Общие сведения о проекте
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
УМК начального образования: «Школа России»
Программа по предмету: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
Знают понятия «ударение», «лексическое значение слова», «синонимы»; способы определения количества слогов в слове; ударные и безударные слоги.
Умеют делить слова на слоги, находить ударные и безударные слоги, подбирать формы одного и того же слова.
Тема урока: Как определить ударный слог.
Задачи:
Учащиеся узнают о роли ударения: различии с помощью ударения слов, одинаковых по написанию, но разных по значению; о подвижности русского ударения; о правописании безударных гласных в словах.
Учащиеся научатся находить в словах ударный и безударный слоги и правильно ставить ударение, подбирать проверочные слова при написании безударных гласных в корне путем изменения формы слова; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить речевые высказывания на основе составления предложений и мини-сочинения; планировать учебное сотрудничество при работе в парах; находить необходимую информацию при работе со словарем.
Оборудование урока для учащихся: учебники, тетради, нетбуки (переносной мобильный класс), приложение на электронном носителе
для учителя: карточка со словом «гвоздики», записи на доске, светофор, скрепки для самооценки, памятка для работы в парах.
План урока:
1.Орг.момент (самоопределение к деятельности) – 2 мин.
2.Актуализация знаний
1) Закрепление умения делить слова на слоги – 2 мин.
2)Повторение изученного материала на основе составления мини-сочинения. – 9 мин.
3.Постановка учебной задачи, «открытие» роли ударения в словах.- 3 мин.
4. Закрепление умения правильно ставить ударение в словах на основе упр.103 с.69 – 5 мин.
5.Физкультминутка – 1 мин.
6.Самостоятельная работа по приложению на электронном носителе. Игра «Хитрое ударение» - 4 мин.
7.Закрепление способа изменения слов с безударной гласной на основе упр.105 с.70. – 8 мин.
8.Упражнение в правильной постановке ударения в словах в упр.106 с. 70 – 7 мин.
9.Рефлексия учебной деятельности – 2 мин.
10.Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Орг.момент (самоопределение к деятельности) 2 минуты | - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. На уроке мы узнаем Много нового сейчас, Я желаю всем удачи. За работу! В добрый час! - Как вы думаете, ребята, какие качества нам понадобятся сегодня на уроке? Выберите из записанных на доске нужное для себя. (на доске записано: внимание, умение общаться, хитрость, трудолюбие, наблюдательность, умение думать) Приложение 1 | Учащиеся выбирают и называют качества, необходимые для работы. | Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. |
2.Актуализация знаний 1) Закрепление умения делить слова на слоги 2 минуты 2)Повторение изученного материала на основе составления мини-сочинения. 9 минут | 1)- А сейчас садятся за парты ребята, чьё имя состоит из трёх слогов; из двух слогов. - Арина, как определить, сколько в слове слогов? 2)- Посмотрите на слова, записанные на доске. Что мы можем сделать с этими словами? (на доске слова: сентябрь, берёза, капуста, яблоко, дорога) Приложение 2 -А что общего у всех этих слов? Почему они записаны в одну группу?(словарные) -Давайте составим с этими словами небольшое сочинение и запишем в тетради. Словарные слова разделите на слоги, выделите орфограммы и поставьте ударение. -Прочитайте полученные сочинения соседу по парте и обсудите. Давайте повторим правила работы в парах. (повторение по памятке) Приложение 3 -Как вам работалось в паре? У кого проходила работа дружно? Кто не пришёл к единому мнению? | Анализируют, садятся за парты. Проговаривают способ определения количества слогов в слове. Высказывают предположения: -Разделить на слоги. -Поставить ударение. -Выделить орфограммы. -Составить предложения. Обобщают. Принятие, удержание и выполнение учебной задачи Умение составлять связный текст и записывать его. (Наступил сентябрь. У дороги стоит берёза. Я собираю пожелтевшие листочки для гербария. Мама убирает капусту. Папа собирает яблоки. Мы заняты работой.) Работа в парах. | Развитие познавательного логического УУД через анализ своего имени Развитие познавательного общеучебного УУД построения речевого высказывания при воспроизведении способа определения количества слогов в слове Развитие познавательного логического УУД путем выдвижения гипотез(что можем сделать со словами) Развитие волевой саморегуляции (регулятивные УУД) через принятие, удержание и выполнение учебной задачи и познавательного общеучебного УУД построения речевого высказывания на основе составления мини-сочинения. Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества при работе в парах. |
3.Постановка учебной задачи, «открытие» роли ударения в словах. 3 минуты | -А теперь, ребята, составьте предложение со словом и запишите. Поставьте ударение в этом слове. -Почему получились разные по значению слова? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Почему так важно правильно поставить ударение? -Молодцы! А давайте посмотрим, как об этом говорят учёные. Откройте учебники на с.69 и прочитайте правило. -Умнички! Мы сейчас сделали новое открытие. | Составляют предложения. (В вазе стоят красные гвоздИки. Миша забивал в доску гвОздики.) Наблюдают, анализируют, проговаривают цель урока, совершают «открытие» и делают вывод. | Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем» |
4. Закрепление умения правильно ставить ударение в словах на основе упр.103 с.69 5 минут | коллективная работа -А наше открытие мы должны подкрепить доказательством – для этого выполним упражнение 103. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?(Правильно поставить ударение). Выполняем по цепочке. -Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова. (дорогА – имеет ценность, вызывает приятные воспоминания) -Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Подберите синонимы к этому слову. (дорОга – тропинка) -Прочитайте первое предложение из второй пары. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова. (капЕль – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями) -Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Подберите синонимы к этому слову. (кАпель – маленькие округлые частицы жидкости, их несколько) -Прочитайте первое предложение из третьей пары. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова. (моЮ – то, что принадлежит мне) - Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова. (мОю – делаю чистым, очищаю от грязи) - Ребята, кому было трудно выполнять это упражнение? Что вызвало затруднения? | Осознанное чтение, правильная постановка ударения, лексическое значение выделенных слов. Выполняют упражнение. Рефлексия | Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества. Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия |
5.Физкультминутка 1 минута | -А теперь встаньте тихо из-за парт. Физкультминутку проведёт Андрей Финоедов. | Проводят физкультминутку. (Раз- подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – на месте пошагать. Шесть – за парты тихо сесть.) | Развитие самоопределения личностных УУД с помощью ценностного отношения к здоровью |
6.Самостоятельная работа по приложению на электронном носителе Игра «Хитрое ударение» 4 минуты | - Согласны ещё проверить свои силы и поупражняться в постановке ударения? -Я предлагаю вам работу по тренажеру – игру «Хитрое ударение». Откройте на компьютерах приложение, найдите игру и приступайте к работе. Приложение 5 -Кто правильно выполнил всю работу? Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднение? | Открывают игры, выполняют задания. Рефлексия. | Развитие самоконтроля регулятивных УУД с помощью игры «Хитрое ударение» Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия. |
7.Закрепление способа изменения слов с безударной гласной на основе упр.105 с.70. 8 минут | -Вы, ребята, отдохнули, и мы продолжаем работу. Прочитайте задание упражнения 105. Что нужно сделать?(изменить каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным) -А как это можно сделать? Посмотрите внимательно на первую пару слов упражнения. (изменить слово так, чтобы обозначало несколько предметов) Если дети затрудняются ответить, то задаю наводящие вопросы (-Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? Прочитайте второе слово в первой паре слов. А сколько предметов оно обозначает?) А) коллективно разбираем первые три слова (кольцо – кольца, страна – страны, земля – земли) Б)-Кто уже понял, как нужно выполнять задание, может работать самостоятельно. На доске будет выполнять упражнение Миронов Максим. -Посмотрите, свою работу вы выполнили работу так же, как и Максим? Какие слова вы записали иначе? Почему? Объясните. -Посмотрите внимательно на пары слов, которые записали. Что интересного вы увидели? (ударение переходит с одного слога на другой) -Молодцы! Какие вы наблюдательные! А давайте посмотрим, как учёные нам говорят об этом. Прочитайте правило на с. 70. -Правильно мы сделали вывод о подвижности ударения? Можно сказать, что мы тоже маленькие учёные? Конечно можно! Молодцы! -Оцените свою работу с помощью светофора. Приложение 6 | Принятие, удержание и выполнение учебной задачи Анализ, вывод. Подбирают формы слова (стоящие во множественном числе). Самостоятельная работа. Сверка с образцом. Умение наблюдать и аргументировать свою точку зрения. Рефлексия. | Развитие логических познавательных УУД с помощью подведения к способу действия. Развитие контроля и взаимоконтроля регулятивных УУД в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия. |
8.Упражнение в правильной постановке ударения в словах в упр.106 с. 70 7 минут | -А сейчас вам предстоит работа в парах над упражнением 106. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (прочитать слова друг другу по очереди, послушать, как их произносит одноклассник и проверить по орфоэпическому словарю). - Как вы будете выполнять задание? проверять своего товарища? -Какие правила работы в парах вы применяли? -Кто работал дружно? | Принятие, удержание и выполнение учебной задачи Работа со словарём. | Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества через выполнение упр.106 в парах. Развитие общеучебных познавательных УУД поиска информации при работе со словарём. |
9.Рефлексия учебной деятельности 2 минуты | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? Какие качества вы сегодня применили на уроке? А какие были не нужны? (хитрость) -Закончите предложения: Я научился… Я попробую… Было интересно… Было трудно… Приложение 7 | Рефлексия. | Развитие смыслообразования личностных УУД через установление уч-ся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей. Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии способов, контроля и оценки действия. |
10.Домашнее задание 2 минуты | -Дома вам предстоит познакомиться с новым словом и определить его значение, а еще вы сможете потренироваться в постановке ударения в словах. Для этого вы должны выполнить упражнение 104 на с. 69 По желанию вы можете составить карточки-задания для одноклассников с предложениями, где встречаются слова одинаковые по написанию, но разные по значению. | Просмотр и выбор домашнего задания. | Развитие общеучебных познавательных УУД через поиск и выделение необходимой информации. |
Приложение 1.
Записи на доске:
ВНИМАНИЕ
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ
ХИТРОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
УМЕНИЕ ДУМАТЬ
Приложение 2.
Записи на доске:
СЕНТЯБРЬ
ЯБЛОКО
ДОРОГА
КАПУСТА
БЕРЁЗА
Приложение 3.
Памятка работы в парах.
Приложение 4
Приложение 6
Приложение 7
Я НАУЧИЛСЯ …
Я ПОПРОБУЮ …
БЫЛО ИНТЕРЕСНО …
БЫЛО ТРУДНО …