Наставничество
В настоящее время, когда система образования в стране находится в процессе реформирования, особую важность приобретает умение молодого педагога быстро адаптироваться к новым условиям практической деятельности. В такой ситуации наставничество играет ключевую роль, поскольку оно предоставляет начинающему учителю необходимую поддержку.
Сегодня наставничество требует особого внимания, поскольку любой молодой специалист нуждается в помощи опытного педагога, который сможет предложить как практическую, так и теоретическую поддержку на рабочем месте.
Начиная совместную работу, я посоветовала молодому специалисту следовать семи золотым правилам для педагога, которым следую сама на протяжении педагогического пути:
В роли наставника, я не стремлюсь навязывать свое мнение, не стараюсь учить и пугать, а стараюсь дать совет, не вызывая страха у подопечного. Моя миссия наставника заключается в том, чтобы мои ученики и коллеги хотели обратиться ко мне за советом, именно поэтому наставника нельзя назначить.
Также важно заметить, что наставничество - это взаимный процесс. Я уже 28 лет являюсь наставником для детей в качестве учителя и 15 лет в качестве классного руководителя. Недавно я стала наставником для молодого педагога, но и ранее я передавала свой опыт молодым коллегам, хоть и неформально и опосредованно.
Для меня молодые педагоги - это источник творчества и новых идей, которые помогают мне быть не только педагогом-наставником, но и другом. Я не судить, а грамотно найти общий язык с ними. В первую очередь, они также люди, которые также развиваются и учатся. Как писал Михаил Светлов: "Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой." Именно с этой цитатой в голове, я стараюсь поддерживать и помогать.
Педагог-наставник — это человек, который всегда стремится развиваться и быть в курсе последних тенденций в области образования. Он активно участвует в конкурсах, проходит обучение, ищет возможности для самосовершенствования. Кроме того, педагог-наставник готов анализировать свою работу, делиться своим опытом и черпать новые идеи у коллег. Он не останавливается на достигнутом, а всегда стремится к большим высотам.
Весь процесс наставничества направлен на максимальное раскрытие потенциала исследуемого человека. Цель состоит в обеспечении успешной самореализации как в личной, так и в профессиональной жизни. Это достигается путем создания условий для эффективной поддержки и самоопределения.
Для успешного выполнения своих обязанностей наставник должен предусмотреть ряд мероприятий, направленных на качественную профессиональную адаптацию начинающего учителя. Эти мероприятия включают:
Молодому специалисту составляется план и карта индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный маршрут включает вопросы:
При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это постепенный процесс вхождения молодого специалиста в должность, который включает приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, а также особенностям педагогической деятельности, содержанию учебных программ и взаимодействию с педагогическим коллективом.
Считаю важным рассмотреть все трудности, с которыми молодой преподаватель может столкнуться в своей работе, чтобы помочь ему успешно справиться с ними. Вот некоторые из возможных проблем, с которыми может столкнуться начинающий преподаватель:
1. Осваивание программного материала: молодому учителю может потребоваться время и усилия, чтобы полностью овладеть содержанием учебных программ и научиться адаптировать их под потребности конкретной группы учеников.
2. Установление авторитета: начинающему преподавателю может быть сложно найти баланс между строгостью и дружелюбием, чтобы установить доверительные отношения с учениками и заинтересовать их в обучении.
3. Взаимодействие с коллегами: молодому преподавателю могут быть непросто найти общий язык с опытными коллегами, особенно если у него возникают сомнения или вопросы по поводу своей работы.
4. Работа с родителями: начинающему преподавателю может быть непросто установить доверительные отношения с родителями учеников и объяснить им свои методы обучения и требования к детям.
5. Ведение документации: молодому учителю может потребоваться время, чтобы овладеть навыками эффективного ведения документации, такой как отчеты об успеваемости и протоколы собраний.
Беря во внимание эти возможные трудности, планируется предоставление начинающему преподавателю не только методической поддержки и консультаций, но и возможности участвовать в обучающих мероприятиях, прошивке классов, наблюдении за опытными коллегами и систематическом обратном отзыве, чтобы помочь ему преодолеть сложности и достичь профессионального успеха.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
Результатом нашей работы стали: