Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Специфика формирования этнокультурной образованности дошкольников

Данная статья содержит информацию о специфику формирования этнокультурной образованности дошкольников, ее значимости в современной педагогике. Так же сведения о педагогических условиях и основе формирования этнокультурных знаний дошкольников. В статье раскрывается смысл методов обучения и воспитания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исаева Ангелина Александровна

студент, психолого-педагогический факультет

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический

институт»

г. Ставропольский, Ставропольский край

Специфика формирования этнокультурной образованности дошкольников

Аннотация: данная статья содержит информацию о специфику формирования этнокультурной образованности дошкольников, ее значимости в современной педагогике. Так же сведения о педагогических условиях и основе формирования этнокультурных знаний дошкольников. В статье раскрывается смысл методов обучения и воспитания.

Ключевые слова: этнокультурная образованность, формирование этнокультурной образованности, культура, дошкольник, взаимодействие, этнос, личность, образовательная среда.

Формирование этнокультурной образованности у детей дошкольного возраста, возможно при особой роли образовательного учреждения, а именно детского сада, в котором закладываются основы культурного развития, моральных качеств и установок, приобретается опыт взаимодействия и деятельности.

Основными особенностями формирования этнокультурной образованности являются:

- целостность, представляющая собой совокупность разных, но функционально взаимосвязанных элементов: национальный язык, литература, музыка, искусство;

- взаимосвязь национальных культур;

- творческая направленность, осуществляемая в процессе восприятия и присвоения личностью ценностных представлений, установок, норм, ориентаций своего народа, которые наделяют ее характерными национальными чертами;

- самобытность, находящая отражение в таких феноменах, как национальное чувство, сознание, характер, мышление;

- интегральный характер, основывающийся на взаимосвязи общих элементов из различных научных областей (литературы, истории, этнографии и т.д.).

В процессе формирования этнокультурной образованности дошкольников необходимо учитывать:

- особенности общественного развития, свойственные отдельно взятому этносу, ценностные установки и ориентации его представителей;

- специфику самосознания представителей этнических групп;

- потребности и мотивы в процессе межэтнического взаимодействия.

Работу по формированию этнокультурной образованности следует начинать с раннего детства для достижения дальнейших положительных результатов. На сегодняшний день в практике педагогов широко используются методические разработки и рекомендации, которые делают возможным повышение эффективности данной проблемы. Этнокультурная образованность детей дошкольного возраста предполагает наличие свойства личности, которое характеризуется положительным проявлением в процессе межэтнического взаимодействия, а также готовность ребенка к сотрудничеству и коммуникации в полиэтнической среде. [1]

По мнению А. И. Кравченко, сложность организации образования в полиэтнической стране заключается в том, что детский сад призван решать не только задачи воспитания и образования: «Сфера образования в такой стране призвана создавать условия для формирования общенационального сознания, духовной, языковой и культурной интеграции народов России» Целевыми установками этнокультурной образованности являются определение модели поведения, направленной на результативную совместную деятельность в воспитательном процессе, а также устранение негативного отношения к человеку, отличающегося по внешним признакам, языку, ценностным ориентирам. Этнокультурная образованность включает готовность дошкольника к постижению различных культур, обычаев и традиций, через погружение ребенка в родную, а затем иную культуру.

В виду этого ему, с одной стороны, необходимо овладеть нормами и ценностями своего этноса, знаниями и представлениями об образе жизни народов, составляющих этнокультурное окружение, а также приобрести умения для эффективного межэтнического взаимодействия. При этом следует отметить, что на основе единого процесса идентификации/дифференциации идет формирование этнической идентичности ребенка, что, в свою очередь, является условием успешной адаптации молодого поколения к реалиям жизни в полиэтническом, поликультурном обществе. [2]

С другой стороны, ребенок должен уметь устранять в своем сознании и умениях шаблонные действия, стереотипы мышления и предрассудки по отношению к той или иной этнической группе, то есть все то, что мешает консолидации и конструктивному диалогу между участниками образовательного процесса и межэтнического взаимодействия. Одновременно хотелось бы подчеркнуть и тот факт, что этнокультурная образованность, предполагающая усвоение знаний и приобретение опыта дошкольниками в межэтническом взаимодействии способствует толерантному отношению друг к другу.

Этнокультурная образованность объединяет способность и готовность к согласованной деятельности на основе знаний и опыта, полученных в ходе жизненных отношений и специально организованных форм обучения и воспитания, которые ориентированы на участие дошкольника в процессе своего воспитания, а также направлены на эффективное приспособление к этнически неоднородной среде.

Готовность выступает в виде психического состояния, которое определяется как актуализация и приспособление возможностей личности для конструктивных действий, внутренняя настроенность на характерное поведение при решении каких-либо задач, осознанная установка на активные и целесообразные действия. Способность в контексте этнокультурной компетентности рассматривается как индивидуально-психоло-педагогические особенности и умения личности, от которых зависят успешность межэтнического взаимодействия и адаптации в полиэтнической среде. [3]

Природа «этнокультурной образованности» двойственна. С одной стороны она социально – обусловленная, и в этом смысле является условием интеграции ребенка в полиэтническую среду, с другой стороны она личностно-значимая, то есть, обусловлена самой личностью, развитием ее качеств и свойств. Это своего рода выход на саморазвитие и самореализацию личности.

Таким образом, обладание этнокультурной образованностью удовлетворяет и потребностям социума, и личностным установкам дошкольников. Этническая тождественность – качество, как правило, сохраняющееся на протяжении всей жизни, однако не исключены различного рода изменения жизненных ситуаций человека, которые возможно приведут к другому этнокультурному окружению. [4]

Все эти обстоятельства, безусловно, потребует от личности внесения уточнений, изменений и пополнений в свои знания и умения в межэтническом взаимодействии. На современном этапе развития психологической науки проведено большое количество исследований. По некоторым данным в четыре-пять лет ребенок уже может определить некоторые отличительные особенности: цвет волос, цвет кожи. Этническая осведомленность повышается в соответствии с расширением и обогащением знаний, а также с развитием познавательных процессов и познавательного интереса. Первоначально она представлена элементарными знаниями о внешности человека, о материальной культуре (пища, элементы одежды), традициях. По мере взросления и интеллектуального развития ребенок способен обобщать, анализировать и интерпретировать приобретенные этнокультурные знания и признаки. В дальнейшем он обогащает знания новыми элементами, связанными с историческими событиями, памятью предков, религией. [5]

В качестве педагогических механизмов, обеспечивающих процесс формирования этнокультурной образованности, можно выделить следующие: воспитание, обучение, деятельность, общение.

Характерными индикаторами в процессе обучения являются знания об истории, исторических событиях, исторических личностях, культуре, традициях и обычаях, хозяйственно-трудовой деятельности, декоративно-прикладном искусстве, национальных праздниках и т.д. В процессе воспитания показателями выступают нравственные качества, уровень воспитанности, поведение, позитивное отношение друг к другу. Деятельность характеризуется степенью участия в различного рода акциях и мероприятиях (национальные праздники, соблюдение традиций), личным проявлением в конкретной деятельности. Общение определяется конструктивным взаимодействием в межэтнической среде.[6]

В условиях современного детского сада в контексте межкультурного взаимодействия приоритетными задачами воспитания являются:

- ориентация на личностное развитие дошкольника, с учетом его потребностей, направленности и интересов;

- формирование этнической и межэтнической грамотности, характеризующей уровень владения знаниями в области родной культуры и культуры других этносов;

- формирование этнокультурной образованности, которое предполагает вхождение в инокультуру через постижение и осмысление собственной;

- осознание влияния и взаимообогащения различных культур в современном пространстве,

- наличие позитивных интегративных качественных связей.

Создание и совершенствование образовательной среды ДОУ (этнокультурной в том числе) возможно и необходимо в современных условиях. Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться занятия-игры, занятия-путешествия, различные мероприятия. В процессе организации работы по формированию этнокультурной образованности дошкольников следует учитывать такие факторы как: культурно-развивающее пространство города, села (музеи, театры, парк культуры т.д.); культурно-развивающее пространство образовательного учреждения (насыщение атрибутами национальной культуры: выставки, информационные стенды; включение в различные виды познавательной деятельности; игровая и театрализованная деятельность); этноматериалы (предметы декоративноприкладного искусства, народные игрушки, развивающие национальные игры и т.д.).[7]

Список литературы:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области