Составил воспитатель: Климова Наталья Михайловна
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему:
“ Наша Родина - Россия”.
Цель: закрепить знания о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
Наглядный материал: Иллюстрации с изображением природы России - леса, реки, поля, моря,горы. Куклы в русской национальной одежде - мальчик и девочка. Книги - русские народные сказки.
Ход занятия:
В: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, давайте их рассмотрим ( воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением леса).
В: Что это? ( лес).
В: Как вы догадались, что это лес? ( много разных деревьев).
В: Названия каких деревьев вы знаете? ( дети называют знакомые им деревья).
В: А кто из вас был в лесу? Расскажите,что вы там делали? ( рассказы детей).
В: Красиво в лесу? Вам там понравилось? ( ответы детей).
В: А что это? (иллюстрация с изображением реки).
В: Да,это река. Посмотрите, какая она длинная, даже не видно конца. А как красиво по берегам реки! Кто из вас был на речке? Расскажите, что вы там делали? ( купались, загорали, ловили рыбу и т.д.) Красиво на речке?
В: А вот это что? ( море). Посмотрите,какое оно красивое. Какого цвета вода в море? ( синяя, зелёная). Оно такое огромное,что даже не видно берегов. Кто из вас бывал на море, расскажите, какое оно? ( ответы детей: вода в море солёная, прозрачная, на море тепло и пр.) .
В.: А это что? ( иллюстрация с изображением ржаного или пшеничного поля). Да это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают пшеницу, рожь, из которых делают муку и пекут хлеб, который мы с вами едим каждый день. А какое поле? ( жёлтое, золотистое). Когда дует ветер, то по полю проходят волны, совсем как на море. Поле, как море, огромное. У моря не видно другого берега, а у поля не видно другого края. Поэтому часто говорят, что поле - бескрайнее.
В.: А вот здесь вряд ли кто-нибудь был. Что это? (иллюстрация с изображением гор). Это горы. Какие они, что можно о них сказать? ( высокие, красивые). А что лежит на вершинах гор? ( снег). Правда,очень красиво?
В.: Посмотрите, как красивы и лес, и море, и река, и поля, и горы. Всё это наша с вами страна, как она называется ( Россия).
В.: Россия очень большая, богатая и красивая страна! И живут в ней очень талантливые люди. И чего русский народ только не умеет делать - и сказки сочинять, и песни, и разные красивые предметы делать.
В.: Сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру. Русский народ придумал её очень давно, но играют в неё дети до сих пор. ( дети играют в подвижную хороводную игру “ Из-за леса , из-за гор”).
В.: Пока мы с вами играми к нам пришли гости. ( воспитатель показывает кукол, одетых в русскую национальную одежду ). Это Ваня и Маша, они пришли к своим друзьям, которые живут в нашей группе - Алёне и Василию. Принесети их из кукольного уголка.
Все эти куклы одеты в русские национальные костюмы. Костюмы разные, красивые. Давайте сначала посмотрим, как одеты куклы - девочки. Во что они одеты? (в сарафаны).
В.: Сарафаны одинаковые? Какого они цвета? Как отделаны? ( ответы детей). Посмотрите, чтот у кукол - девочек на голове? Что у Маши? Кто помнит, как называется этот головной убор? (кокошник). А у Алёны на голове? ( широкая лента).
В.: А теперь давайте посмотрим на наших мальчиков. У них не совсем обычные рубашки. Кто помнит, как они называются? ( косоворотки, дети повторяют это трудное слово хором и индивидуально). А косоворотки у кукол - мальчиков одинаковые? (нет). Какая косоворотка у Вани? ( белая, вышитая). А у Василия? ( красная, отделанная тесьмой).
В.: Ваня и Маша пришли к нам в гости, чтобы послушать как вы будете читать русские народные потешки и песенки. С ними вместе вас послушают и наши куклы Алёна и Василий. ( дети читают потешки, которые онит выучили на занятиях “ Гуси, вы, гуси”, “ Солнышко-вёдрышко”, “ Петушок-петушок” и др.).
В.: Молодцы, ребята! Нашим гостям очень понравилось, как вы читали русские народные потешки и песенки. Они принесли вам новую русскую народную сказку. Вы знаете народные сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы узнали их? Назовите их, скажите а про кого эти сказки? ( дети называют сказки и героев, названных сказок).
В.: А сказку, которую принесли нам наши гости, про страх. Вы знаете, что такое страх? ( когда кто-то кого-то или чего-то боится). А чего можно испугаться? ( предположения детей). Иногда, например, в темноте можно испугаться того, чего нет на самом деле. Вот послушайте, что произошло с героями русской народной сказки, которая называется “ У страха глаза велики”. ( воспитатель рассказывает детям сказку).
В.: Что же произошло на самом деле? А что подумали перепуганные герои нашей сказки? ( ответы детей). Вот какую и интересную сказку сочинил русский народ, чтобы посмеяться над трусишками.
В.: Сегодня, ребята, мы с вами поиграли в русскую народную игру, вспомнили русские народные песенки и потешки, послушали русскую народную сказку. На прогулке мы с вами ещё раз поиграем в русскую народную игру, а на других занятиях , я вас познакомлю с другими русскими народными сказками, потешками, песенками. Их русский народ сочинил видимо - невидимо!