Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Преображенский детский сад «Колосок»
Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию
в разновозрастной группе старшего возраста
Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Преображенка, 2022
Автор – составитель: Бердник Татьяна Владимировна
воспитатель, МБДОУ Преображенский детский сад «Колосок»
В данном конспекте ОД «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» представлены игры – задания. Позволяющие развивать интерес к сказкам, желание слушать и рассказывать их.
Конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.
Данное занятие предназначено для воспитателей детских садов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Уважаемые воспитатели!
Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К.И.Чуковский.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Желаю успехов!
Тема: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям. Формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения авторских сказок. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи. Вызывать эстетические чувства к изображению иллюстраций по сказкам К.И.Чуковского. Вовлечение детей в драматизацию сказки.
Программные задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей грамматический строй речи;
• Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
• Продолжать работу над смысловой стороной слова;
• Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
Развивающие:
• Развивать культуру речевого общения;
• Развивать познавательную сферу;
• Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
• Формировать у детей устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Дидактическое обеспечение ОД:
Ноутбук, портрет К. И. Чуковского, выставка книг атрибуты к сказкам, иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского, телефон, волшебная палочка, мяч, посуда, волшебный сундучок, раскраски по сказкам К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
Чтение сказок К.И. Чуковского:
«Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Загадывание загадок К. И. Чуковского. Дид.игры : «Расскажи сказку по картинкам», «Собери посуду», словесные игры. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского в исполнении автора. Заучивание стихов и отрывков из произведений. Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».
Ход ОД
Дети с воспитателем входят в театральную комнату.
I Организационная часть.
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
На экране портрет К.И.Чуковского
– В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
– Хотите, в гости? (Да).
Тогда, пойдемте.
« Два раза хлопни, три раза топни,
Вокруг себя обернись, в сказке очутись!»
II Основная часть.
Дети подходят к выставке книг.
-Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.
-Скажите, кто-нибудь из вас нашел знакомые книги? (ответы детей).
-Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? (ответы детей)
- Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминались.
Посмотрите на портрет Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?
(показываю портрет К. И. Чуковского) (ответы детей)
-Да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения.
-Как вы думаете, для кого писал свои произведения К. И. Чуковский? (ответы детей)
-Значит, как можно сказать про него? (детский писатель)
-К. И. Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок, стихов, загадок в стихах. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович Чуковский стал случайно. А вышло это так. Корней Иванович ехал с сынишкой в поезде. Мальчик заболел, стал капризничать, плакать. Чтобы хоть как-нибудь развлечь, развеселить сынишку, отец стал сочинять сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил
Крокодил, Крокодил, Крокодилович…
Мальчик неожиданно затих и стал слушать сказку, а утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал емувчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил», а за ней еще много произведений для детей.
– А какие произведения К. И. Чуковского вы знаете?
(Дети встают в круг передают, друг другу волшебную палочку и перечисляют сказки К. И. Чуковского)
– Молодцы! Как много вы знаете произведений К. И. Чуковского.
-Ребята, я подготовила для вас игру «Герои сказок».
– Подойдите все к ноутбуку, посмотрите, я сейчас буду показывать слайды с иллюстрациям, а вы будите угадывать к какой она сказки.вспомнив и прочитав отрывок из сказки.
Ребенок читает отрывок, берет соответствующего героя.
Отрывки из сказок:
Мойдодыр.
Путаница.
Айболит.
Телефон.
Федорино горе.
Тараканище.
Муха-Цокотуха.
Бармалей.
- Посмотрите на героев. Как вы думаете, что получилось у нас? (ответы)
-Получилась выставка книг.
-Молодцы, ребята! Правильно назвали всех героев сказок!
-А вот и следующее: «Игра-соревнование»
На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке:
1.«Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2.«Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
3.«Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
4.«Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
-Отлично, ребята! Все справились с заданием!
- А теперь, давайте немного разомнемся.
Физминутка
Будем бегать и шагать, (шагают на месте)
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, (машут руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна (глядят из под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте)
Как веселый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (показывают, какие сильные)
-Ребята, в какой мы сейчас сказке побывали? (ответ: «Доктор Айболит»)
-А сейчас послушайте ещё один отрывок из стихотворения:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
-Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок? («Федорино горе»)
-Кто его автор? (К. Чуковский)
(показываю на картинку с изображением Федоры) А вот и Федора сидит.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, почему в сказке «Федорино горе» от хозяйки убежала вся посуда? (она не мыла ее, не берегла)
-Как нужно ухаживать за посудой?
(мыть, беречь, аккуратно пользоваться, ставить в шкаф)
- Назовите посуду, которая убежала от бабушки Федоры.
-Ребята, как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная)
-Как называют посуду, из которой мы едим суп, кашу, котлеты? (Столовая)
-Как называют посуду, из которой мы пьем чай? (Чайная)
-Правильно, молодцы!
-Обрадовалась Федора, что вы ей помогли, и вот что она сказала своей посуде:
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
-Молодцы ребята! Федоре вы помогли. И с этим заданием вы справились.
-Ребята, продолжаем отгадывать сказки, подумайте и скажите в какой сказке Корнея Чуковского от мальчика убежала вся одежда, книги, одеяло, подушка. (Мойдодыр)
-А почему? (потому- что он не умывался и не мылся)
-Ну, вы же знаете, что по утрам надо умываться, соблюдать гигиену, надо следить за своим внешним видом, следить за своими вещами, аккуратно с ними обращаться.
–Давайте поиграем в игру «Назови ласково» с мячом, я буду вам называть предмет одежды, а вы называйте его ласковым словом и возвращайте мне мяч обратно.
Туфли – туфельки;
Кофта – кофточка;
Сапоги – сапожки;
Тапки – тапочки;
Шапка – шапочка;
Шорты – шортики;
Носки – носочки;
Юбка – юбочка.
Шарф-шарфик
Свитер-свитерок
Футболка-футболочка
-Молодцы справились с заданием! А мы продолжаем дальше путешествие по сказкам К. И. Чуковского.
-И сейчас Аделина прочитает нам отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»
- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар,И купила самовар:
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,
А букашки - По три чашки
С молочком и крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха Именинница!
- Кто приходил к мухе на день рождение? (показываю на картинку, дети называют насекомых).
- Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые)
- Скажите, а как выглядят все насекомые, чем они похожи друг на друга? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).
- Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке, превратимся в насекомых.
Артикуляционная гимнастика «Насекомые над лугом»
1. Упражнение для щёчных мышц «Гусеница».
Гусеница хоть мала,
Листья – лучшая еда!
Она много листьев съела,
И, конечно, потолстела. (Щечки «надули – сдули» – 5р.)
2. Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха».
Муха, муха-цокотуха –
Позолоченное брюхо.
Муха села на цветок –
Будет чистить хоботок. (Упражнение «Улыбочка – трубочка» - 8р.)
3. Упражнение «Жук»
Я — жук, я — жук, я здесь живу.
Я все жужжу, жужжу,жужжу:
Надо зубки плотно сжать
И немного пожужжать:
Ж-ж-ж-ж…
-А еще для вас сюрприз приготовил сам К. И. Чуковский, он вам сейчас прочитает загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Включаю аудиозапись загадки К. И. Чуковского. (дети отгадывают загадки)
III Заключительная часть.
-Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.
В сказках какого писателя – сказочника мы сегодняпобывали?
Дети: Корнея Ивановича Чуковского
-Назовите, в каких сказках?
-Скажите дети, а чему нас учат сказки дедушки Корнея?
-Сказка «Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
-«Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит бережному отношению с посудой, быть аккуратными, трудолюбивыми.
-«Айболит»
Дети: Эта сказка учит быть добрым, заботиться о здоровье других.
-«Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
- «Тараканище»
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
-«Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
-«Путаница»
Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
-Ребята, вам нравятся сказки К. И. Чуковского? Почему?
-Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Мы так же должны не забывать о том, что и к книгам, надо относиться бережно! Аккуратно перелистывать страницы, грязными руками книги не брать, в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать листы. К книге нужно относиться с уважением, а если книга случайно порвалась, ее мы можем вылечить, для этого у нас в библиотеке есть больница для книг.
А сейчас предлагаю вам, ребята, раскрасить героев сказки К.И.Чуковского. Проходите вза столы, и подумайте, образ какого героя сказки вы бы хотели нарисовать.
- Молодцы, ребята все сказки К. И. Чуковского отгадали.
-А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии посказкам К. И. Чуковского? (ответы детей)
-Ну что ж, настало время возвращаться из нашего путешествия
«Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
Снова в группе очутись!»
Вот мы и снова в детском саду.
Спасибо вам ребята за увлекательное путешествие. До свидания.
Приложение
«У меня зазвонил телефон»….
«Кушай, кушай Федора Егоровна»…