Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2021/2022 учебный год.
Месяц | Тема | Игра | Цели задачи | Работа с родителями и |
Сентябрь | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи. | « Найди картинке место». «Хорошо - плохо». | Учить соблюдать последовательность хода действий. Формировать умение составлять рассказ по картинке с последовательно развивающимся действием. Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. | Консультация для родителей: « Речь как средство общения». « Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях». |
« Магазин посуды» « Назови ласково». | Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевое понимание. Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. | |||
« Кто, где живет». «Как назвать того кто». | Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. Развивать мышление, активизировать словарный запас. | |||
« Какого звука не хватает?» | Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. | |||
« Замени звук» | Учить детей мысленно переставлять звуки, заменять звуки, называть получившиеся таким образом новые слова. | |||
Октябрь | Развитие связной речи. Развитие и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. | « Где начало рассказа». «Какая картина не нужна» | Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Учить находить лишние для данного рассказа детали. | Консультация для родителей: « Сказкотерапия на занятиях по развитию речи». « Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». |
« Найди ошибку» | Развивать слуховое внимание. | |||
«Составь предложение». | Учить использовать в речи предлоги: в, над, из, на. | |||
«Куда положим» | Упражнять в образовании слов морфологическим путем. | |||
«Подбери действия к предметам». | Закреплять согласование существительного с глаголом. | |||
«Подскажи словечко» | Развивать мышление, быстроту реакции | |||
«Измени слово» | Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. | |||
Звуковая культура речи. | «Третий лишний» | Развивать умение слышать в слове определенный звук. | ||
Ноябрь | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Что изменилось» | Развивать внимание связную речь, умение описывать предмет. | Консультация для родителей. « Учим ребенка пересказывать». « Дефицит общения - проблема развития речи детей». |
«Почемучкины вопросы» | Развивать у детей связную речь, мышление. | |||
«Если бы» | Развивать у детей связную речь, воображение. Учить свободному рассказыванию, экспериментированию. | |||
«Назови профессии» «Животные и их детеныши». | Развивать анализ и синтез. Закреплять в речи детей название детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать внимание память. | |||
«Что растет в лесу» Рыбы, звери, птицы. | Активизировать у детей словарь существительных по теме: Растения, Животные. Закрепит в активном словаре детей существительные по теме: Рыбы, Птицы, Звери. | |||
«Кто больше». | Развивать фонематическое представления, слуховое внимание. | |||
«Чудесный мешочек» | Развивать фонематическое представление, внимание, мелкую моторику. | |||
Декабрь | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Составь рассказ». | Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий. | Консультация для родителей: « Роль Дидактической игры в семье и детском саду». « Роль книги в развитии ребенка» |
«Распространи предложение». | Развивать у детей умение строить предложения со словами - предметами, словами-признаками, словами-действиями. | |||
« Где мы были, что видели?» «Закончи предложение». | Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа. Учить правильно, строить предложения с причинно - следственной связью. Развивать логическое мышление. | |||
«Что бывает круглым» «Я знаю три названия животных (цветов) или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». | Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость Расширять словарный запас детей за счет обобщающих слов, развивать быстроту реакции. | |||
«Услышишь, хлопни». «Где звук?». | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Развивать фонематическое представление, внимание. | |||
Январь | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Потому что» «А я бы» | Развивать у детей связную речь, мышление. Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию. | Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей». « Учимся рассказывать». |
«Веселый счет» | Закреплять в речи детей согласование существительных с числительными. Развивать быстроту реакции и ловкость. | |||
«Составь предложение по теме «Зима». | Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | |||
«Слова родственники». | Упражнять в подборе слов близких по смыслу. | |||
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай быстро транспорт называй». «Какие действия совершают животные?» или» Что делают животные?» | Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносит родовые и видовые понятия. Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. | |||
«Назови картинку и найди первый звук». | Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком. | |||
Февраль | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Закончи сам». «Нарисуй сказку». «Пословицы поговорки». | Развивать у детей воображение, связную речь. Учить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при составлении рассказа. Развивать логическое мышление: умение делать выводы, наблюдать, сопоставлять, умение работать со словами. | Консультация для педагогов: « Создание условий для речевого развития в условиях ДОУ». |
«Один много». | Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных. | |||
«Скажи по- другому». | Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). | |||
«Кто подберет больше слов». | Развивать мышление, активизировать словарный запас. | |||
«Лови, бросай дни недели называй». | Закреплять временные понятия в активном словаре детей. | |||
«Месяцы и их последовательность». | Закреплять временные понятия в активном словаре детей. | |||
«Эхо». «Эхо». | Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание. Автоматизировать звук (С), развивать слуховое внимание. | |||
Март | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Продавец покупатель». «Опиши – угадай». | Формировать у детей умение строить предложения со словами – признаками. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. | Консультация для родителей. « Как играть с ребенком». « Какие сказки лучше читать на ночь?» |
«Составь предложение по теме «Весна». | Упражнять в составлении предложений по опорным словам. | |||
«Что из чего делают». | Учить правильному употреблению глаголов единственном и множественном числах. | |||
«Почему так называют». | Обогатить глагольный словарь детей. | |||
«Что общего». «Запоминайка» «Кто может совершать эти движения». | Развивать навыки понятия обобщения. «Активизировать словарный запас детей по лексическим темам. Развивать навыки обобщения (понятия обобщение). Активизировать глагольный словарь детей. Развивать, память и быстроту мышления. | |||
«Ловушка». «Эхо» | Развивать умение услышать в слове определенный звук. Дифференцировать звуки (Л) - (Р), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание. | |||
Апрель | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Составь два рассказа» | Учить различать сюжеты разных рассказов. Развивать связную речь, воображения. | Консультация для родителей: « Речевые игры по дороге в детский сад». Мастер-класс для педагогов: «Дидактические игры дошкольников» |
«Объясни, что это такое» | Развивать и закреплять способность к обобщению. Формировать умение делать выводы. | |||
«Времена года». | Развивать связную речь, упражнять в назывании признаков времен года с опорой на наглядность. | |||
«Про кота». | Учить согласовывать прилагательные с существительными. | |||
«Что в чем?» | Закреплять формы предложного падежа существительных по теме « Посуда». | |||
«Птичка в клетке». | Учить образовывать глаголы с помощью приставок. | |||
«Назови части». «Бывает, не бывает». «Угадай, чего не стало». | Активизация словаря. Упражнять в названии частей посуды. Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Расширять объем словаря. Формирование представлений о предметах, логического мышления. | |||
«Громко шепотом» | Учить детей подбирать сходные фразы, произносить их громко или шепотом. | |||
Май | Развитие связной речи. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие и активизация словаря. Звуковая культура речи | «Отгадай-ка» «Как ты узнал?» | Учить детей описывать предмет, не глядя на него, по описанию узнавать предмет, находить в нем существенные признаки. Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | Консультация для родителей: «Игры с детьми» « Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период». |
« Я начну, а ты закончи». | Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово. | |||
«Кого, чем угостим?» | Совершенствование грамматического строя речи. | |||
«Какой какая». | Учить согласованию в речи существительного с прилагательным обозначающим цвет, форму, вкус. | |||
«Скажи на оборот». «Что делать». «Сварим суп» | Расширять словарь антонимов у детей». Активизировать глагольный словарь. Упражнять в названии действий и их показе. Активизировать словарь детей за счет существительных. | |||
«Лодочка и пароход» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков. |