ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Литературная гостиная»
Для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Срок реализации программы:1 год
Кемерово, 2023г.
Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 6
1.3 Содержание программы 7
1.3.1 Учебно – тематический план 7
1.3.2 Содержание программы 10
1.4 Ожидаемые результаты 18
Раздел № 2 Комплекс организационно – педагогических условий 18
2.1 Календарный учебный план 18
2.2 Условия реализации программы 22
2.3 Формы аттестации 23
2.4 Методическое обеспечение 23
Список литературы 25
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Направленность данной программы - художественно-эстетическая, развивающая речь и память воспитанников.
Содержание программы соответствует дошкольному уровню
образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Литературная гостиная» разработана в соответствии с базовыми
нормативно – правовыми документами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020г № 533
«О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения России
от 09 ноября 2018 № 196»
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г № 09-
3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Постановление государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 СП 2.4. 3648-20 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «образование» от 07
декабря 2018 г. № 3)
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г №996-Р)
- Устав и локальные акты учреждения.
Актуальность разработки данной программы обоснована социальным заказом со
стороны родителей обучающихся,
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Новизна программы заключаетсяв использовании в программе разных методовознакомления с художественной литературой, проведения целостного анализа произведения, выполнения творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.
Педагогическая целесообразность
Содержание занятий представляет собой введение в мир литературы и основано на интеграции художественно – речевой, изобразительной деятельности. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к полноценному восприятию художественных произведений.
Адресат Программы
Программа адресована обучающимся старшего дошкольного возраста
от 6 до 7 лет. Количество обучающихся в группе – 20 человек,
образовательная деятельность проводится по подгруппам – 10 человек.
Отличительной особенностью программы является то, что в данной
программе все темы занятий являются в значительной степени
независимыми. Это позволяет включиться в работу обучающимся,
пропустившим отдельные занятия, а также новым обучающимся, в случае
добора в группы на промежуточных уровнях обучения. Программа
рассчитана на обучающихся, интересующихся литературой и готовых к
интересным продуктивным занятиям.
Срок реализации Программы – Программа реализуется в течение 1
года. Общее количество академических часов – 36
Форма обучения и режим занятий
Основная форма обучения – очная.
Наполняемость группы до 20 человек. Подгруппа – 10 человек. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий согласно САНПИН: 30
минут для обучающихся 6-7 лет.
Формы организации занятий: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1.2 Цель и задачи программы
Цель реализации Программы:
Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи реализации Программы:
Развивающие:
•развивать у воспитанников способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
•развивать образное мышление дошкольников;
•развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей;
Обучающие:
• учить воспитанников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;
• формировать потребность в постоянном чтении книг;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух воспитанников, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности;
•научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
Воспитательные:
•воспитывать художественный слух;
•воспитывать правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
•воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге;
1.3 Содержание Программы
1.3.1 Учебно – тематический план
Учебно – тематический план представлен в таблице 1
Таблица 1
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4 | Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5 | Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6 | Чтение хантыйской сказки «Кот» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
7 | Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
8 | Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9 | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
10 | Рассказ Б. Житкова «На воде» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
11 | Ознакомление с новым жанром – басней. И. Крылов «Стрекоза и муравей» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
12 | Русская народная сказка «Морозко». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
13 | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
14 | Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
15 | Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
16 | Авторская сказка. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
17 | Дни Ганса Христиана Андерсена. Сказки Г. С. Андерсена. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
18 | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
19 | Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
20 | Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
21 | Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
22 | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказа по пословице. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
23 | Тематическое чтение. Животные в неволе. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
24 | Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
25 | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» Творческое рассказывание. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
26 | Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
27 | Заучивание стихотворения Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
28 | Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
29 | Комплексное чтение «Весна идёт». Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
30 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
31 | Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
32 | Чтение басни. Анализ пословиц. Л. Толстой «Собака и её тень» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
33 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
34 | Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
35 | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». | 0,5 | 0,5 | 1 | |
36 | Мы идём в библиотеку. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Всего: | 18 | 18 | 36 |
1.3.2. Содержание Программы
Содержание Программы представлено в таблице 2
Таблица 2
1 неделя | |
Тема | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» |
Задачи | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методическиеприемы | |
2 неделя | |
Тема | Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций. |
Задачи | Активизировать слуховое восприятие, развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально- образного содержания произведений музыки, поэзии, живописи, учить детей рассматривать картины природы; учить красиво двигаться под спокойную музыку, экспериментировать со звуками. |
Методические приемы | 1. Г. Скребицкий «Осень». 2. И. Бунин «Листопад». 3. М. Пришвин «Последние грибы». 4. Слушание. Сравнение.Классификация деревьев, кустарников.Рисование осеннего пейзажа. |
3 неделя | |
Тема | Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
Задачи | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методические приемы | |
4 неделя | |
Тема | Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь» |
Задачи | Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность. |
Методические приемы | |
5 неделя | |
Тема | Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». |
Задачи | Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методические приемы | |
6 неделя | |
Тема | Чтение хантыйской сказки «Кот» |
Задачи | Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методические приемы | |
7 неделя | |
Тема | Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Задачи | Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность. |
Методическиеприемы | 1.Сравнение разных жанров произведений. 2. Описание. Слушание. 3. Игровое упражнение «На что похоже». 4. Задание на развитие умений видать проблему «Посмотри на мир глазами героев произведения». 5. Лепка «Лесные жители». |
8 неделя | |
Тема | Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». |
Задачи | Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. |
Методическиеприемы | |
9 неделя | |
Тема | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». |
Задачи | Закрепить знания детей о разнообразных народных сказках. Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методическиеприемы | |
10 неделя | |
Тема | Рассказ Б. Житкова «На воде». |
Задачи | Развивать интерес к познавательной литературе. |
Методическиеприемы | |
11 неделя | |
Тема | Ознакомление с новым жанром – басней. И.Крылов «Стрекоза и муравей». |
Задачи | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки. |
Методическиеприемы | |
12 неделя | |
Тема | Русская народная сказка «Морозко». |
Задачи | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методическиеприемы | |
13 неделя | |
Тема | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег». |
Задачи | Помогать детям выразительно, с естественной интонацией, читать стихи, участвовать в инсценировке. |
Методическиеприемы | |
14 неделя | |
Тема | Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» |
Задачи | Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении. |
Методические приемы | |
15 неделя | |
Тема | Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают». |
Задачи | Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. |
Методическиеприемы | |
16 неделя | |
Тема | Авторская сказка. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
Задачи | Развивать творческое воображение, формировать способность передавать с помощью мимики, жестов, движений различные эмоции. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. |
Методическиеприемы | |
17 неделя | |
Тема | Дни Ганса Христиана Андерсена. Сказки Г. С. Андерсена. |
Задачи | Познакомить детей с биографией и творчеством писателя. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству писателя, желание слушать его произведения. |
Методическиеприемы | |
18 неделя | |
Тема | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка» |
Задачи | Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя. |
Методические приемы | |
19 неделя | |
Тема | Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». |
Задачи | Познакомить детей с биографией и творчеством поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэта, желание слушать его произведения. |
Методическиеприемы | 1.Слушание. 2. Игровые упражнения «Опиши море», «Найди заданное слово». 3. Опыт «Определить возраст рыбы по чешуе». 4. Лепка «Золотая рыбка». |
20 неделя | |
Тема | Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек». |
Задачи | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. |
Методическиеприемы | |
21 неделя | |
Тема | Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?». |
Задачи | Развивать интерес к познавательной литературе. |
Методическиеприемы | |
22 неделя | |
Тема | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказов по пословице. |
Задачи | Учить детей выявлять главную мысль произведения |
Методическиеприемы | |
23 неделя | |
Тема | Тематическое чтение. Животные в неволе. |
Задачи | Развивать интерес к познавательной литературе. |
Методическиеприемы | |
24 неделя | |
Тема | Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». |
Задачи | Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей. |
Методическиеприемы | |
25 неделя | |
Тема | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание. |
Задачи | Помогать детям выразительно с естественной интонацией читать стихи, участвовать в инсценировке. |
Методическиеприемы | |
26 неделя | |
Тема | Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц. |
Задачи | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки. |
Методическиеприемы | |
27 неделя | |
Тема | Заучивание стихотворения Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён». |
Задачи | Помогать детям выразительн, с естественной интонацией, читать стихи, участвовать в инсценировке. |
Методическиеприемы | |
28 неделя | |
Тема | Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» |
Задачи | Познакомить детей с биографией и творчеством писателя. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству писателя, желание слушать его произведения. |
Методическиеприемы | |
29 неделя | |
Тема | Комплексное чтение «Весна идёт» Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час». |
Задачи | Развивать интерес к познавательной литературе. |
Методическиеприемы | 1. Слушание рассказов. 2. Придумывание сказки о цветах. 3. Игровое упражнение «Скажи, какой, какое?». 4. «Загадки красавицы весны» (опыты с водой). 5. Рисование весеннего пейзажа. |
30 неделя | |
Тема | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». |
Задачи | Учить отмечать особенности сказки, понимать мотивы поступков героев, учить перевоплощаться, развивая интонационную выразительность. |
Методическиеприемы | |
31 неделя | |
Тема | Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы. |
Задачи | Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества. Вызвать интерес к фольклору. |
Методическиеприемы | |
32 неделя | |
Тема | Чтение басни. Анализ пословиц. Л. Толстой «Собака и её тень» |
Задачи | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки. |
Методическиеприемы | |
33 неделя | |
Тема | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». |
Задачи | Учить детей выявлять главную мысль произведения |
Методическиеприемы | |
34 неделя | |
Тема | Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» |
Задачи | Развивать творческое воображение. Познакомить детей с новыми литературными персонажами, создать мотивацию для общения с ними, воспитывать бережное отношение к книгам. |
Методические приемы | |
35 неделя | |
Тема | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». |
Задачи | Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. |
Методическиеприемы | |
36 неделя | |
Тема | Мы идём в библиотеку. |
Задачи | Узнать, как «живут» книги, вызвать интерес к ним. |
Методическиеприемы |
1.4. Ожидаемые результаты
По развитию литературной речи:
У воспитанников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении. Литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет несовершеннолетним обучающимся более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
Несовершеннолетние обучающиеся проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров. Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты. Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки. В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам. Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график представлен в таблице 3
Таблица 3
Календарный учебный график
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего занятий | Форма контроля |
Сентябрь | |||||
1. | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголь» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Октябрь | |||||
1. | Чтение туркменской народной сказки «Падчерица». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение хантыйской сказки «Кот» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Заучивание стихотворения об осени А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Ноябрь | |||||
1. | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Рассказ Б. Житкова «На воде» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Ознакомление с новым жанром – басней. И. Крылов «Стрекоза и муравей» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Русская народная сказка «Морозко». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Декабрь | |||||
1. | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Чтение сказки У. Дисней «Три поросенка отдыхают». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Авторская сказка. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Январь | |||||
1. | Дни Ганса Христиана Андерсена. Сказки Г. С. Андерсена. | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Февраль | |||||
1. | Чтение рассказа И. Гамазкова «Кто летает?». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайна становится явной».Составление рассказа по пословице. | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Тематическое чтение. Животные в неволе. | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Март | |||||
1. | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» Творческое рассказывание. | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение басни. Анализ фразеологизмов и пословиц. | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Заучивание стихотворения Г. Новитской «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клён». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Чтение сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Апрель | |||||
1. | Комплексное чтение «Весна идёт». Рассказы М. Пришвина «Деревья в плену», «Жаркий час». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы. | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Чтение басни. Анализ пословиц. Л. Толстой «Собака и её тень» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
Май | |||||
1. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». | 0,5 | 0,5 | 4 | Беседа, практическое задание |
2. | Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
3. | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание | |
4. | Мы идём в библиотеку. | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое задание |
2.2. Условия реализации программы
Состояние материальной базы для осуществления художественной деятельности с обучающимися в ДОУ позволяет реализовывать поставленные задачи. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с обучающимися.
Административный | Общая политика, нормативная база, устав учреждения |
Организационно-педагогический | Кадровое обеспечение: педагог, владеющий методикой преподавания развития речи и чтения художественной литературы |
Помещение | Учебный кабинет с хорошим освещением |
Программно-методический | Программа Авторские методические пособия Методическая литература Интернет-ресурсы (компьютерные программы, презентации и т. д.). Дидактический материал |
Материально-технический | Компьютер, ноутбук, принтер, проектор, доска |
Оборудование для проведения художественной деятельности
2.3. Формы аттестации
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, который
предполагает исследования динамики развития познавательной сферы и
включает задания, позволяющие оценить качество усвоения обучающимися
конкретной темы или раздела программы.
2.4. Методическое обеспечение программы
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у несовершеннолетних обучающихся к художественной литературе, книге умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором воспитанники научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед воспитанниками все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у несовершеннолетних обучающихся развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества и поэтического слуха у несовершеннолетних обучающихся.
Основные задачи каждого занятия:
Музыкальное сопровождение.
Иногда в занятия включается звучание классической музыки, которая помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений.
Отбор книг.
Поскольку одна из задач - прививать воспитанникам интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, и т.д.
Задача педагога - предоставить несовершеннолетним обучающимся возможность услышать и увидеть лучшие сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, К.Чуковский, С.Маршак, В.Берестов, и др.).
Книги должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание воспитанника, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами
Список литературы
Для педагога:
1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..
2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 6 - 7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
4. О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
5. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
6. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
8. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Я.: Академия развития. Академия К.,1998
10. Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000
11. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для педагога 3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
Для обучающихся:
11. У. Дисней «Три поросенка отдыхают».
12. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
13. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
14. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
15. Сказка С. Аксакова. «Аленький цветочек».
16. И. Гамазков «Кто летает?».
17. В. Драгунский «Тайна становится явной».
18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
19. В. Катаев «Цветик-семицветик».
20. Д. Родари «Хитрый Буратино»
21 Н.Носов «Живая шляпа».