Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы государственной системы управления образованием

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проблемы государственной системы управления образованием

Шибаева Н.А., Лисицкая Н.А.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г.Орел, Орловская область, info@oreluniver.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы в сфере государственного управления образованием, рассматриваются основные причины появления данных проблем и возможные пути решения.

Ключевые слова: образовательная система, управление образованием, проблемы в сфере образования

Problems of the state management system of education

Shibaeva N.A., Lisitskaya N.A.

Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Orlovskaya oblast, info@oreluniver.ru

Annotation: This article discusses problems of the state management system of education, the causes of the problems and possible ways of solution.

Keywords: system of education, education management, educational problems

Образовательная система в Российской Федерации – это совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней и направленности, а также сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [1]. В качестве основных механизмов контроля государственного управления в сфере образования применяются общеизвестные процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Современная система образования отличается плавным переходом от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Суть системы государственно-общественного управления состоит в объединении государственных и общественных усилий в решении проблем в сфере образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений [2, с. 147].

Система государственного управления образованием состоит из участников образовательного процесса, органов управления и органов государственного управления образованием; нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов государственного управления образованием; процедур и механизмов их взаимодействия [3, с. 43].

На современном этапе развития общества проблемы в области управления образованием являются наиболее актуальными. Органы государственной власти осуществляют тщательный контроль за системой образования и принимают меры по ее развитию.

Результаты текущих исследований системы управления в области образования в Российской Федерации указывают на наличие недочетов в сфере правового обеспечения государственного управления образованием, которое характеризуется отсутствием правовых средств, предоставляющих гарантию на реальную реализацию прав личности на получение образования.

Не установлена также должностным образом юридическая ответственность за право нарушения в области управления образованием, на что обращается внимание в научной литературе.

Однако основной проблемой, с которой сталкивается государство в области управления образованием, является наличие разрыва между действительно достигнутыми и требуемыми государством, обществом и отдельными гражданами образовательными результатами. Поскольку знание вырабатывается в процессе человеческой деятельности, то можно предположить, что задачи деятельности первичны по отношению к образованию, как первичны и результаты. Иными словами традиционно область образовательных услуг считается инфраструктурой человеческой деятельности [4, с. 112].

Таким образом, при реализации данного подхода разрыв целей и результатов неизбежен, так как результат образовательной деятельности обслуживает заведомо устаревающую цель. Следовательно, при создании образовательной модели нетрудно сформулировать целевую функцию: минимизация отмеченного несоответствия. Тем не менее, анализ результатов такого моделирования показывает, что построенные по такому принципу модели управления образованием, оказываются неспособными помочь в разрешении главного отмеченного противоречия [4, с. 128].

К основным причинам появления недостатков в существующих моделях управления образованием, построенных на принципах минимизации разрыва между требуемыми и достигнутыми образовательными результатами, чаще всего относят следующие:

На сегодняшний день многие утверждают, что вышеперечисленные проблемы в сфере управления образованием объясняются невозможностью государства в полной мере управлять образовательной средой. Таким образом, усилия государства должны быть поддержаны общественной составляющей. Другими словами, государственная система управления образованием должна стать государственно-общественной.

Список источников:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области