Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов "Использование метода мнемотехники в процессе заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений - одно из средств в умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Интересным приемом запоминания произведения является ассоциативный метод или мнемотехника

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила учитель-логопед

ГБОУ Школа №201:

Иноземцева С.Г.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, способствует речевому развитию дошкольников.

Особое место среди произведений всех литературных жанров отводится стихотворениям, так как работа с ними вызывает значительные затруднения у детей. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Н.С. Карпинская, Е.А. Флерина, О. С Ушакова, Л.М. Гурович, Ю.Г. Илларионова и др.

По определению В.М. Жирмунского, стихотворение - это написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организованное по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.

Знакомство с жанром стихотворения в детском саду необходимо. Именно в дошкольном возрасте, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, для совершенствования мышления и речи необходимо яркое, лаконичное, образное слово. Поэтому в дошкольном возрасте важным является работа по формированию интереса к поэзии, работа по заучиванию стихотворений.

Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Интересным приемом запоминания изучаемого произведения является изучение стихов с опорой на наглядный материал, так называемый ассоциативный метод или мнемотехника. Ребенку легче понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые слова и их последовательность с помощью установления связи между словом (фразой) и предложенной картинкой. То есть происходит перевод словесной информации в образную форму.

Мнемоника или мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Замечено, что заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру. Использование метода мнемотехник облегчает процесс запоминания и делает более эффективным.

У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений - вопрос, имеющий практическое значение.

Существуют предметные, предметно - схематические и схематические мнемотаблицы. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Суть работы с мнемотаблицей заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Требования к мнемотаблице:

· знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

· знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

· знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.

Стихотворения подбираются в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и интересами детей. Условно всю работу можно разбить на несколько этапов:

· первичное сообщение о предстоящем заучивании;

· чтение педагогом стихотворения (необходимо это делать максимально эмоционально, привлекая внимание дошкольников);

· беседа по содержанию стихотворения (на этом этапе проводится словарная работа с детьми);

· повторное чтение стихотворения с опорой на схему (в начале работы детям предлагаются готовые схемы, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы);

· далее идет зарисовка готовых схем (иллюстрации к стихотворениям раскрашиваются детьми вручную, это позволяет сделать их наиболее натуральными и привлекательными, такой подход вызывает эмоциональный отклик у воспитанников);

· поэтапная отработка схемы, прочтение педагогом отдельно каждой строчки с опорой на схему; повторение ее ребенком;

· завершающий этап - ребенок после знакомства с содержанием стихотворения, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит стихотворение целиком.

Необходимо отметить, что длительность всего процесса и каждого этапа в отдельности зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.

Все это позволяет превратить занятия в игру, тем самым способствуя лучшему усвоению материала.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области