«Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе»
Инициатива – почин, первый шаг в каком-либо деле. Внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Синонимы: начинание, способность к самостоятельным действиям. Инициатива, самостоятельность, активность рассматриваются в одном ряду, хотя у каждого из них есть свое определение, понятие.
Одним из базовых принципов дошкольного образования по ФГОС является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Среди задач, на решение которых направлен Стандарт мы видим развитие ребенка и развитие у него таких качеств как инициативность, самостоятельность, ответственность. Мы воспитываем у детей инициативу, самостоятельность, при этом учим их, что они несут ответственность за самостоятельно принятое решение.
В структуре образовательной программы дошкольного образования мы видим, что программа направлена на развитие ребенка, на развитие личной инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым.
В требованиях к условиям реализации Основной Образовательной Программы видим, что среди психолого-педагогических условий реализации программы нашла свое место поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Также очень важно, что поддержка индивидуальности и инициативы детей встречается и в условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.
Принцип поддержки детской инициативы находит свое отражение в требованиях Стандарта к результатам развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Все педагогические усилия, что были направлены на развитие дошкольника, должны привести к тому, чтобы ребенок был склонен проявлять инициативу, любознательность, самостоятельность…
Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии
Условия:
Позиция педагога:
Организация образовательного процесса.
Все дети хотят быть услышанными. Чтобы обеспечить возможность каждому ребенку быть услышанным мы можем использовать круговые речевые игры.
Образование мини-группой формы занятий.
Речевое развитие в подготовительной группе
Создание условий:
Позиция воспитателя:
Организация образовательного процесса.
Виды детской деятельности:
В качестве основных форм организации образов. процесса возможны:
Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии
Условия:
Позиция педагога:
Организация образовательного процесса
Способы поддержки детской инициативы
Для проявления детской инициативы очень важно взаимодействие участников образовательных отношений, когда педагог от роли информатора и «передатчика» готового знания превращается в педагога-партнера, педагога-организатора, педагога- инициатора и педагога-участника совместной деятельности, в процессе которых дети сами проявляют инициативу и самостоятельно приходят к открытию новых знаний.