Доклад на тему
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
На современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Еще в 2012 году президент Российской Федерации предложил ввести систему критериев оценки работы учителей, чтобы кардинально улучшить процесс образования. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими.
Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации педагогических работников.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. №608н.
Что такое профессиональный стандарт педагога? Как и любой другой профессиональный стандарт, профстандартпедагога –это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации, это тот ориентир, на котором базируется трудовой процесс. В 2022 году был внедрен профессиональный стандарт «Педагог»-2022. Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который действует с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.
Он внедрялся для того, чтобы определить необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования.
Профессиональныйстандарт— частьмасштабного системного образовательного проекта,включающего изменения в сфере высшего педагогического образования, переподготовки педагогов и способов их аттестации. Он необходим для того, чтобы стать «инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире», «инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень», «объективным измерителем квалификации педагога», «средством отбора педагогических кадров в учреждения образования», а также «основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем». Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профессиональной деятельности.
Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере. Руководители образовательных учреждений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику. А педагоги с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности. Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключатьтрудовыедоговоры,составлять должностныеинструкции, устанавливать систему оплаты труда. А также сформировать национальную систему учительского роста, которая предполагает дифференцированные уровни освоения компетенций, предусмотренных профстандартом «Педагог» – 2022».Это нужнодля того, чтобыможно было запуститьпроцесс совершенствования образовательных программ, подготовки и переподготовки кадров – с учетом описанных профстандартом уровней освоения компетенций.
Цель применения профстандарта – обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
Предполагается, что обновленный стандарт 2022 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Новым стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми.
В части образования: “Педагог должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо педагог может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н). Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.
Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.
В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Что еще положительного можно увидеть в новом профстандарте? То, что он позволяет точно определить направление профессионального развития, личностного роста. Он определяет обязанности и сферу приложения творческих сил учителя и одновременно отвечает требованиям сегодняшнего дня. Он позволяет провести самоанализ профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста. Появились требования, связанные с цифровизацией, к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. В современном мире без этих навыков уже не обойтись. Профессиональный стандарт педагога даёт понять, каким он должен быть, к чему стремиться молодому педагогу.
Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения планировать и проводить учебные занятия. Теперь каждый учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, социально запущенными и теми, для кого русский язык не является родным. Любой педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии,походы, различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Необходимо разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. В идеале каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Учитель будущего должен отлично владеть компьютером, уметь проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбираться в социальных сетях.
В области воспитания педагогам необходимо регулировать поведение обучающихсядля обеспечениябезопаснойобразовательнойсреды, проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Учитель должен владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. Вот какому учителю доверяется будущее российского общества. Не может быть высокого качества образования без высокого уровня подготовки учителя.
Педагог–ключеваяфигурареформированияобразования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Какой же можно сделать вывод?
Согласно новому профстандарту работать в школе будут педагоги:
- умеющиеработатьссамымиразнымикатегориямидетей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.);
- эффективновзаимодействующиесдругимиспециалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.);
- умеющиеработатьвинклюзивномклассе,гденарядус «обычными» детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
- умеющиеработатьссовременнымиинформационными технологиями;
- владеющиесовременнымипедагогическимиметодикамии навыками, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога.
Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.
Список использованных источников
1.https://online-buhuchet.ru/profstandarty-v-obrazovanii-v-2022-godu-poslednie-novosti/
2.https://vogazeta.ru/articles/2022/2/15/opinion/19251kak_professionalnyy_standart_pedagoga_otvechaet_na_vyzovy_i_ugrozy_sovr emennosti
3.https://www.eseur.ru/Uchitelya_i_eksperti_viskazalis_o_profstandarte_Pedago g_i_podhodah_k_formirovaniu_nacionalnoy_sistemi_uchitelskogo_rosta/
4. https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/919--sp-14741.html 5.https://multiurok.ru/blog/s-1-sentiabria-2022-goda-vstupit-v-silu-novyi-professionalnyi-standart-dlia-uchitelei.html