Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы и приемы развития самостоятельности ученика начальной школы в процессе учебной деятельности

Цель работы выявить методы и приемы, направленные на развитие самостоятельности у обучающихся начальной школы в процессе учебной деятельности. Задачи работы Проанализировать методы и приемы развития самостоятельности ученика начальной школы в процессе учебной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Буянова Арина Игоревна

Студент, психолого-педагогический факультет

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Ставропольский край, г. Ставрополь

Методы и приемы развития самостоятельности ученика начальной школы в процессе учебной деятельности

Аннотация: данная статья содержит информацию о развитии самостоятельности ученика начальной школы, о её значимости в любой сфере жизнедеятельности. Так же статья раскрывает методы и приемы для развития самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельность, начальная школа, развитие, младшие школьники, методы, воспитание, условие, творчество, формирование

Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может само реализоваться в любой сфере жизнедеятельности, является актуальной задачей образования. Самое важное – научить младших школьников овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления. Для этого и нужно учить детей самостоятельности. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами

Для того чтобы процесс воспитания самостоятельности был наиболее эффективным, необходимо соблюдение некоторых условий. Наилучшие условия для формирования самостоятельности представляет творческая деятельность – основная сфера самовыражения личности. Чтобы выполнить творческую работу, нужно самостоятельно добыть нужную информацию, почитать литературу по проблеме. Творчество начинается на уроках и продолжается после их окончания – во внеклассной работе и в кружках; идет непрерывный процесс с обязательным подведением итогов в различных формах [1].

Следующее немаловажное условие – наличие специальных знаний, умений, навыков. Они определяют готовность учащихся к самостоятельному действию. Ученик, отвергающий помощь и в то же самое время стремящийся к независимости, оказывается скорее самонадеянным, если не владеет необходимыми умениями. Поэтому важно способствовать приобретению потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий [2].

Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности, обладающего такими важными личными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д. Однако не всегда ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, стремится проявить свою самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самостоятельно, т.е. мотив. Следовательно, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знания, умения и навыки, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания [3].

Рассмотрим некоторые методы и приемы формирования самостоятельности учащихся начальной школы в процессе учебной деятельности:

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности[4].

Культура самостоятельной работы существенно повышается, когда ученик ставится в ситуацию обучения сверстников или тех, кто учится в младших классах. Поэтому необходимо специально создавать ситуации в организации учебной жизни школьников, которые бы позволяли им пробовать свои силы в самостоятельной разработке плана проведения урока, поиска и осмысления учебного материала, выстраивания его в определенной логике, организации ведения урока, освоения роли помощника учителя, консультанта.

Данный вид педагогической деятельности предполагает организацию освоения школьниками навыков подготовки к участию в различных конкурсах, олимпиадах, НПК, проводимых на уровне города, района, региона, а также организацию общественного признания результатов культурно организованной и положительно направленной самостоятельности. Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности [5].

Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность[6].

Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечивать накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.

Самостоятельную работу нужно организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей. Узловым вопросом в подготовительной работе к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При выборе заданий учитываю, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Этот метод подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Учителю отводится главная роль. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности [7].

Долгое время и в теории, и на практике рассматривали ребенка или любого другого обучающегося в качестве объекта внешнего воздействия со стороны родителей, воспитателей, учителей, то есть лиц, воплощающих в себе социальный заказ общества по обучению и воспитанию молодежи. В соответствии с таким подходом и формировалась педагогика. Еще Я. А. Коменским была введена классно-урочная система – занятия в дошкольных учреждениях, совершенствовалась методика обучения и воспитания, открывались психологические закономерности усвоения знаний.

Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других[8].

Важным шагом в формировании самостоятельности является умение младшего школьника организовать рабочее место - это умение относиться к внешней организованности и является предпосылкой формирования внутренней организованности, самостоятельности.

Действенным средством формирования самостоятельности, которое было использовано, является групповая форма обучения. В педагогической работе на каждом шагу встречается возникновение микрогрупп, но часто не учитываются, не анализируются закономерности их возникновения и существования. Хотя по сути дела именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Ведь внутренние взаимоотношения членов микрогрупп являются неформальными. Дети здесь связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами. А все это является отличной почвой для передачи друг, другу знаний, взаимопомощи в обучении.

Таким образом, в учебной деятельности имеются все возможности для развития самостоятельности, потому что весь учебный процесс направлен на полноценное раскрытие и реализацию потенциала каждой личности. Самостоятельная работа включается в учебную деятельность после того, как ребёнок способен самостоятельно мыслить и ориентироваться в новой ситуации и оказывает большое влияние на развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области