Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие «познавательный интерес» в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях

Цель выявить педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности учеников начальной школы. Задачи Рассмотреть в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе понятие «познавательный интерес» и понятие «исследовательская деятельность». 2. Определить педагогические условия реализации познавательного интереса к исследовательской деятельности учеников начальной школы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Спасибова Анастасия Сергеевна

студентка

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Ставрополь, Россия

Научный руководитель: Колпачёва Ольга Юрьевна

д.п.н., профессор

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Ставрополь, Россия

Понятие «познавательный интерес» в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях

Аннотация

В статье рассматривается познавательный интерес, который является одним из ключевых понятий в психолого-педагогических исследованиях. Он относится к мотивационным факторам, стимулирующим активность и поиск знаний у личности. В зарубежных исследованиях познавательный интерес исследуется с разных точек зрения. Некоторые исследователи сосредотачиваются на внутренних аспектах интереса, таких как любопытство, желание узнать что-то новое и познавательные потребности индивида. В отечественных исследованиях также акцентируется внутренний и внешний аспекты познавательного интереса. Отмечается, что внутренний интерес связан с саморазвитием и самореализацией личности, а внешний интерес может быть обусловлен общественными факторами, такими как признание и поощрение со стороны окружающих.

Ключевые слова

Познание, познавательный интерес,мотивация, психология,деятельность,эмоции,познавательные процессы,развитие,внимание, память, когнитивные процессы, младший школьный возраст, детский интерес, учебный процесс.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях приводится множество определений данному понятию. Зачастую интерес определяется как позитивно оцененное отношение человека к своей деятельности. Интерес – это сложное и значимое для человека образование, он рассматривается как (В.Н. Кулько) :

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление его эмоциональной и умственной активности (С.Л. Рубинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер).

Для того чтобы определить значение познавательного интереса в развитии ребенка младшего школьного возраста, обратимся к идеям, возникшим в XVII веке, когда развитие познавательного интереса было признано средством совершенствования ума ребенка и считалось нужной предпосылкой к практической деятельности. Даже Сократ учил своих учеников умению логически мыслить, искать истину, размышлять. Ж.-Ж. Руссо создавал ситуации для ученика, чтобы вызвать когнитивный стресс, чтобы он хотел найти новые.

В России, обращаясь к вопросам обучения, лишь со второй половины XVIII века, познавательный интерес стали рассматривать, как средство обучения, взамен догматического усвоения знаний. Возникла необходимость развития детской любознательности, которая до этого времени заменялась «страхом и ужасом перед неведомыми силами и явлениями природы».

В. Н. Кулько проанализировал, каким образом описывается познавательный интерес:

- проявление умственной и эмоциональной активности личности (С.Л. Рубинштейн);

- особый синтез интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов (Л.А. Гордон);

- активное познавательное отношение субъекта к деятельности (В.Н. Мясищев);

- структура, состоящая из познавательных потребностей (В.С. Ильин);

Н. Г. Каменкова придавала огромное значение познавательному интересу детей, писал «…возбудителем всего умственного и даже всего духовного и физического развития служит интерес к знанию… Отсюда капитальная задача всей дидактики есть развитие и укрепление детских и юношеских интересов, как перводвигателей всех упражнений, в том числе и умственных».

Я.А. Коменский считал интерес к познанию важнейшей чертой человека, которую нужно развивать. Он считал, что одним из основных условий изучения новых вещей является наличие интереса к знаниям у детей, и предположил, что они полагаются на внутреннюю природу каждого ребенка.

Н.Г. Морозова понимает под познавательным интересом интерес к учебной деятельности. Возникновению его способствуют такие факторы как методы и средства подачи материала, а также опыт и знания ребенка. Автор определила в качестве критериев сформированности познавательных интересов поведение и деятельность учащихся в учебном процессе и внеклассных мероприятиях применительно к познавательным интересам, а также характеристики всего образа жизни учащихся.

И.В. Метельский рассматривает познавательный интерес как активную познавательную ориентацию, которая связана с эмоционально позитивным отношением к познанию предмета, с радостью обучения, преодолением трудностей, созданием ситуаций успеха.

Дополняют представления о сущности познавательного интереса идеи С.Т. Шацкого. Значению детского интереса в его работах уделено особенное внимание. Он считал, что «сравнение ребенком своего опыта с опытом окружающих его людей, приводит к проявлению новых потребностей. Это зарождает интерес к деятельности. За тем рождаются детские мысли, суждения, привычки, действия и интересы. Прямое отношение к возникновению у детей интересов к деятельности имеет искусство и эмоциональное воспитание» [28, с.81].

В исследованиях Л.И. Божович и Н.Г. Морозовой выделяются две основных формы познавательного интереса, представляющие последовательные этапы его развития:

1. Ситуативный, возникающий к внешним признакам предметов.

2. Личностный интерес, для которого характерно понимание смысла деятельности, её личной и общественной значимости.

Проблема познавательного интереса школьников занимают также ведущее место в исследованиях зарубежных исследователей. Исторический аспект проблемы связан с именами таких известных зарубежных ученых прошлого века, как Д. Фрейер, Ш. Бюллер, Э. Торндайк, И.Ф. Гербарт, которые рассматривали «познавательный интерес» в структуре личности человека, состоящий из потребностей и чувств, обеспечивающих определенное притяжение к предмету, явлению, событию. До сих пор среди психологов и педагогов остается популярной книга «Исследования развития познавательной деятельности» под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда (1971), в которой представлены их взгляды на проблему, приводятся данные о развитии восприятия и мышления детей, анализируются идеи интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта, представителей волюнтаристической теории интереса, анализируются причины появления интереса, его связь с эмоциями и волей. В интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта интерес личности, относящийся им к умственной деятельности, сравнивается с проявлением непроизвольного внимания, сознания.

И.В. Сапогова отмечает, что развитие познавательного интереса через представленность его в модели «человек - наука» было описано учеными А. Крапп и М. Прэнзэль в 2011 г. в применении его в исследованиях PISA [33]. Важным аспектом в данной работе стало описание тех методов оценки интересов, которые применялись учеными. Результаты влияния интереса на учебную мотивацию показали, что стабильный индивидуальный интерес, сформированный у обучающихся, влияет на становление долгосрочной внутренней мотивации, и ученики, обладающие им, продолжают работать, несмотря на препятствия и сложности в решении задач.

Освещение проблемы формирования интереса в контексте познавательной мотивации будет неполным без обращения к исследованиям американского ученого Кэвина Пью. Он выдвинул идею «преобразующего опыта», которая обосновывает необходимость вывода обучения за рамки школы, что позволяет преобразовать отношение ученика к окружающему миру. Смысл заключается в использовании полученного знания в окружающей жизни — применение в жизни полученных в процессе обучения знаний расширяет восприятие школьников, эмпирическая ценность знаний заключается в преобразующем опыте.

В исследованиях К. Тэкэкс приводятся данные, которые позволяют отчетливо увидеть взаимосвязь познавательного интереса со способностями, указывается на высокий уровень познавательной активности, стремление к интеллектуальной деятельности у детей с развитыми умственными способностями [30].

Таким образом, познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов обучения, как устойчивую личностную черту и как эффективное средство обучения. В рамках данной курсовой работы мы станем придерживаться определения, предложенного Г.И. Щукиной, по мнению которой «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области