Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад на тему ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Цели 1. Определять необходимую квалификацию педагога 2. Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда 3. Обеспечить осведомленность педагога о предоставляемых к нему требований.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад на тему

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

На современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Еще в 2012 году президент Российской Федерации предложил ввести систему критериев оценки работы учителей, чтобы кардинально улучшить процесс образования. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в  Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации педагогических работников.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. №608н.

Что такое профессиональный стандарт педагога? Как и любой другой профессиональный стандарт, профстандартпедагога –это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации, это тот ориентир, на котором базируется трудовой процесс. В 2022 году был внедрен профессиональный стандарт «Педагог»-2022. Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который действует с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.

Он внедрялся для того, чтобы определить необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования.

Профессиональныйстандарт— частьмасштабного системного образовательного проекта,включающего изменения в сфере высшего педагогического образования, переподготовки педагогов и способов их аттестации. Он необходим для того, чтобы стать «инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире», «инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень», «объективным измерителем квалификации педагога», «средством отбора педагогических кадров в учреждения образования», а также «основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем». Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профессиональной деятельности.

Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере. Руководители образовательных учреждений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику. А педагоги с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности. Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключатьтрудовыедоговоры,составлять должностныеинструкции, устанавливать систему оплаты труда. А также сформировать национальную систему учительского роста, которая предполагает дифференцированные уровни освоения компетенций, предусмотренных профстандартом «Педагог» – 2022».Это нужнодля того, чтобыможно было запуститьпроцесс совершенствования образовательных программ, подготовки и переподготовки кадров – с учетом описанных профстандартом уровней освоения компетенций.

Цель применения профстандарта – обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

Предполагается, что обновленный стандарт 2022 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.

Новым стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми.

В части образования: “Педагог должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо педагог может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н). Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.

Что еще положительного можно увидеть в новом профстандарте? То, что он позволяет точно определить направление профессионального развития, личностного роста. Он определяет обязанности и сферу приложения творческих сил учителя и одновременно отвечает требованиям сегодняшнего дня. Он позволяет провести самоанализ профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста. Появились требования, связанные с цифровизацией, к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. В современном мире без этих навыков уже не обойтись. Профессиональный стандарт педагога даёт понять, каким он должен быть, к чему стремиться молодому педагогу.

Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения планировать и проводить учебные занятия. Теперь каждый учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, социально запущенными и теми, для кого русский язык не является родным. Любой педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии,походы, различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Необходимо разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. В идеале каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Учитель будущего должен отлично владеть компьютером, уметь проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбираться в социальных сетях.

В области воспитания педагогам необходимо регулировать поведение обучающихсядля обеспечениябезопаснойобразовательнойсреды, проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Учитель должен владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. Вот какому учителю доверяется будущее российского общества. Не может быть высокого качества образования без высокого уровня подготовки учителя.

Педагог–ключеваяфигурареформированияобразования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Какой же можно сделать вывод?

Согласно новому профстандарту работать в школе будут педагоги:

- умеющиеработатьссамымиразнымикатегориямидетей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.);

- эффективновзаимодействующиесдругимиспециалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.);

- умеющиеработатьвинклюзивномклассе,гденарядус «обычными» детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;

- умеющиеработатьссовременнымиинформационными технологиями;

- владеющиесовременнымипедагогическимиметодикамии навыками, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога.

Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

Список использованных источников

1.https://online-buhuchet.ru/profstandarty-v-obrazovanii-v-2022-godu-poslednie-novosti/

2.https://vogazeta.ru/articles/2022/2/15/opinion/19251kak_professionalnyy_standart_pedagoga_otvechaet_na_vyzovy_i_ugrozy_sovr emennosti

3.https://www.eseur.ru/Uchitelya_i_eksperti_viskazalis_o_profstandarte_Pedago g_i_podhodah_k_formirovaniu_nacionalnoy_sistemi_uchitelskogo_rosta/

4. https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/919--sp-14741.html 5.https://multiurok.ru/blog/s-1-sentiabria-2022-goda-vstupit-v-silu-novyi-professionalnyi-standart-dlia-uchitelei.html

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области