Конспект ООД по развитию речи в средней группе
«Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
Составила: Якубенко М. Н.
Цель: обучение детей запоминанию и выразительному чтению песенки.
Задачи:
Оборудование: коробка – посылка; игрушки: мячик, лошадка, зайчик; большой цветной платок, картинка - печка, на ней лежит кот, картинка с изображением репы, платок бабушки и маска кота.
Словарная работа: плетень.
Предварительная работа: Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Зайка», «Мячик», «Лошадка»).
Ход ООД
Водная часть
- Ребята, посмотрите. Нам прислали посылку, а что в ней лежит, вы мне сами сейчас расскажите. Воспитатель открывает посылку и достает разноцветный мяч.
- Ой, ребята, посмотрите какой разноцветный, веселый мяч. А какое стихотворение вы знаете про мячик?
Дети: Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…
Воспитатель: Молодцы. Вот что еще есть в посылке, кто это?
Дети: Лошадка.
Воспитатель: А кто мне расскажет стихотворение про лошадку?
Дети: Я люблю свою лошадку…
- Кто это?
Дети: Зайчик. Давайте нам Катя расскажет стихотворение про зайчика?
Основная часть
Воспитатель: Умницы, вы хорошо знаете стихотворения. А ещё в посылке есть платочек, но он не простой, а волшебный.
Воспитатель: Платок - волшебный и с его помощью мы отправимся в сказочное путешествие. (Дети берутся за края платка и идут за воспитателем).
Воспитатель: Мы платочек все берем
И за мною все идем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Как приятно нам шагать.
По дорожке шли-шли
К стульчикам своим пришли.
Дети подходят к стульям.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья. Мы оказались с вами в русской избе. А в русской избе хозяйка, когда готовила обед, всегда напевала песенки. И я вам сейчас прочитаю русскую народную песенку.
Воспитатель: Что вы еще видите?
Дети: Печку, кота.
Воспитатель: Мы попали в русскую избу. Послушайте русскую народную песенку, и вы узнаете, что здесь происходит:
Тень- тень - потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке — скок!
Себе нос обжег.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое «плетень»? Плетень – это забор, ограждение у дома. А что такое репа? Правильно, это овощ.
Читают песенку вместе с воспитателем 2-3 раза
Физминутка «Есть в лесу из бревен дом»
Есть в лесу из брёвен дом
Есть окошко в доме том
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ", сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь
"БЕЕ", сказал и запер дверь.
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь
"МУУ", сказал и запер дверь.
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Воспитатель: А теперь я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте: «Тень - тень - потетень, в огороде-то плетень?» (дети повторяют эти строки с утвердительной интонацией) А теперь Саша повтори (спрашивает 2 детей). Спасибо Саша!
Воспитатель: «В избе печка топится? Бабушка торопится?» (дети повторяют эти строки с утвердительной интонацией) А теперь Слава, Катя повтори (спрашиваю 2 детей). Спасибо девочки!
Затем воспитатель читает первые шесть строчек и поясняет:
Воспитатель: Ребята, что печет бабушка?
Дети: Репу.
Воспитатель: Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит, кто-то вот-вот придет обедать. Кто первым прибежал?
Дети: Кот.
Воспитатель: Что сделал кот и что с ним случилось?
Дети: Кот к тарелке - скок! Себе нос обжег.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим эти строки.
Дети по очереди повторяют.
Физминутка «Строим дом»
Стук-стук молотком, (Имитация молотка)
Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)
Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)
Домик строим для людей. (Прыжки на месте)
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, в игру и в игре мы ещё раз проговорим эту песенку. Платон будет котом, а Настя бабушкой, будешь репу печь. (Детям одеваются маски кота и платок бабушки).
Первые две строчки произносят все дети, далее текст читает вызванный ребенок, показывая, как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).
Потом дети меняются ролями.
Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в сад и платочек нам в этом поможет.
Воспитатель:
Мы платочек все берем
И за мною все идем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Как приятно нам шагать.
По дорожке шли-шли
В детский сад мы пришли.
- Вот мы с вами и в садике. Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами побывали?
Дети: В избе.
Воспитатель: Что же там происходило? Ответы детей.
Воспитатель: Что же случилось с котом?
Дети: Он нос себе обжег
Воспитатель: А что вам понравилось больше всего? Ответы детей.