Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок-экскурсия в 3 классе "Изменения в природе зимой"

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе при проведении сезонной экскурсии зимой

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Подготовила

Учитель начальной школы

Коллегова Елена Владимировна

Урок –экскурсия в 3 классе «Изменения в природе зимой»

Цель урока: Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе зимой

Задачи:

- познакомить обучающихся с зимними изменениями в природе;

- установить взаимосвязь между объектами и явлениями природы;

-научить обучающихся проводить небольшие научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты деятельности;

- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе.

Материалы к уроку: линейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц, атлас –определитель деревьев, кустарников, птиц.

Планируемый результат

Дети учатся :

- проводить наблюдения за снежным покровом, плодами и семенами растений, птицами у кормушки;

- фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

- соблюдать инструкции и правила поведения на экскурсии;

- проводить самостоятельные наблюдения для необходимой информации и проверки гипотез о том, как животные добывают корм зимой.

Умения, характеризующие достижения результата:

- различать растения в зимний период по плодам и семенам;

- определять зимующих птиц и характерный для них корм;

- выявлять особенности добывания корма в зимний период у диких животных;

- определять цель и план наблюдения, вести наблюдение;

- делать выводы на основе данных наблюдений.

Ход экскурсии (дедуктивного типа)

Подготовка к экскурсии

Зимняя экскурсия проводится на том же месте, что и осенью, когда установится постоянный снежный покров. До экскурсии учителю необходимо побывать на месте её проведения и отметить объекты для наблюдений. Перед экскурсией рекомендуется прочитать рассказы о природе зимой, предварительно установить кормушки для наблюдения за птицами.

Накануне экскурсии проводится инструктаж о том, как одеться и как себя вести в зимнем лесу.

Звучит отрывок из стихотворения Е. Благининой «Морозы»

Морозы жестокие в этом году..

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц;

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Беседа

Учитель. - О ком беспокоится автор стихотворения?

Почему у нас появляется тревога и волнение за жизнь животных зимой?

(Ответы детей). Основная гипотеза записывается на листе.

- Итак, у вас родилось предположение о том, что зимой может не хватать корма, т.к. его трудно добывать. Как нам проверить это предположение? Как узнать, все ли звери, птицы сыты? Нужна ли им наша помощь? (Ответы детей).

- Мы отправляемся сегодня на экскурсию в зимний лес. С какой целью? (Ответы детей).

Учитель вместе с детьми составляет план наблюдений на экскурсии.

Учащиеся разбиваются на группы, каждая группа получает свой рабочий лист.

1 группа – «Исследователи- метеорологи» (изучают температуру воздуха, снежный покров, его глубину в разных местах. Что находится под снегом).

2 группа – «Исследователи – ботаники лиственных растений» (изучают деревья и кустарники и их плоды; делают зарисовки, увиденных семян и плодов)

3 группа – «Исследователи – ботаники хвойных растений» (изучают деревья и кустарники и их плоды; делают зарисовки, увиденных семян и плодов).

4 группа – «Исследователи – зоологи, орнитологи» (изучают птиц у кормушки, кто чем питается).

Вводная беседа перед исследованием

-Какая сегодня погода? Чем она отличается от погоды в тот день, когда проводилась осенняя экскурсия? Как с приходом зимы изменилась погода? Как изменился лес?

3. Обмен информацией (в классе)

Учитель. Какова была цель нашего исследования? (Ответы детей)

Каждая группа представляет результаты работы.

Детям предлагается объединить в группы факты по признаку «Источник питания». Вместе с учителем получают несколько групп.

Источник пищи зимой для животных:

- плоды, семена;

- побеги, почки;

- корм в кормушках.

5. Связывание информации, оценка, обобщение

Учитель. – Какую гипотезу мы доказывали? (Зимой животным может не хватать корма, потому что его трудно добывать).

- Какие факты, найденные вами, подтверждают гипотезу?

Составление схемы

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. – Можно ли считать нашу гипотезу доказанной? (Ответы детей).

Теперь наша гипотеза опирается на факты. Какой вывод мы можем сделать?

Дети. –В зимний период для животных существует несколько источников питания: плоды и семена растений, побеги и почки, корм в кормушках. Зимой им трудно добывать корм.

Учитель. – Что вы теперь можете сказать автору стихотворения, которое нас так взволновало в начале урока?

Дети. Зимой животным трудно добывать корм, поэтому им должен помогать человек.

Учитель. - Каким способом мы сегодня получили новые знания?

Дети.- С помощью наблюдения в природе.

7. Применение

Учитель. – Как вы понимаете выражение «Зимою не до жира, зимою быть бы живу». Ответы детей.

Используемая литература: «Развитие исследовательских умений младших школьников» под редакцией Н.Б. Шумаковой, Москва «Просвещение» 2011 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области