Подготовила
Учитель начальной школы
Коллегова Елена Владимировна
Урок –экскурсия в 3 классе «Изменения в природе зимой»
Цель урока: Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе зимой
Задачи:
- познакомить обучающихся с зимними изменениями в природе;
- установить взаимосвязь между объектами и явлениями природы;
-научить обучающихся проводить небольшие научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты деятельности;
- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе.
Материалы к уроку: линейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц, атлас –определитель деревьев, кустарников, птиц.
Планируемый результат
Дети учатся :
- проводить наблюдения за снежным покровом, плодами и семенами растений, птицами у кормушки;
- фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;
- соблюдать инструкции и правила поведения на экскурсии;
- проводить самостоятельные наблюдения для необходимой информации и проверки гипотез о том, как животные добывают корм зимой.
Умения, характеризующие достижения результата:
- различать растения в зимний период по плодам и семенам;
- определять зимующих птиц и характерный для них корм;
- выявлять особенности добывания корма в зимний период у диких животных;
- определять цель и план наблюдения, вести наблюдение;
- делать выводы на основе данных наблюдений.
Ход экскурсии (дедуктивного типа)
Подготовка к экскурсии
Зимняя экскурсия проводится на том же месте, что и осенью, когда установится постоянный снежный покров. До экскурсии учителю необходимо побывать на месте её проведения и отметить объекты для наблюдений. Перед экскурсией рекомендуется прочитать рассказы о природе зимой, предварительно установить кормушки для наблюдения за птицами.
Накануне экскурсии проводится инструктаж о том, как одеться и как себя вести в зимнем лесу.
Звучит отрывок из стихотворения Е. Благининой «Морозы»
Морозы жестокие в этом году..
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц;
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Беседа
Учитель. - О ком беспокоится автор стихотворения?
Почему у нас появляется тревога и волнение за жизнь животных зимой?
(Ответы детей). Основная гипотеза записывается на листе.
- Итак, у вас родилось предположение о том, что зимой может не хватать корма, т.к. его трудно добывать. Как нам проверить это предположение? Как узнать, все ли звери, птицы сыты? Нужна ли им наша помощь? (Ответы детей).
- Мы отправляемся сегодня на экскурсию в зимний лес. С какой целью? (Ответы детей).
Учитель вместе с детьми составляет план наблюдений на экскурсии.
Учащиеся разбиваются на группы, каждая группа получает свой рабочий лист.
1 группа – «Исследователи- метеорологи» (изучают температуру воздуха, снежный покров, его глубину в разных местах. Что находится под снегом).
2 группа – «Исследователи – ботаники лиственных растений» (изучают деревья и кустарники и их плоды; делают зарисовки, увиденных семян и плодов)
3 группа – «Исследователи – ботаники хвойных растений» (изучают деревья и кустарники и их плоды; делают зарисовки, увиденных семян и плодов).
4 группа – «Исследователи – зоологи, орнитологи» (изучают птиц у кормушки, кто чем питается).
Вводная беседа перед исследованием
-Какая сегодня погода? Чем она отличается от погоды в тот день, когда проводилась осенняя экскурсия? Как с приходом зимы изменилась погода? Как изменился лес?
3. Обмен информацией (в классе)
Учитель. Какова была цель нашего исследования? (Ответы детей)
Каждая группа представляет результаты работы.
Детям предлагается объединить в группы факты по признаку «Источник питания». Вместе с учителем получают несколько групп.
Источник пищи зимой для животных:
- плоды, семена;
- побеги, почки;
- корм в кормушках.
5. Связывание информации, оценка, обобщение
Учитель. – Какую гипотезу мы доказывали? (Зимой животным может не хватать корма, потому что его трудно добывать).
- Какие факты, найденные вами, подтверждают гипотезу?
Составление схемы
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. – Можно ли считать нашу гипотезу доказанной? (Ответы детей).
Теперь наша гипотеза опирается на факты. Какой вывод мы можем сделать?
Дети. –В зимний период для животных существует несколько источников питания: плоды и семена растений, побеги и почки, корм в кормушках. Зимой им трудно добывать корм.
Учитель. – Что вы теперь можете сказать автору стихотворения, которое нас так взволновало в начале урока?
Дети. Зимой животным трудно добывать корм, поэтому им должен помогать человек.
Учитель. - Каким способом мы сегодня получили новые знания?
Дети.- С помощью наблюдения в природе.
7. Применение
Учитель. – Как вы понимаете выражение «Зимою не до жира, зимою быть бы живу». Ответы детей.
Используемая литература: «Развитие исследовательских умений младших школьников» под редакцией Н.Б. Шумаковой, Москва «Просвещение» 2011 г.