Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Как определить ударный слог.

Учащиеся узнают о роли ударения различии с помощью ударения слов, одинаковых по написанию, но разных по значению о подвижности русского ударения о правописании безударных гласных в словах. Учащиеся научатся находить в словах ударный и безударный слоги и правильно ставить ударение, подбирать проверочные слова при написании безударных гласных в корне путем изменения формы слова

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Общие сведения о проекте

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

УМК начального образования: «Школа России»

Программа по предмету: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

Знают понятия «ударение», «лексическое значение слова», «синонимы»; способы определения количества слогов в слове; ударные и безударные слоги.

Умеют делить слова на слоги, находить ударные и безударные слоги, подбирать формы одного и того же слова.

Тема урока: Как определить ударный слог.

Задачи:

Учащиеся узнают о роли ударения: различии с помощью ударения слов, одинаковых по написанию, но разных по значению; о подвижности русского ударения; о правописании безударных гласных в словах.

Учащиеся научатся находить в словах ударный и безударный слоги и правильно ставить ударение, подбирать проверочные слова при написании безударных гласных в корне путем изменения формы слова; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить речевые высказывания на основе составления предложений и мини-сочинения; планировать учебное сотрудничество при работе в парах; находить необходимую информацию при работе со словарем.

Оборудование урока для учащихся: учебники, тетради, нетбуки (переносной мобильный класс), приложение на электронном носителе

для учителя: карточка со словом «гвоздики», записи на доске, светофор, скрепки для самооценки, памятка для работы в парах.

План урока:

1.Орг.момент (самоопределение к деятельности) – 2 мин.

2.Актуализация знаний

1) Закрепление умения делить слова на слоги – 2 мин.

2)Повторение изученного материала на основе составления мини-сочинения. – 9 мин.

3.Постановка учебной задачи, «открытие» роли ударения в словах.- 3 мин.

4. Закрепление умения правильно ставить ударение в словах на основе упр.103 с.69 – 5 мин.

5.Физкультминутка – 1 мин.

6.Самостоятельная работа по приложению на электронном носителе. Игра «Хитрое ударение» - 4 мин.

7.Закрепление способа изменения слов с безударной гласной на основе упр.105 с.70. – 8 мин.

8.Упражнение в правильной постановке ударения в словах в упр.106 с. 70 – 7 мин.

9.Рефлексия учебной деятельности – 2 мин.

10.Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1.Орг.момент (самоопределение к деятельности)

2 минуты

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке мы узнаем

Много нового сейчас,

Я желаю всем удачи.

За работу! В добрый час!

- Как вы думаете, ребята, какие качества нам понадобятся сегодня на уроке? Выберите из записанных на доске нужное для себя.

(на доске записано: внимание, умение общаться, хитрость, трудолюбие, наблюдательность, умение думать) Приложение 1

Учащиеся выбирают и называют качества, необходимые для работы.

Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

2.Актуализация знаний

1) Закрепление умения делить слова на слоги

2 минуты

2)Повторение изученного материала на основе составления мини-сочинения.

9 минут

1)- А сейчас садятся за парты ребята, чьё имя состоит из трёх слогов; из двух слогов.

- Арина, как определить, сколько в слове слогов?

2)- Посмотрите на слова, записанные на доске. Что мы можем сделать с этими словами?

(на доске слова: сентябрь, берёза, капуста, яблоко, дорога) Приложение 2

-А что общего у всех этих слов? Почему они записаны в одну группу?(словарные)

-Давайте составим с этими словами небольшое сочинение и запишем в тетради. Словарные слова разделите на слоги, выделите орфограммы и поставьте ударение.

-Прочитайте полученные сочинения соседу по парте и обсудите. Давайте повторим правила работы в парах.

(повторение по памятке) Приложение 3

-Как вам работалось в паре? У кого проходила работа дружно? Кто не пришёл к единому мнению?

Анализируют, садятся за парты.

Проговаривают способ определения количества слогов в слове.

Высказывают предположения:

-Разделить на слоги.

-Поставить ударение.

-Выделить орфограммы.

-Составить предложения.

Обобщают.

Принятие, удержание и выполнение учебной задачи

Умение составлять связный текст и записывать его.

(Наступил сентябрь. У дороги стоит берёза. Я собираю пожелтевшие листочки для гербария. Мама убирает капусту. Папа собирает яблоки. Мы заняты работой.)

Работа в парах.

Развитие познавательного логического УУД через анализ своего имени

Развитие познавательного общеучебного УУД построения речевого высказывания при воспроизведении способа определения количества слогов в слове

Развитие познавательного логического УУД путем выдвижения гипотез(что можем сделать со словами)

Развитие волевой саморегуляции (регулятивные УУД) через принятие, удержание и выполнение учебной задачи и познавательного общеучебного УУД построения речевого высказывания на основе составления мини-сочинения.

Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества при работе в парах.

3.Постановка учебной задачи, «открытие» роли ударения в словах.

3 минуты

-А теперь, ребята, составьте

предложение со словом

и запишите. Поставьте ударение в этом слове.

-Почему получились разные по значению слова?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Почему так важно правильно поставить ударение?

-Молодцы! А давайте посмотрим, как об этом говорят учёные. Откройте учебники на с.69 и прочитайте правило.

-Умнички! Мы сейчас сделали новое открытие.

Составляют предложения.

(В вазе стоят красные гвоздИки. Миша забивал в доску гвОздики.)

Наблюдают, анализируют, проговаривают цель урока, совершают «открытие» и делают вывод.

Развитие познавательных действий «постановка и решение проблем»

4. Закрепление умения правильно ставить ударение в словах на основе упр.103 с.69

5 минут

коллективная работа

-А наше открытие мы должны подкрепить доказательством – для этого выполним упражнение 103. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?(Правильно поставить ударение). Выполняем по цепочке.

-Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова.

(дорогА – имеет ценность, вызывает приятные воспоминания)

-Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Подберите синонимы к этому слову.

(дорОга – тропинка)

-Прочитайте первое предложение из второй пары. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова.

(капЕль – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями)

-Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Подберите синонимы к этому слову.

(кАпель – маленькие округлые частицы жидкости, их несколько)

-Прочитайте первое предложение из третьей пары. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова.

(моЮ – то, что принадлежит мне)

- Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? Объясните значение этого слова.

(мОю – делаю чистым, очищаю от грязи)

- Ребята, кому было трудно выполнять это упражнение? Что вызвало затруднения?

Осознанное чтение, правильная постановка ударения, лексическое значение выделенных слов.

Выполняют упражнение.

Рефлексия

Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества.

Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия

5.Физкультминутка

1 минута

-А теперь встаньте тихо из-за парт. Физкультминутку проведёт Андрей Финоедов.

Проводят физкультминутку.

(Раз- подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – на месте пошагать.

Шесть – за парты тихо сесть.)

Развитие самоопределения личностных УУД с помощью ценностного отношения к здоровью

6.Самостоятельная работа по приложению на электронном носителе

Игра «Хитрое ударение»

4 минуты

- Согласны ещё проверить свои силы и поупражняться в постановке ударения?

-Я предлагаю вам работу по тренажеру – игру «Хитрое ударение». Откройте на компьютерах приложение, найдите игру и приступайте к работе.

Приложение 5

-Кто правильно выполнил всю работу? Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднение?

Открывают игры, выполняют задания.

Рефлексия.

Развитие самоконтроля регулятивных УУД с помощью игры «Хитрое ударение»

Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия.

7.Закрепление способа изменения слов с безударной гласной на основе упр.105 с.70.

8 минут

-Вы, ребята, отдохнули, и мы продолжаем работу. Прочитайте задание упражнения 105. Что нужно сделать?(изменить каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным)

-А как это можно сделать? Посмотрите внимательно на первую пару слов упражнения.

(изменить слово так, чтобы обозначало несколько предметов)

Если дети затрудняются ответить, то задаю наводящие вопросы

(-Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? Прочитайте второе слово в первой паре слов. А сколько предметов оно обозначает?)

А) коллективно разбираем первые три слова

(кольцо – кольца, страна – страны, земля – земли)

Б)-Кто уже понял, как нужно выполнять задание, может работать самостоятельно. На доске будет выполнять упражнение Миронов Максим.

-Посмотрите, свою работу вы выполнили работу так же, как и Максим? Какие слова вы записали иначе? Почему? Объясните.

-Посмотрите внимательно на пары слов, которые записали. Что интересного вы увидели?

(ударение переходит с одного слога на другой)

-Молодцы! Какие вы наблюдательные! А давайте посмотрим, как учёные нам говорят об этом. Прочитайте правило на с. 70.

-Правильно мы сделали вывод о подвижности ударения? Можно сказать, что мы тоже маленькие учёные? Конечно можно! Молодцы!

-Оцените свою работу с помощью светофора. Приложение 6

Принятие, удержание и выполнение учебной задачи

Анализ, вывод.

Подбирают формы слова (стоящие во множественном числе).

Самостоятельная работа.

Сверка с образцом.

Умение наблюдать и аргументировать свою точку зрения.

Рефлексия.

Развитие логических познавательных УУД с помощью подведения к способу действия.

Развитие контроля и взаимоконтроля регулятивных УУД в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии контроля и оценки действия.

8.Упражнение в правильной постановке ударения в словах в упр.106 с. 70

7 минут

-А сейчас вам предстоит работа в парах над упражнением 106. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

(прочитать слова друг другу по очереди, послушать, как их произносит одноклассник и проверить по орфоэпическому словарю).

- Как вы будете выполнять задание? проверять своего товарища?

-Какие правила работы в парах вы применяли?

-Кто работал дружно?

Принятие, удержание и выполнение учебной задачи

Работа со словарём.

Развитие коммуникативных УУД планирования учебного сотрудничества через выполнение упр.106 в парах.

Развитие общеучебных познавательных УУД поиска информации при работе со словарём.

9.Рефлексия учебной деятельности

2 минуты

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? Какие качества вы сегодня применили на уроке? А какие были не нужны? (хитрость)

-Закончите предложения:

Я научился…

Я попробую…

Было интересно…

Было трудно…

Приложение 7

Рефлексия.

Развитие смыслообразования личностных УУД через установление уч-ся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.

Развитие регулятивных УУД посредством рефлексии способов, контроля и оценки действия.

10.Домашнее задание

2 минуты

-Дома вам предстоит познакомиться с новым словом и определить его значение, а еще вы сможете потренироваться в постановке ударения в словах. Для этого вы должны выполнить упражнение 104 на с. 69

По желанию вы можете составить карточки-задания для одноклассников с предложениями, где встречаются слова одинаковые по написанию, но разные по значению.

Просмотр и выбор домашнего задания.

Развитие общеучебных познавательных УУД через поиск и выделение необходимой информации.

Приложение 1.

Записи на доске:

ВНИМАНИЕ

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ

ХИТРОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

УМЕНИЕ ДУМАТЬ

Приложение 2.

Записи на доске:

СЕНТЯБРЬ

ЯБЛОКО

ДОРОГА

КАПУСТА

БЕРЁЗА

Приложение 3.

Памятка работы в парах.

Приложение 4

Приложение 6

Приложение 7

Я НАУЧИЛСЯ …

Я ПОПРОБУЮ …

БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

БЫЛО ТРУДНО …

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области