Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Потешки воспитывают ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми.

В них заложены жизнерадостность и веселье. В них рассказывается о детях. Потешки написаны образным языком, который хорошо и быстро запоминается. В них множество ласкательных слов (пальчик, котик, личико, гуленьки), обращений (солнышко-ведрышко; водичка, водичка, умой моё личико; дождик, дождик пуще; уж ты котенька-коток). Иногда потешки имеют форму диалога (Федула-федула, что ты губы надула? Пальчик-мальчик, где ты был). Некоторые построены в виде обращения к кому-либо или чему-либо («Киска, киска, киска брысь!», «Петушок, петушок»). Некоторые нам сообщают о чём-то или о ком-то («Идет Коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.

Когда и как использовать потешки?

• когда укладывают спать;

• когда помогают проснуться с хорошим настроением;

• когда ребенка одевают на прогулку;

• купают;

• если ребенок шалит или капризничает;

• для игры с ним;

• для обучения малыша в игровой форме.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, зайчика) сопровождая её движениями, чтением потешки.

Тили-час, тили-час,

Вот обед у нас сейчас.

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

Воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне…

Вот и кончился обед

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают. Очень помогает чтение потешки при уборке игрушек.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Чтение потешек и песенок нужно проводить в виде теплой беседы, веселой и увлекательной игры. Необходимо сопровождать слова движениями или действиями в соответствии с текстом. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Дети младшего возраста (до 4 лет) не воспринимают быструю речь, поэтому потешки, народные песенки читаются и произносятся неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Для полного восприятия текста потешки или песенки между взрослым и ребенком должен быть контакт «глаза в глаза». А главное правило: потешки нужно читать наизусть и выразительно.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Рассказывайте детям народные потешки, песенки, и вы увидите, как ваши дети быстро заговорят, научатся обращаться с предметами ближнего окружения, научатся общаться с окружающими, будут расти жизнерадостными и развитыми людьми.

Роль фольклора в работе воспитателя с детьми раннего возраста незаменима и является необходимой и очень важной частью его работы. Неиссякаемая народная мудрость и в наши дни служит большим подспорьем в воспитании нового поколения.

    Простые, короткие потешки  побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

   На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто не пьет молока,

Того пыр под бока! 

Идет коза рогатая 

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазами хлоп-хлоп.

Кто вовремя не спит, не пьет,

Того коза забодает. 

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю! 

Идет коза рогатая, 

Идет коза бодатая,

Забодаю, забодаю!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием, например,

Сорока-белобока, Где была?

- Далеко! Печку топила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

На порог скакала,

Деток покликала:

"Детки вы, детки,

Собирайте щепки,

Наварю я кашки

Золотые чашки!

Сорока-белобока.

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

"Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!

Ай, качи-качи-качи!

Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном  и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю —

Придет серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Нашу Машу не буди!

    Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Они учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства  к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области