Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Литературная гостиная»

Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Литературная гостиная»

Для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Срок реализации программы:1 год

Кемерово, 2023г.

Содержание

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цель и задачи программы 6

1.3 Содержание программы 7

1.3.1 Учебно – тематический план 7

1.3.2 Содержание программы 10

1.4 Ожидаемые результаты 18

Раздел № 2 Комплекс организационно – педагогических условий 18

2.1 Календарный учебный план 18

2.2 Условия реализации программы 22

2.3 Формы аттестации 23

2.4 Методическое обеспечение 23

Список литературы 25

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Направленность данной программы - художественно-эстетическая, развивающая речь и память воспитанников.

Содержание программы соответствует дошкольному уровню

образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Литературная гостиная» разработана в соответствии с базовыми

нормативно – правовыми документами:

- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в

Российской Федерации»

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020г № 533

«О внесении изменений в порядок организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения России

от 09 ноября 2018 № 196»

- Концепция развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г № 09-

3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

- Постановление государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 СП 2.4. 3648-20 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания

проектного комитета по национальному проекту «образование» от 07

декабря 2018 г. № 3)

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г №996-Р)

- Устав и локальные акты учреждения.

Актуальность разработки данной программы обоснована социальным заказом со

стороны родителей обучающихся,

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Новизна программы заключаетсяв использовании в программе разных методовознакомления с художественной литературой, проведения целостного анализа произведения, выполнения творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

Педагогическая целесообразность

Содержание занятий представляет собой введение в мир литературы и основано на интеграции художественно – речевой, изобразительной деятельности. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к полноценному восприятию художественных произведений.

Адресат Программы

Программа адресована обучающимся старшего дошкольного возраста

от 6 до 7 лет. Количество обучающихся в группе – 20 человек,

образовательная деятельность проводится по подгруппам – 10 человек.

Отличительной особенностью программы является то, что в данной

программе все темы занятий являются в значительной степени

независимыми. Это позволяет включиться в работу обучающимся,

пропустившим отдельные занятия, а также новым обучающимся, в случае

добора в группы на промежуточных уровнях обучения. Программа

рассчитана на обучающихся, интересующихся литературой и готовых к

интересным продуктивным занятиям.

Срок реализации Программы – Программа реализуется в течение 1

года. Общее количество академических часов – 36

Форма обучения и режим занятий

Основная форма обучения – очная.

Наполняемость группы до 20 человек. Подгруппа – 10 человек. Занятия

проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий согласно САНПИН: 30

минут для обучающихся 6-7 лет.

Формы организации занятий: комбинированная (индивидуальная и

групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

1.2 Цель и задачи программы

Цель реализации Программы:

Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи реализации Программы:

Развивающие:

•развивать у воспитанников способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

•развивать образное мышление дошкольников;

•развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей;

Обучающие:

• учить воспитанников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;

• формировать потребность в постоянном чтении книг;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух воспитанников, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности;

•научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Воспитательные:

•воспитывать художественный слух;

•воспитывать правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

•воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге;

1.3 Содержание Программы

1.3.1 Учебно – тематический план

Учебно – тематический план представлен в таблице 1

Таблица 1

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

0,5

0,5

1

2

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций

0,5

0,5

1

3

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

0,5

0,5

1

4

Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь»

0,5

0,5

1

5

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица».

0,5

0,5

1

6

Чтение хантыйской сказки «Кот»

0,5

0,5

1

7

Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

0,5

0,5

1

8

Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

0,5

0,5

1

9

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка».

0,5

0,5

1

10

Рассказ Б. Житкова «На воде»

0,5

0,5

1

11

Ознакомление с новым жанром – басней. И. Крылов «Стрекоза и муравей»

0,5

0,5

1

12

Русская народная сказка «Морозко».

0,5

0,5

1

13

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

0,5

0,5

1

14

Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица»

0,5

0,5

1

15

Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают».

0,5

0,5

1

16

Авторская сказка.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

0,5

0,5

1

17

Дни Ганса Христиана Андерсена.

Сказки Г. С. Андерсена.

0,5

0,5

1

18

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

0,5

0,5

1

19

Беседа о творчестве А. Пушкина.

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

0,5

0,5

1

20

Беседа о русском устном народном творчестве.

Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек».

0,5

0,5

1

21

Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?».

0,5

0,5

1

22

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказа по пословице.

0,5

0,5

1

23

Тематическое чтение. Животные в неволе.

0,5

0,5

1

24

Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».

0,5

0,5

1

25

Заучивание стихотворения

С. Есенина «Берёза» Творческое рассказывание.

0,5

0,5

1

26

Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц.

0,5

0,5

1

27

Заучивание стихотворения

Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён».

0,5

0,5

1

28

Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

0,5

0,5

1

29

Комплексное чтение «Весна идёт». Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час».

0,5

0,5

1

30

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

0,5

0,5

1

31

Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы.

0,5

0,5

1

32

Чтение басни. Анализ пословиц. Л. Толстой «Собака и её тень»

0,5

0,5

1

33

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

0,5

0,5

1

34

Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

0,5

0,5

1

35

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

0,5

0,5

1

36

Мы идём в библиотеку.

0,5

0,5

1

Всего:

18

18

36

1.3.2. Содержание Программы

Содержание Программы представлено в таблице 2

Таблица 2

1 неделя

Тема

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Задачи

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методическиеприемы

2 неделя

Тема

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

Задачи

Активизировать слуховое восприятие, развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально- образного содержания произведений музыки, поэзии, живописи, учить детей рассматривать картины природы; учить красиво двигаться под спокойную музыку,

экспериментировать со звуками.

Методические приемы

1. Г. Скребицкий «Осень».

2. И. Бунин «Листопад».

3. М. Пришвин «Последние грибы».

4. Слушание. Сравнение.Классификация деревьев, кустарников.Рисование осеннего пейзажа.

3 неделя

Тема

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Задачи

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методические приемы

4 неделя

Тема

Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь»

Задачи

Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.

Методические приемы

5 неделя

Тема

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица».

Задачи

Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методические приемы

6 неделя

Тема

Чтение хантыйской сказки «Кот»

Задачи

Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методические приемы

7 неделя

Тема

Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи

Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.

Методическиеприемы

1.Сравнение разных жанров произведений.

2. Описание. Слушание.

3. Игровое упражнение «На что похоже».

4. Задание на развитие умений видать проблему «Посмотри на мир глазами героев произведения».

5. Лепка «Лесные жители».

8 неделя

Тема

Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Задачи

Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.

Методическиеприемы

9 неделя

Тема

Рассказывание украинской сказки

«Хроменькая уточка».

Задачи

Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методическиеприемы

10 неделя

Тема

Рассказ Б. Житкова «На воде».

Задачи

Развивать интерес к познавательной литературе.

Методическиеприемы

11 неделя

Тема

Ознакомление с новым жанром – басней.

И.Крылов «Стрекоза и муравей».

Задачи

Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки.

Методическиеприемы

12 неделя

Тема

Русская народная сказка «Морозко».

Задачи

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методическиеприемы

13 неделя

Тема

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

Задачи

Помогать детям выразительно, с естественной интонацией, читать стихи, участвовать в инсценировке.

Методическиеприемы

14 неделя

Тема

Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица»

Задачи

Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении.

Методические

приемы

15 неделя

Тема

Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают».

Задачи

Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

Методическиеприемы

16 неделя

Тема

Авторская сказка.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Задачи

Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

Методическиеприемы

17 неделя

Тема

Дни Ганса Христиана Андерсена.

Сказки Г. С. Андерсена.

Задачи

Познакомить детей с биографией и творчеством писателя. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству писателя, желание слушать его произведения.

Методическиеприемы

18 неделя

Тема

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Задачи

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

Методические

приемы

19 неделя

Тема

Беседа о творчестве А. Пушкина.

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

Задачи

Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения.

Методическиеприемы

1.Слушание.

2. Игровые упражнения «Опиши море», «Найди заданное слово».

3. Опыт «Определить возраст рыбы по чешуе».

4. Лепка «Золотая рыбка».

20 неделя

Тема

Беседа о русском устном народном творчестве.

Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек».

Задачи

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.

Методическиеприемы

21 неделя

Тема

Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?».

Задачи

Развивать интерес к познавательной литературе.

Методическиеприемы

22 неделя

Тема

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказов по пословице.

Задачи

Учить детей выявлять главную мысль произведения

Методическиеприемы

23 неделя

Тема

Тематическое чтение. Животные в неволе.

Задачи

Развивать интерес к познавательной литературе.

Методическиеприемы

24 неделя

Тема

Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».

Задачи

Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.

Методическиеприемы

25 неделя

Тема

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Творческое рассказывание.

Задачи

Помогать детям выразительно с естественной интонацией читать стихи, участвовать в инсценировке.

Методическиеприемы

26 неделя

Тема

Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц.

Задачи

Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки.

Методическиеприемы

27 неделя

Тема

Заучивание стихотворения Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён».

Задачи

Помогать детям выразительн, с естественной интонацией, читать стихи, участвовать в инсценировке.

Методическиеприемы

28 неделя

Тема

Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Задачи

Познакомить детей с биографией и творчеством писателя. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству писателя, желание слушать его произведения.

Методическиеприемы

29 неделя

Тема

Комплексное чтение «Весна идёт»

Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час».

Задачи

Развивать интерес к познавательной литературе.

Методическиеприемы

1. Слушание рассказов.

2. Придумывание сказки о цветах.

3. Игровое упражнение «Скажи, какой, какое?».

4. «Загадки красавицы весны» (опыты с водой).

5. Рисование весеннего пейзажа.

30 неделя

Тема

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Задачи

Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность.

Методическиеприемы

31 неделя

Тема

Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы.

Задачи

Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору.

Методическиеприемы

32 неделя

Тема

Чтение басни. Анализ пословиц.

Л. Толстой «Собака и её тень»

Задачи

Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки.

Методическиеприемы

33 неделя

Тема

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Задачи

Учить детей выявлять главную мысль произведения

Методическиеприемы

34 неделя

Тема

Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

Задачи

Развивать творческое воображение. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам.

Методические

приемы

35 неделя

Тема

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Задачи

Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению.

Методическиеприемы

36 неделя

Тема

Мы идём в библиотеку.

Задачи

Узнать, как «живут» книги, вызвать интерес к ним.

Методическиеприемы

1.4. Ожидаемые результаты

По развитию литературной речи:

У воспитанников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении. Литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет несовершеннолетним обучающимся более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.

Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих  событий. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:

Несовершеннолетние обучающиеся проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров. Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты. Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки. В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам. Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график представлен в таблице 3

Таблица 3

Календарный учебный график

№ п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего занятий

Форма контроля

Сентябрь

1.

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Октябрь

1.

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение хантыйской сказки «Кот»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Ноябрь

1.

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Рассказ Б. Житкова «На воде»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Ознакомление с новым жанром – басней. И. Крылов «Стрекоза и муравей»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Русская народная сказка «Морозко».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Декабрь

1.

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Авторская сказка.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Январь

1.

Дни Ганса Христиана Андерсена.

Сказки Г. С. Андерсена.

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Беседа о творчестве А. Пушкина.

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Беседа о русском устном народном творчестве.

Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Февраль

1.

Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказа по пословице.

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Тематическое чтение. Животные в неволе.

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Март

1.

Заучивание стихотворения

С. Есенина «Берёза» Творческое рассказывание.

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц.

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Заучивание стихотворения

Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Апрель

1.

Комплексное чтение «Весна идёт». Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы.

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Чтение басни. Анализ пословиц. Л. Толстой «Собака и её тень»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

Май

1.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

0,5

0,5

4

Беседа, практическое задание

2.

Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

3.

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

4.

Мы идём в библиотеку.

0,5

0,5

Беседа, практическое задание

2.2. Условия реализации программы

Состояние материальной базы для осуществления художественной деятельности с обучающимися в ДОУ позволяет реализовывать поставленные задачи. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с обучающимися.

Административный

Общая политика, нормативная база, устав учреждения

Организационно-педагогический

Кадровое обеспечение: педагог, владеющий методикой преподавания развития речи и чтения художественной литературы

Помещение

Учебный кабинет с хорошим освещением

Программно-методический

Программа

Авторские методические пособия

Методическая литература

Интернет-ресурсы (компьютерные программы, презентации и т. д.). Дидактический материал

Материально-технический

Компьютер, ноутбук, принтер, проектор, доска

Оборудование для проведения художественной деятельности

2.3. Формы аттестации

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, который

предполагает исследования динамики развития познавательной сферы и

включает задания, позволяющие оценить качество усвоения обучающимися

конкретной темы или раздела программы.

2.4. Методическое обеспечение программы

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у несовершеннолетних обучающихся к художественной литературе, книге умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором воспитанники научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед воспитанниками все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у несовершеннолетних обучающихся развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества и поэтического слуха у несовершеннолетних обучающихся.

Основные задачи каждого занятия:

Музыкальное сопровождение. 

Иногда в занятия включается звучание классической музыки, которая помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений. 

Отбор книг.

Поскольку одна из задач - прививать воспитанникам интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, и т.д.

Задача педагога - предоставить несовершеннолетним обучающимся возможность услышать и увидеть лучшие сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, и др.).

Книги должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание воспитанника, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами

Список литературы

Для педагога:

1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..

2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 6 - 7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.

4. О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..

5. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

6. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008

7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

8. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Я.: Академия развития. Академия К.,1998

10. Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000

11. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для педагога 3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007

Для обучающихся:

11. У. Дисней «Три поросенка отдыхают».

12. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

13. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

14. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

15. Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек».

16. И. Гамазков «Кто летает?».

17. В. Драгунский «Тайна становится явной».

18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

19. В. Катаев «Цветик-семицветик».

20. Д. Родари «Хитрый Буратино»

21 Н.Носов «Живая шляпа».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области