Выступление по теме: Материал подготовила: Кравченко Е.Р, заведующий МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 44 2024 |
Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации.
Качество образования – это cиcтема, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной cиcтемой необходимо комплексно.
Для администрации ДОО управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе.
ФГОС ДО включает в себя раздел требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, подразумевающий требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Что в свою очередь перекликается с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу (Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования")
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование – культура, 1998. с.334).
Мониторинг в нашем детском саду направлен на отслеживание качества дошкольного образования и проводится по следующим направлениям:
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ООП ДО
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации.
Согласно п. 4.3. ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей).
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального развития ребенка.
Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей.
Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.
В нашем детском саду разработано Положение о внутренней оценке качества дошкольного образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44» в котором прописаны ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог Учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей), а также логопедическая диагностика (особенности речевого развития и его нарушения), которую проводит учитель-логопед Учреждения, также с письменного согласия родителей (законных представителей).
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами основных образовательных программ дошкольного образования.
В нашем ДОУ педагоги используют педагогическую диагностику индивидуального развития детей Примерной основной образовательной программы «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцевой, в которой разработана система педагогической диагностики индивидуального развития ребенка, максимально упрощенная для практики дошкольного образования:
Педагоги фиксирую результаты, делают выводы.
Заместитель заведующего на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.
Данные мониторинга отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.
На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.