Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра - это сознательная активная деятельность ребенка, одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить стремление детей к движениям. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающем мире. Дети в играх используют знания о повадках птиц, животных, насекомых, явлениях природы, о технике.
Подвижные игры способствуют развитию самостоятельности, активности, творчества, сообразительности. В младшем дошкольном возрасте большое значение имеют сюжетные подвижные игры. Эти игры помогают малышам закреплять знания и представления об окружающем мире. Например: о повадках и особенностях движений различных животных, птиц, о средствах передвижения (разных видах транспорта). Во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Огромный эффект в играх имеет использование атрибутов. При проведении сюжетных подвижных игр для ребенка, выполняющего роль водящего ( петуха, кота, медведя), можно использовать элементы костюмов, шапочки персонажей. Нужно выбирать персонажей, знакомых детям, понятных им и интересных. Маленькие дети медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому нужно постоянно повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат. Дети постепенно усваивают содержание игры, запоминают ее правила, это поддерживает интерес малышей к игре, доставляет радость, желание продолжать играть самостоятельно.
Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, для умения общаться в коллективе, взаимодействовать друг с другом, для формирования нравственных качеств. Выполнение игровых заданий доставляет детям большое удовольствие. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний. Игры помогают детям преодолеть робость, застенчивость. Важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении дня.
Особенно эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. Это благоприятно влияет на состояние здоровья детей, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, улучшает аппетит.
Перечень подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста:
«Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору», «Птички летают», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Пузырь», «Птички летают».