы, начинает «складываться «образ семьи», приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми.

В некоторой степени «исправить» такое положение может детский сад. Он имеет возможность обогащать и корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации, организовывать совместную деятельность, в которой найдут выражения их чувства друг к другу. Но для этого в первую очередь необходимы эффективные средства. Мы предполагаем, что таким средством может стать разработка и реализация семейных проектов. Именно совместная деятельность и деятельностное общение в процессе реализации и презентации семейных проектов способствуют полноценной организации семейной жизнедеятельности, обеспечивают рост взаимопонимания между ее членами, помогают совершенствовать процесс нравственного воспитания ребенка.

С нашей стороны, проектная работа – это попытка приблизиться к проблемам и потребностям семей, понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, обеспечить участие родителей в образовательном процессе. Работа над проектами позволила нам выстроить новую модель педагогического взаимодействия, где в центре не педагог, а ребенок, где ребенок становиться ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно-конструктивными.

Целью построения сотрудничества в процессе реализации семейных проектов является: установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, создание атмосферы общности интересов, поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, содействие успешной социализации детей в обществе.

Предполагает решение следующих задач:

обеспечить участие родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения;

активизировать воспитательные возможности и творческие способности родителей;

способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

использовать опыт семейного воспитания.

Построение новой модели взаимодействия предполагает привлечение талантливых, высококвалифицированных, уже проявивших себя педагогов, успешных и коммуникабельных, готовых к непрерывному профессиональному совершенствованию, с учетом их пожеланий и потребностей. Организация работы основывается на овладении педагогами нескольких ролевых моделей:

роль советника (помощь в планировании работы, осуществлении развивающего воздействия на ребенка);

роль наставника (помощь и консультирование родителей в процессе совместной деятельности, направленной на творческое самовыражение и саморазвитие);

роль помощника (разработка теоретических аспектов).

С педагогами, участвующими в данной работе, были проведены семинары и практикумы с целью формирования установки на доверительное, безоценочное взаимодействие с родителями, развития умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения, ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для построения работы с каждой семьей, умения прогнозировать результаты.

Каждому педагогу необходимо помнить, что дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Таковыми являются:

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

система в работе.

Работа с родителями строится по двум направлениям:

повышение педагогической и общей культуры родителей;

содействие совместной деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома.

Некоторые формы и методы работы с взрослыми членами семьи непосредственно связаны с содержанием работы над семейным проектом и направлены на обогащение совместной творческой деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома.

Сначала к семейному проектированию привлекались активные представители родительской общественности. Интерес к данной совместной деятельности постепенно повышался. В группах дети делились впечатлениями со своими сверстниками, а те, в свою очередь – с родителями, часть из которых, кто из любопытства, а кто, решив выполнить просьбу ребенка – решили принять участие в интересном деле и постепенно включались в работу.

Таким образом, совместными усилиями детей, родителей и педагогов были разработаны, реализованы и представлены такие семейные проекты, как «Моя родословная», «Наши увлечения», «Семейная реликвия», «Наша семейная коллекция».

Семейный проект «Моя родословная»

Актуальность: в современной России происходит возрождение массовой православной обрядности. Вновь актуальны экономические основы ведения родословной (появление частной собственности и другие экономические преобразования). Соответственно возникает необходимость изучать традиции, обычаи, некогда принятые и существовавшие в народной культуре.

Условия, необходимые для проведения эффективной работы по составлению родословной:

1. Владение педагогами знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки этой традиции.

2. Заинтересованность и неравнодушие родителей к данному виду деятельности.

3. Наличие у детей достаточного уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства.

Задачи:

1. Формировать представления об отношениях родства, расширять знания о семье.

2. Обогащать словарный запас терминами родства, развивать словеснологическое мышление.

3. Развивать чувство ответственности перед памятью своих предков.

4. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков.

5. Способствовать сплочению членов семьи, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Этапы работы:

1. Овладение педагогами теоретическими знаниями о родословной, традициями ее составления, способами составления.

2. Анкетирование родителей, индивидуальные беседы (выявление их отношения к данному вопросу, повысить заинтересованность), консультационная работа (разъяснение целей и задач, рекомендации, вооружение более подробной информацией).

3. Работа с дошкольниками по ознакомлению с семьей, ее составом, социальными ролями и родственными отношениями (репродукции произведений живописи и графики, относящиеся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи для игр, рассказы о своей семье, рисование семьи и др.).

4. Ознакомление дошкольников с родословной (ребенок не только член своей семьи, но и представитель своего рода, поколения).

5. Составление родословной.

6. Выставка родословных, совместный досуг, посвященный семье, родословной (проводится в конце учебного года, в Международный день семьи 15 мая).

Эффективность:

данная работа способствует установлению преемственности поколений, сплочению членов семьи, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы;

позволяет расширить представления дошкольников об отношениях родства, сформировать знания о семье.

Форма презентации: представление родословных на празднике в Международный день семьи.

Семейный проект «Наши увлечения»

Реализация данного проекта происходит в процессе организации традиционных встреч с родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками детей, и совместной презентации своих семейных увлечений.

Цель традиционных встреч: создание благоприятных условий, способствующих налаживанию контактов с взрослыми и детьми, закрепление и расширение представлений о мире человека.

Содержание встреч: веселье и развлечение, а также введение познавательных элементов, связанных с закреплением представлений о свойствах предметов, с формированием первоначальных представлений о деятельности людей (профессиональной и бытовой).

Ценность традиционных встреч: родители рассказывают о своих профессиях и увлечениях, делятся воспоминаниями детских лет, отвечают на многочисленные вопросы ребят и дают напутствия для дальнейшей жизни; у детей появляется гордость за своих родителей, формируется интерес к семье, ее истории и традициям.

Нередко родители сами выступают инициаторами проведения таких встреч, вечеров, творческих конкурсов. Задача педагогов – поддерживать любую добрую инициативу родителей, помочь реализовать задуманное, предоставив простор для творчества.

Эффективность: сотрудничество педагогов, родителей и детей значительно повышает уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми.

Форма презентации: фотовыставка и выставка творческих работ родителей, педагогов и воспитанников «Мое увлечение».

Проект «Наша семейная коллекция»

Для формирования познавательной активности старших дошкольников и сплочению детско-родительских отношений интерес представляет такое направление, как семейное коллекционирование.

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску.

Во-вторых, многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

В-третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее, получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Цель: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, установление тесного сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Поддерживать интерес воспитанников к определенному виду деятельности, поощрять активность и самостоятельность.

2. Создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

3. Повышать заинтересованность родителей в деятельностном общении с ребенком, его всестороннем развитии и успешной социализации.

Чтобы сделать сотрудничество детей, родителей и педагогов эффективным, на наш взгляд, необходимо:

наладить постоянный и продуктивный диалог между заинтересованными субъектами (на уровне совместных разработок, проектов, мероприятий и т.д.)

создать единый, постоянно обновляющийся информационный банк методических разработок, рекомендаций, на основе которого педагоги могли бы проектировать наиболее эффективные образовательные маршруты, определять цели, формы и методы воспитательно-образовательной работы;

разработать для родителей рекомендации, памятки по интересующим их вопросам.

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо использовать методы, способствующие поддержанию их интереса к коллекционированию:

• участие детей в пополнении коллекции;

• организация совместного поиска информации;

• организация просмотров коллекций, выставок, презентаций с продумыванием экспозиции;

• составление рассказов о своей коллекции.

Следует обращать особое внимание детей и родителей на необходимость расширения и уточнения представлений по теме коллекции, определить способы получения информации. При выборе теоретического материала взрослым важно четко ориентироваться на возрастные возможности детей, уровень их знаний, представлений, опыт сенсорного и эстетического восприятия. Следует опираться, прежде всего, на предметы и информацию, доступные пониманию детей. Материал должен вызывать эмоциональный отклик, интерес, быть близким личному опыту ребенка.

Эффективность: коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства: способствует сплочению детей, родителей и педагогов, дает импульс развитию творчества.

Форма презентации: представление семейных коллекций.

Проект «Семейная реликвия»

Традиция хранения семейных реликвий во многом утрачена, представления о них в современном обществе весьма расплывчаты. Ознакомление дошкольников с семейными реликвиями невозможно без взаимопонимания, тесного и постоянного контакта с родителями. Работу с родителями мы начинаем с проведения анкетирования, индивидуальных бесед, в ходе которых выявляется отношение к данному виду деятельности, разъясняются цели и задачи. Чаще всего педагоги находят отклик и поддержку. Родителям, проявившим заинтересованность, мы рекомендуем почерпнуть более подробную информацию в пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам. Познавательные и полезные сведения можно найти в сети Интернет.

Задача знакомства с семейными реликвиями возникла случайно в процессе ознакомления детей с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями, с ее историей. Чрезвычайно важно, чтобы дети усвоили, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна по-своему. Ребенок узнает, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов.

Семейные реликвии вызвали большой интерес для детей и взрослых. Ведь легче всего можно показать детям изменения, происходящие в мире, на примерах простых и доступных – на примере истории своей семьи. Постепенное освоение окружающего пространства, углубление представлений о времени с опорой на собственный опыт, личные эмоции, чувства, переживания позволяют сформировать у ребенка целостное восприятие окружающего мира. Такой подход более всего соответствует возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Поскольку данный вид деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить педагогические задачи для дошкольников и родителей:

формировать у детей представления об отношениях родства, расширять знания о семье, развивать словесно-логическое мышление;

побуждать родителей к изучению истории своей семьи;

воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков;

способствовать сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.

Эффективность: у детей закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, что имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Данная работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова – преемственности поколений, исторического развития в целом. Сотрудничество детей, педагогов и родителей на основе общей деятельности значительно повышает уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми.

Форма презентации: представление семейных реликвий.

В целом, анализ взаимодействия детского сада и семьи в рамках проектной деятельности позволяет сделать вывод о положительном влиянии содержательной совместной деятельности детей и родителей на процесс формирования «образа семьи» у дошкольников и воспитание будущего семьянина.

Реализация семейных проектов позволила добиться следующих результатов:

повышение уровня всестороннего развития ребенка, его социализации;

достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка и общества;

создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами;

увеличение активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе, имеющих возможность самоактуализироваться;

изменение общественного мнения и осознание престижности родительства;

установление тесного сотрудничества дошкольного учреждения с другими социальными и образовательными учреждениями города;

популяризация опыта работы через СМИ.

Такое взаимодействие приносит неоценимую пользу для всех участников воспитательно-образовательного процесса. Руководителями ДОУ разрабатываются методические материалы для педагогов, родителей, а также дидактические пособия и игры для детей. Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения в данном контексте заключается в том, чтобы быть в курсе этой работы, использовать достижения науки и общества в своей педагогической деятельности, информировать родителей воспитанников детского сада о возможностях для всестороннего развития детей (познавательного, эстетического, духовного, нравственного). Роль родителей – поддерживать и стимулировать познавательную активность, поощрять интерес и увлечения детей, проявлять неподдельную заинтересованность и участие, создавать доброжелательную атмосферу.

Рост доверия к образовательному учреждению и педагогам незамедлительно отразился на характере и качестве педагогического сотрудничества детского сада и семьи. Родители увидели в педагогах союзников, способных прийти на помощь им и ребенку. У них появилось желание повышать свою педагогическую культуру, получить советы, квалифицированную помощь.

Общие дела и переживания, безусловно, сказались на улучшении взаимоотношений в семьях. Совместная деятельность в ходе работы над проектом помогает родителям лучше понять своих детей, а детям – увидеть родителей в новом свете – раскрепощенных, вернувшихся в детство. Такая организация совместной деятельности и мероприятий переводит их из разряда развлечений в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

Ссылки на источники

1. Н. Д. Можаров «Как начать составлять свою родословную. Конспекты для начинающих» - М., 1991г.

2. Е. Ривина «Зачем знакомить дошкольников с родословной» - журнал «Детский сад от А до Я», №4 – 2004г.

3. Сайт «Всероссийское генеалогическое древо», ссылка «Советы начинающим».

4. Сайт www.famsoft.ru программа «Моя родословная».

5. Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова, Т. Н. Доронова «Серия «Радуга». Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет: методические рекомендации для воспитателей», М: Просвещение, 2011г.

6. Н. Блохина «В тесном контакте с родителями» - журнал «Детский сад от А до Я», №4 – 2004г.

7. Т. Антонова «Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка» - журнал «Детский сад от А до Я», №4 – 2004г.

8. К. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко «Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей» - журнал «Дошкольное образование», библиотечка «Первого сентября», №26 – 2009г.

9. А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей», ТЦ «Сфера, Москва, 2004г.

10.О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», Издательство «Аркти». Москва, 2004г.

11.Т. В. Кротова «Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников», журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ», №2 – 2007г.

12.О. Л. Зверева, Т. В. Кротова Общение педагога с родителями ДОУ, ТЦ «Сфера» - 2005г

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области