Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми тяжелыми нарушениями речи

ЦельРазвитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи Синхронизация работы полушарий Развитие общей и мелкой моторики Развитие внимания, памяти, мышления Профилактика дислексии и дисграфии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя — логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи .

Содержание

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии, двигательной сферы. Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии детей.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи и звукопроизношения.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей:

        коррекции нарушений звукопроизношения;

         фонематического слуха;

        лексико-грамматического строя речи.

В начале работы разучиваем кинезиологические упражнения, отрабатывая технику. Затем, преследуя задачи развития речи: 

Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Кинезиология является одним из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ.

Логопеды – специалисты, занимающиеся диагностикой, профилактикой и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Их работа направлена на восстановление и развитие потерянных или наличных речевых навыков. Одним из эффективных методов, применяемых логопедами, является использование кинезиологических упражнений.

Кинезиология – наука, изучающая движения человеческого организма. Кинезиологические упражнения в работе логопеда помогают улучшить координацию движений, силу и гибкость мышц, а также развитие и улучшение речи. Эти упражнения дополняют основную логопедическую работу и вносят в нее элементы игры и двигательной активности.

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда позволяет увеличить эффективность и интерес к процессу коррекции речи. Упражнения проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Они помогают развивать внимание, память, позволяют контролировать дыхание и артикуляцию, а также способствуют лучшему усвоению звуков и правильному образованию слов и фраз.

Важно отметить, что кинезиологические упражнения могут быть очень разнообразными и подстраиваться под потребности и возможности каждого конкретного пациента. Они могут включать в себя такие элементы, как ритмичные движения, игровые упражнения, силовые тренировки и т.д. Это позволяет логопедам создавать интересные и разнообразные занятия, которые помогут ребенку или взрослому в совершенствовании речи и общении.

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда является неотъемлемой частью процесса коррекции и развития речи. Он помогает сделать занятия более интересными и полезными для пациента, а также способствует его общему физическому и психологическому развитию.

Значение кинезиологических упражнений

В работе логопеда активное использование кинезиологических упражнений имеет огромное значение. Кинезиологические упражнения помогают развивать и укреплять мышцы речевого аппарата, улучшать координацию движений и повышать контроль над ними.

Для работника логопедического центра использование кинезиологических упражнений позволяет создать эффективный индивидуальный подход к каждому пациенту. Так как каждый человек уникален, то и методы логопедической работы должны быть гибкими и разнообразными.

Кинезиологические упражнения позволяют не только улучшить физическую подготовку пациента, но и эмоциональное состояние. При выполнении упражнений продуктивно вовлекается внимание, что способствует улучшению концентрации и способности к обучению.

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда помогает формировать правильные речевые движения и укреплять связи между мозгом и мышцами. Это способствует улучшению артикуляции и повышению темпа речи.

Кинезиологические упражнения способствуют:

— Развитию речевого аппарата

— Укреплению мышц речи

— Улучшению координации движений

— Повышению внимательности и концентрации

— Формированию правильной артикуляции

— Увеличению скорости и плавности речи

Таким образом, использование кинезиологических упражнений в работе логопеда не только помогает пациентам развить и улучшить речевые навыки, но и создает комфортную атмосферу и эффективность в логопедическом процессе.

Улучшение артикуляции

Кинезиологические упражнения помогают улучшить артикуляцию за счет укрепления и тренировки мышц рта, губ, языка и гортани. Они позволяют корректировать артикуляционные недостатки, улучшая ясность и точность произношения звуков.

Примерами кинезиологических упражнений для улучшения артикуляции могут быть:

Упражнение

Описание

Губный массаж

Деликатное массирование губ пальцами для укрепления мышц и повышения чувствительности.

Мячик для языка

Помещение маленького мячика между зубами и движение им языком для тренировки и укрепления языковых мышц.

Вибрация губ

Нежные вибрационные движения губами для активизации и улучшения артикуляции.

Такие упражнения не только улучшают артикуляцию, но и способствуют развитию связей между центрами речевого аппарата в мозге, что помогает улучшить понимание и продуктивность речи.

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда позволяет добиться эффективных и продолжительных результатов в развитии артикуляции у пациентов всех возрастов.

Развитие мышц речевого аппарата

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда предоставляет возможность эффективно развивать мышцы речевого аппарата у пациентов. Кинезиологические упражнения способствуют тренировке и укреплению мышц губ, языка, гортани, что в свою очередь положительно влияет на формирование правильной артикуляции и развитие речи.

Логопеды часто используют разнообразные упражнения для развития мышц речевого аппарата. Например, упражнения с тренировкой мышц губ включают смачивание губ, форсированное вибрирование губами, упражнения на растягивание губных мышц и другие. Для тренировки языка можно использовать упражнения на поднятие и опускание языка, касание различных точек ротовой полости языком, упражнения на боковое движение языка и множество других.

Применение кинезиологических упражнений

Логопеды часто применяют кинезиологические упражнения для работы с детьми, имеющими нарушения речи и другие речевые проблемы. Такие упражнения помогают улучшить сенсорно-моторные навыки, развить моторику речевого аппарата, а также снять мышечное напряжение, которое может быть причиной неправильного произношения звуков или дисфункции голоса.

Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда может быть особенно полезным у детей с дизартрией, афазией или дизфонией. Данные упражнения помогают расслабить мышцы губ, языка, горла и диафрагмы, улучшить их контроль и координацию, а также активизировать работу голосовых связок. В результате, у детей улучшается артикуляция, голосовое сопровождение речи становится яснее и выразительнее.

Однако, не стоит забывать, что применение кинезиологических упражнений должно быть индивидуальным и подобрано с учетом особенностей каждого ребенка. Логопеды обучают детей выполнению различных двигательных задач и контролируют правильность их выполнения. Таким образом, кинезиологические упражнения становятся важной частью комплексной работы логопеда над развитием речи у детей с особыми потребностями.

Артикуляционные движения

Артикуляционные движения относятся к движениям различных органов речи, включая губы, язык, нёбо и гортань. Они играют важную роль в формировании звуковой стороны речи и помогают детям исправлять артикуляционные нарушения.

Логопед может использовать различные упражнения для развития артикуляционных движений у своих пациентов. Например, детям с нарушениями звукопроизношения могут быть назначены специальные упражнения для тренировки губ, языка и гортани.

Кроме того, кинезиологические упражнения могут помочь детям с ограниченными возможностями в развитии артикуляционных движений. Такие упражнения могут быть адаптированы для выполнения с различными устройствами, такими как протезы или мягкие инструменты.

Регулярные занятия с использованием артикуляционных движений могут помочь детям улучшить свою речь, сделать ее более понятной и разборчивой. Кроме того, такие упражнения могут помочь детям повысить свою уверенность в себе и улучшить коммуникативные навыки.

Примеры артикуляционных упражнений:

1. Повторение звуков с различным интенсивным вытяжением (например, «с-с-с-сссссссс»).

2. Помогите ребенку открыть рот широко и держать его в этом положении, попросив его сказать «а-а-а».

3. Попросите ребенка повторять звуки, двигая губами на разные стороны (например, «м-м-м», «п-п-п»).

Артикуляционные движения являются важным компонентом в работе логопеда и успешно помогают детям исправить артикуляционные нарушения, а также улучшить их речь и коммуникативные навыки.

Упражнения на растяжку речевых мышц

Регулярное использование упражнений на растяжку речевых мышц помогает укрепить и развить работу мышц, ответственных за правильную артикуляцию и фонетику.

1. Улыбка

Данное упражнение помогает размять лицевные мышцы, а также улучшить артикуляцию звуков. Необходимо широко улыбаться и удерживать такое положение лица в течение нескольких секунд. Затем расслабиться и повторить упражнение несколько раз.

2. Щелканье языком

Данное упражнение помогает развить силу и гибкость языка. Зажмите кончик языка между верхними и нижними зубами и медленно переводите его из стороны в сторону. Затем повторите это движение, но уже быстрее. Постепенно увеличивайте скорость щелканья языком.

3. Жевание

Это упражнение отлично разрабатывает мышцы рта и помогает повысить артикуляцию звуков. Возьмите комочек хлеба или жевательную резинку и активно жуйте ее в течение нескольких минут. Повторяйте упражнение несколько раз в день.

4. Надувание шарика

Данное упражнение поможет укрепить дыхательную мускулатуру и подготовить органы речи к нагрузкам. Возьмите шарик, например, для игры в пляжный волейбол, и начните надувать его. По мере надувания старайтесь продолжать выдерживать равномерное и глубокое дыхание.

Регулярная практика упражнений на растяжку речевых мышц позволяет укрепить и развить правильную речь, а также снизить вероятность возникновения речевых нарушений. Не забывайте, что они должны проводиться под руководством и контролем квалифицированного логопеда, который поможет выбрать подходящие упражнения и правильную методику их выполнения.

Эффективные кинезиологические упражнения

В работе логопеда кинезиологические упражнения обладают большой эффективностью. Они помогают улучшить работу мышц, укрепить голосовые связки и облегчить процесс речи.

Упражнения для рта и гортани

Одним из самых популярных кинезиологических упражнений для работы с голосом является массаж жевательных мышц с помощью специальной резиновой игрушки. Такое упражнение не только укрепляет мышцы, но и способствует правильному питанию слизистой оболочки гортани.

Упражнение выполняется следующим образом:

1. Возьмите резиновую игрушку и разместите ее между зубами, не сжимая слишком сильно.

2. Начните медленно перемещать игрушку влево-вправо и вверх-вниз.

3. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.

Упражнения для губ и языка

Для тренировки мышц губ и языка можно использовать такие упражнения, как «шумный поцелуй» и «прядь».

Упражнение «шумный поцелуй» выполняется следующим образом:

1. Сядьте прямо, расслабьтесь.

2. Сделайте губы в форме «о» и сделайте звук «а» на протяжении нескольких секунд.

3. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.

Упражнения для дыхания

Для развития правильной дыхательной техники можно использовать упражнение «свеча».

Упражнение «свеча» выполняется следующим образом:

1. Сядьте прямо и расслабьтесь.

2. Поднимите руки вверх и соедините их в районе грудной клетки.

3. Вдохните глубоко через нос, затем медленно выдохните через рот, качая руками вниз.

4. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда является важным инструментом для улучшения речи и развития речевых навыков у пациентов. Регулярная практика этих упражнений поможет укрепить голосовые связки, сделать речь более четкой и выразительной, а также снизить напряжение гортани и мышц рта.

Жевательные упражнения

В работе логопеда жевательные упражнения могут быть использованы для достижения следующих целей:

Цель

Описание

Укрепление жевательных мышц

Выполнение специальных упражнений способствует укреплению жевательных мышц, что положительно влияет на их работу в процессе речи.

Улучшение координации движений

Правильное выполнение жевательных упражнений помогает развить координацию движений рта и языка, что способствует более точной артикуляции звуков.

Стимулирование слюноотделения

Некоторые жевательные упражнения стимулируют слюноотделение, что благотворно влияет на увлажнение полости рта и подготавливает речевой аппарат к произношению звуков.

Жевательные упражнения могут быть выполнены с использованием специальных приспособлений, таких как резиновые кольца, жвачки, резинки и др. Логопед подбирает упражнения и приспособления в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и его возможностей.

Регулярные занятия жевательными упражнениями улучшают работу речевого аппарата и помогают пациенту достичь лучших результатов в развитии речи. Правильное выполнение упражнений под контролем логопеда позволяет ускорить процесс обучения и улучшить качество речи у пациента.

Библиографическая ссылка

Аммосова В.Г., Николаева Л.В. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области