Научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Воспитатель комбинированной
группы №7 Абдуллина Л.А.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Одним из наиболее эффективных средств интеллектуального развития ребенка является детское научно-техническое творчество.
Научно-техническое творчество предполагает создание технических приборов, моделей, механизмов и объектов с опорой на научные знания.
Особенность такого творчества заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному.
Играя с магнитным конструктором, ребенок знакомится со свойствами магнита. Шарнирный конструктор позволяет создавать модели с двигающимися частями.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы, предполагающих наличие технических знаний.
Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, навыки в конструктивно-модельной деятельности.
В процессе данной деятельности развивается интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Научно -техническое творчество - это процесс, в ходе которого:
Есть определенные этапы технического творчества, они строятся по определенному алгоритму.
1 этап. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
2 этап. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
3 этап. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
4 этап. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.
Техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на занятиях знания.
Воспитанники нашего детского сада активно принимают участие городских конкурсах, в конкурсах регионального и всероссийского уровня. Скурлатов Макар занял 3 место городской олимпиаде дошкольников по робототехнике, команда «ROBOX» на региональном отборочном чемпионате по робототехнике First Robotics Championship – Екатеринбург» стал победителем в номинации «Награда за необычное движение», команда «Сердце тундры» на федеральном этапе соревнований «Инженерные кадры России» в категории «ИКаРёнок» в 2023 стали победителями в номинации «Командный дух и взаимодействие».
Линейка соревнований «ИКаР» формирует уважение к рабочим и инженерным специальностям, способствуя ранней профориентации. Работая над проектами, помогая взрослым решать реальные производственные задачи, дети знакомятся с историей предприятий, внимательно изучают технологические процессы, общаются с ведущими инженерами, технологами и руководителями цехов, а также учатся работать в команде. Все это особенно важно сегодня, когда предприятия остро нуждаются в молодых квалифицированных кадрах.
Не реально крутые и продуктивные 2 дня в Сколково прошли. Масштабное мероприятие, в котором собрались более 300 тысяч участников со всей России. Около 100 сильнейших команд показали свои технические способности на высшем уровне.
Было очень много интересных проектов, и дети и взрослые общались, обменивались опытом.