Применение кинезиологических упражнений в работе учителя — логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи .
Содержание
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии, двигательной сферы. Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии детей.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи и звукопроизношения.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей:
коррекции нарушений звукопроизношения;
фонематического слуха;
лексико-грамматического строя речи.
В начале работы разучиваем кинезиологические упражнения, отрабатывая технику. Затем, преследуя задачи развития речи:
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.
Кинезиология является одним из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ.
Логопеды – специалисты, занимающиеся диагностикой, профилактикой и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Их работа направлена на восстановление и развитие потерянных или наличных речевых навыков. Одним из эффективных методов, применяемых логопедами, является использование кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука, изучающая движения человеческого организма. Кинезиологические упражнения в работе логопеда помогают улучшить координацию движений, силу и гибкость мышц, а также развитие и улучшение речи. Эти упражнения дополняют основную логопедическую работу и вносят в нее элементы игры и двигательной активности.
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда позволяет увеличить эффективность и интерес к процессу коррекции речи. Упражнения проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Они помогают развивать внимание, память, позволяют контролировать дыхание и артикуляцию, а также способствуют лучшему усвоению звуков и правильному образованию слов и фраз.
Важно отметить, что кинезиологические упражнения могут быть очень разнообразными и подстраиваться под потребности и возможности каждого конкретного пациента. Они могут включать в себя такие элементы, как ритмичные движения, игровые упражнения, силовые тренировки и т.д. Это позволяет логопедам создавать интересные и разнообразные занятия, которые помогут ребенку или взрослому в совершенствовании речи и общении.
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда является неотъемлемой частью процесса коррекции и развития речи. Он помогает сделать занятия более интересными и полезными для пациента, а также способствует его общему физическому и психологическому развитию.
Значение кинезиологических упражнений
В работе логопеда активное использование кинезиологических упражнений имеет огромное значение. Кинезиологические упражнения помогают развивать и укреплять мышцы речевого аппарата, улучшать координацию движений и повышать контроль над ними.
Для работника логопедического центра использование кинезиологических упражнений позволяет создать эффективный индивидуальный подход к каждому пациенту. Так как каждый человек уникален, то и методы логопедической работы должны быть гибкими и разнообразными.
Кинезиологические упражнения позволяют не только улучшить физическую подготовку пациента, но и эмоциональное состояние. При выполнении упражнений продуктивно вовлекается внимание, что способствует улучшению концентрации и способности к обучению.
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда помогает формировать правильные речевые движения и укреплять связи между мозгом и мышцами. Это способствует улучшению артикуляции и повышению темпа речи.
Кинезиологические упражнения способствуют:
— Развитию речевого аппарата
— Укреплению мышц речи
— Улучшению координации движений
— Повышению внимательности и концентрации
— Формированию правильной артикуляции
— Увеличению скорости и плавности речи
Таким образом, использование кинезиологических упражнений в работе логопеда не только помогает пациентам развить и улучшить речевые навыки, но и создает комфортную атмосферу и эффективность в логопедическом процессе.
Улучшение артикуляции
Кинезиологические упражнения помогают улучшить артикуляцию за счет укрепления и тренировки мышц рта, губ, языка и гортани. Они позволяют корректировать артикуляционные недостатки, улучшая ясность и точность произношения звуков.
Примерами кинезиологических упражнений для улучшения артикуляции могут быть:
Упражнение | Описание |
Губный массаж | Деликатное массирование губ пальцами для укрепления мышц и повышения чувствительности. |
Мячик для языка | Помещение маленького мячика между зубами и движение им языком для тренировки и укрепления языковых мышц. |
Вибрация губ | Нежные вибрационные движения губами для активизации и улучшения артикуляции. |
Такие упражнения не только улучшают артикуляцию, но и способствуют развитию связей между центрами речевого аппарата в мозге, что помогает улучшить понимание и продуктивность речи.
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда позволяет добиться эффективных и продолжительных результатов в развитии артикуляции у пациентов всех возрастов.
Развитие мышц речевого аппарата
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда предоставляет возможность эффективно развивать мышцы речевого аппарата у пациентов. Кинезиологические упражнения способствуют тренировке и укреплению мышц губ, языка, гортани, что в свою очередь положительно влияет на формирование правильной артикуляции и развитие речи.
Логопеды часто используют разнообразные упражнения для развития мышц речевого аппарата. Например, упражнения с тренировкой мышц губ включают смачивание губ, форсированное вибрирование губами, упражнения на растягивание губных мышц и другие. Для тренировки языка можно использовать упражнения на поднятие и опускание языка, касание различных точек ротовой полости языком, упражнения на боковое движение языка и множество других.
Применение кинезиологических упражнений
Логопеды часто применяют кинезиологические упражнения для работы с детьми, имеющими нарушения речи и другие речевые проблемы. Такие упражнения помогают улучшить сенсорно-моторные навыки, развить моторику речевого аппарата, а также снять мышечное напряжение, которое может быть причиной неправильного произношения звуков или дисфункции голоса.
Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда может быть особенно полезным у детей с дизартрией, афазией или дизфонией. Данные упражнения помогают расслабить мышцы губ, языка, горла и диафрагмы, улучшить их контроль и координацию, а также активизировать работу голосовых связок. В результате, у детей улучшается артикуляция, голосовое сопровождение речи становится яснее и выразительнее.
Однако, не стоит забывать, что применение кинезиологических упражнений должно быть индивидуальным и подобрано с учетом особенностей каждого ребенка. Логопеды обучают детей выполнению различных двигательных задач и контролируют правильность их выполнения. Таким образом, кинезиологические упражнения становятся важной частью комплексной работы логопеда над развитием речи у детей с особыми потребностями.
Артикуляционные движения
Артикуляционные движения относятся к движениям различных органов речи, включая губы, язык, нёбо и гортань. Они играют важную роль в формировании звуковой стороны речи и помогают детям исправлять артикуляционные нарушения.
Логопед может использовать различные упражнения для развития артикуляционных движений у своих пациентов. Например, детям с нарушениями звукопроизношения могут быть назначены специальные упражнения для тренировки губ, языка и гортани.
Кроме того, кинезиологические упражнения могут помочь детям с ограниченными возможностями в развитии артикуляционных движений. Такие упражнения могут быть адаптированы для выполнения с различными устройствами, такими как протезы или мягкие инструменты.
Регулярные занятия с использованием артикуляционных движений могут помочь детям улучшить свою речь, сделать ее более понятной и разборчивой. Кроме того, такие упражнения могут помочь детям повысить свою уверенность в себе и улучшить коммуникативные навыки.
Примеры артикуляционных упражнений: |
1. Повторение звуков с различным интенсивным вытяжением (например, «с-с-с-сссссссс»). |
2. Помогите ребенку открыть рот широко и держать его в этом положении, попросив его сказать «а-а-а». |
3. Попросите ребенка повторять звуки, двигая губами на разные стороны (например, «м-м-м», «п-п-п»). |
Артикуляционные движения являются важным компонентом в работе логопеда и успешно помогают детям исправить артикуляционные нарушения, а также улучшить их речь и коммуникативные навыки.
Упражнения на растяжку речевых мышц
Регулярное использование упражнений на растяжку речевых мышц помогает укрепить и развить работу мышц, ответственных за правильную артикуляцию и фонетику.
1. Улыбка
Данное упражнение помогает размять лицевные мышцы, а также улучшить артикуляцию звуков. Необходимо широко улыбаться и удерживать такое положение лица в течение нескольких секунд. Затем расслабиться и повторить упражнение несколько раз.
2. Щелканье языком
Данное упражнение помогает развить силу и гибкость языка. Зажмите кончик языка между верхними и нижними зубами и медленно переводите его из стороны в сторону. Затем повторите это движение, но уже быстрее. Постепенно увеличивайте скорость щелканья языком.
3. Жевание
Это упражнение отлично разрабатывает мышцы рта и помогает повысить артикуляцию звуков. Возьмите комочек хлеба или жевательную резинку и активно жуйте ее в течение нескольких минут. Повторяйте упражнение несколько раз в день.
4. Надувание шарика
Данное упражнение поможет укрепить дыхательную мускулатуру и подготовить органы речи к нагрузкам. Возьмите шарик, например, для игры в пляжный волейбол, и начните надувать его. По мере надувания старайтесь продолжать выдерживать равномерное и глубокое дыхание.
Регулярная практика упражнений на растяжку речевых мышц позволяет укрепить и развить правильную речь, а также снизить вероятность возникновения речевых нарушений. Не забывайте, что они должны проводиться под руководством и контролем квалифицированного логопеда, который поможет выбрать подходящие упражнения и правильную методику их выполнения.
Эффективные кинезиологические упражнения
В работе логопеда кинезиологические упражнения обладают большой эффективностью. Они помогают улучшить работу мышц, укрепить голосовые связки и облегчить процесс речи.
Упражнения для рта и гортани
Одним из самых популярных кинезиологических упражнений для работы с голосом является массаж жевательных мышц с помощью специальной резиновой игрушки. Такое упражнение не только укрепляет мышцы, но и способствует правильному питанию слизистой оболочки гортани.
Упражнение выполняется следующим образом:
1. Возьмите резиновую игрушку и разместите ее между зубами, не сжимая слишком сильно.
2. Начните медленно перемещать игрушку влево-вправо и вверх-вниз.
3. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.
Упражнения для губ и языка
Для тренировки мышц губ и языка можно использовать такие упражнения, как «шумный поцелуй» и «прядь».
Упражнение «шумный поцелуй» выполняется следующим образом:
1. Сядьте прямо, расслабьтесь.
2. Сделайте губы в форме «о» и сделайте звук «а» на протяжении нескольких секунд.
3. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.
Упражнения для дыхания
Для развития правильной дыхательной техники можно использовать упражнение «свеча».
Упражнение «свеча» выполняется следующим образом:
1. Сядьте прямо и расслабьтесь.
2. Поднимите руки вверх и соедините их в районе грудной клетки.
3. Вдохните глубоко через нос, затем медленно выдохните через рот, качая руками вниз.
4. Повторяйте упражнение несколько раз в течение нескольких минут.
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда является важным инструментом для улучшения речи и развития речевых навыков у пациентов. Регулярная практика этих упражнений поможет укрепить голосовые связки, сделать речь более четкой и выразительной, а также снизить напряжение гортани и мышц рта.
Жевательные упражнения
В работе логопеда жевательные упражнения могут быть использованы для достижения следующих целей:
Цель | Описание |
Укрепление жевательных мышц | Выполнение специальных упражнений способствует укреплению жевательных мышц, что положительно влияет на их работу в процессе речи. |
Улучшение координации движений | Правильное выполнение жевательных упражнений помогает развить координацию движений рта и языка, что способствует более точной артикуляции звуков. |
Стимулирование слюноотделения | Некоторые жевательные упражнения стимулируют слюноотделение, что благотворно влияет на увлажнение полости рта и подготавливает речевой аппарат к произношению звуков. |
Жевательные упражнения могут быть выполнены с использованием специальных приспособлений, таких как резиновые кольца, жвачки, резинки и др. Логопед подбирает упражнения и приспособления в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и его возможностей.
Регулярные занятия жевательными упражнениями улучшают работу речевого аппарата и помогают пациенту достичь лучших результатов в развитии речи. Правильное выполнение упражнений под контролем логопеда позволяет ускорить процесс обучения и улучшить качество речи у пациента.
Библиографическая ссылка
Аммосова В.Г., Николаева Л.В. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;