Из опыта работы:
«Моделирование образовательного процесса по повышению качества здоровья и безопасности дошкольников ДОУ»
В связи с потребностями модернизации системы образования в России, сегодня происходи трансформация системы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций является укрепление здоровья детей, наше учреждение не исключение. Работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, отражена в ООП, Рабочей программе воспитания, Годовом плане работы на 2022 – 2023 учебный год.
Приступая к внесению изменений в ООП ДО на 2022 – 2023 учебный год опираясь на итоги деятельности за прошедший учебный год мы с творческой группой в первую очередь выявили, что необходимо изменить в существующей системе работы детского сада.
Учитывая мнений всех заинтересованных лиц педагогического коллектива в ООП ДОУ по вопросу обеспечения качества образовательных услуг в области оздоровления и безопасности дошкольников внесена следующая работа:
- подпункт 1.1.1.1. «Часть, формируемая участниками образовательных отношений», включает задачи по основам безопасности жизнедеятельности детей на основе парциальной программы Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- подпункт 1.1.2.1. «Часть, формируемая участниками образовательных отношений», содержит принципы и подходы парциальной программы Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- пункт 1.1.3. «Приоритетное направление деятельности ДОУ» указывает на сохранение и укрепления здоровья детей;
- пункт 1.2.3. «Планируемые результаты реализации ООП» в каждом возрасте указано физическое развитие с конкретными задачами;
- подпункт 1.2.5.3. «Реализация инновационной деятельности», отражает деятельность коллектива по реализации элементов психогимнастики.
2. Содержательный раздел:
- подпункт 2.2.2.5 «Физическое развитие» включает годовую задачу ДОУ и пребывания по ФГОС;
- пункт 2.2.3. «Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программ» описана парциальная программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
3. Организационный раздел:
- пункт 3.3 «Методическое обеспечение» указывает методические источники в области «Физическое развитие»;
- пункт 3.6.5. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» диктует направления деятельности по оздоровлению детей, систему оздоровительной работы, модель двигательного режима и закаливания.
Работа, намеченная в каждом разделе ООП ДОУ, способствует:
- раннему формированию ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- обеспечивает условия для полноценного физического развития воспитанников в дошкольном учреждении;
- повышает педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности дошкольников;
- обогащает родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка.
С учетом того, что Рабочая программой воспитания ДОУ, является частью Основной образовательной программы, соответственно задачи ЗОЖ нашли отражения в ней, а именно:
- Целевой раздел:
* подпункт 1.2.1. «Целеные ориентиры воспитательной работы» описывается физическое и оздоровительное направление воспитания.
- Содержательный раздел:
* пункт 2.1. «Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания в ДОУ» содержит описание модуля «Я и мое здоровье»;
*пункт 2.2. «Особенности реализации образовательного процесса» указывает на виды детской деятельности в области «Физическое развитие»;
* пункт 2.4 «Часть, формируемая участниками образовательных отношений», указывает воспитательные задачи по дополнительной программе Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Организационный раздел:
* пункт 3.7 «Часть, формируемая участниками образовательных отношений», отражает воспитательные задачи по инновационной деятельности в ДОУ, а именно здоровьесберегающая технология психогимнастика;
* пункт 3.8. «Примерный план воспитательной работы» в разделе физическое воспитание в модуле «Я и мое здоровье» запланированы мероприятия и даты их реализации.
Деятельность детского сада, указанная в Рабочей программе воспитания, область физическое развитие дошкольников, нацелена на формирование таких качеств личности как гибкость, выносливость, координация и т.д.
Годовой план работы ДОУ, как и образовательная программа является обязательным документом. Он нацелен на решение задач по охране жизни и здоровья детей отраженных в ООП ДОУ, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в 2021 - 2022 учебном году.
С целью повышения качества работы педагогического коллектива в области оздоровления детей в разделе III «Организационно – педагогическая деятельность» пункт 3.3. «Педагогические советы» запланирован второй Педсовет (25.11.2022 года) по теме «Психогимнастика, как средство формирования различных сторон психики ребенка».
В пункте 3.4. «Организационно методическая деятельность» с воспитателями и специалистами намечены мероприятия по оказанию системной практической помощи в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса по охране жизни и здоровья детей:
- консультации: «Что должен знать воспитатель по ОБЖ», «Психогимнастика в работе педагогов»;
- семинар практикум «Физкультурно – оздоровительные технологии в ДОУ»;
- педагогический КВН «Организация летней оздоровительной работы в детском саду».
В годовом плане имеются следующие пункты: 3.9. «Организация оздоровительной работы» и пункт 3.10. «Примерный план оздоровительно – профилактических процедур», которые направляют педагогов на решение приоритетных и неотложных задач по оздоровлению детского организма.
Повышая качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми в годовой план включён раздел IV «Система внутреннего мониторинга» который содержит оперативный контроль: «Соблюдение режима дня в группах» (октябрь), «Контроль организации и проведения сна дошкольников» (ноябрь), и тематический - «Психогимнастика как средство сформированности у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни».
Наше дошкольное учреждение при формировании общего пространства «Детский сад — семья» в годовой план включило раздел V «Взаимодействие ДОУ и семьи и другими организациями», а пункт 5.1. «План взаимодействие с семьями воспитанников», где имеются мероприятия по обсуждаемой теме:
- групповые родительские собрания: «Ребенок и его здоровье» (1я младшая группа), «Здоровье детей в наших руках» (средние группы), «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах укрепления здоровья ребенка» (старший возраст);
- практикум «Психогимнастика в помощь родителям»;
- единый «День безопасности».
Проанализировав в комплексе планирования работы по состоянию здоровья воспитанников, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ прослеживается положительная динамика состояния здоровья детей. Можно сказать о том, что это результат качественной работы коллектива в этом направлении.
Таким образом, четкое грамотное, систематическое планирование деятельности нашего дошкольного учреждения в области охраны жизни и здоровья детей способствует успешному развитию детского организма в целом, а также обеспечивает качество образования учреждения по данному вопросу.
Не смотря на первые положительные результаты деятельности ДОУ в выполнение запланированной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий на 2021 – 2022 учебный год, все же нормативные документы по охране – жизни и здоровья детей были корректированы:
- внесены изменения в Правила внутреннего распорядка воспитанников;
- дополнены «Положение о пищеблоке», «Положение об организации контрольно – пропускного режима», «Положение о порядке осуществления индивидуального учета освоения воспитанниками программ»;
- разработаны «Требования к одежде воспитанников».
Организация документационного обеспечения управления дошкольным учреждением — гарантия постоянства его внутренней и внешней управленческой деятельности, залог стабильности и высокой конкурентоспособности.