Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательная программа "Гитара для всех"

Обучение игре на гитаре всех желающих

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Мирновская детская музыкальная школа

программа дополнительного образования

ГИТАРА ДЛЯ ВСЕХ

преподаватель Духанин Борис Тихонович

2024 г.

п. Мирный

Пояснительная записка

Гитара является самым популярным и любимым в народе музыкальным инструментом. Ее популярность не ослабевает с годами, а только повышается. Популярность гитары обусловлена тем, что она очень транспортабельна, то есть ее можно взять с собой на какое-либо мероприятие или в поход; использование гитары как основного инструмента различными ВИА и рок ансамблями, а также авторами-исполнителями.

Педагогическая целесообразность обучения игре на гитаре очевидна.

Многие дети интересуются музыкой, им нравится не только слушать, но и самим петь и играть на музыкальных инструментах. Они ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Особенно популярна гитара в молодежной среде, именно с ней ассоциируется походная туристическая романтика: костер, круг близких друзей, теплое дружеское общение, хорошая песня. К сожалению, не все дети обладают достаточными музыкальными способностями для освоения типовой или более сложной авторской программы. Кроме того следует учитывать возросшую конкуренцию со стороны интернета и других ИКТ, огромное количество различных печатных изданий для самостоятельного освоения инструмента гитары.

Программа предназначена для подростков и рассчитана на средние способности. Поэтому значительное место в ней занимает аккомпанемент на гитаре и весь материал преподается, в основном, в тональности с наименьшим количеством ключевых знаков. Также используются ноты с табулатурами и midi файлы с изучаемыми пьесами. В разделе «Аккомпанемент на гитаре» применяются ручные знаки.

Учитывая то, что основная масса учеников не готовится стать профессиональными музыкантами, а стремится играть в самодеятельных ВИА, в программе для старших учеников предусмотрено обучение игре на бас, ритм и соло гитаре. Кроме того, как показывает практика, выпускники музыкальных школ и школ искусств испытывают большие затруднения при игре в ВИА, чем дети, прошедшие «дворовую школу». Для решения этой проблемы в программу введен раздел по изучению особенностей игры на электрогитаре.

Помимо улучшения чисто технических навыков исполнения, занятия на гитаре прививают детям вкус к музыке, учат их отличать настоящие произведения музыкального искусства.

Стремление решить обозначенные проблемы на практике - и сделало актуальным составление программы обучения по предмету "Гитара для всех", так как давно уже возникла необходимость преподавания гитары на профессиональном уровне для всех желающих.

Составителем образовательной программы были изучены программы по данному направлению для общеобразовательных школ, программы обучения в музыкальных школах и училищах; изучена образовательная программа "Авторская песня" Высоцкой И.Н. педагога СЦВО "Творчество" г. Самары, педагога дополнительного образования Калмыкова В.И., программы для гитары детской школы искусств г.Обь. На их основе и на основе накопленного многолетнего личного практического опыта и педагогической работы с детьми разработана данная образовательная программа.

Образовательная программа "Гитара для всех" дает возможность учащимся среднего и старшего школьного возраста:

Образовательная программа " Гитара для всех " предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на пять лет обучения.

На дополнительное образование в настоящее время возлагается очень большая ответственность, так как оно в общей системе образования осуществляет функцию углубления, расширения и оживления знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в рамках базисного плана школы.

Новизна образовательной программы " Гитара для всех " заключается в изучении и освоении воспитанниками музыкального практического материала по технике игры с помощью нот и табулатуры, использовании в процессе обучения midi файлов, ручных знаков в аккомпанементе, вокала, обучении сочинению простых музыкальных пьес, импровизации.

Специально для этой программы составителем была проведена определенная работа по загрузке некоторого количества репертуара в программу Guitar Pro 6. Обучение с использованием этой программы облегчает работу преподавателя как индивидуальную, так и сведение группы в ансамбль. Также облегчает работу с учениками, у которых недостаточно развито чувство ритма.

Практические занятия могут проводятся индивидуально и микрогруппами, по 3-4 человека.

В групповой форме проводятся итоговые и контрольные занятия, а также уроки проверки знаний. Педагогом, реализующим программу "Гитара для всех", должна проводиться работа по правильной организации досуга школьников, их морально-нравственному и эстетическому воспитанию. Формы данной деятельности – тематические вечера, вечера-встречи, участие в школьных мероприятиях, акциях, фестивалях и т.п.

При реализации образовательной программы " Гитара для всех " педагогом решается:

Общая цель - развитие творческих музыкальных исполнительских способностей школьников через обучение вокалу и игре на гитаре, через организацию культурного досуга детей и подростков. А также следующие образовательные задачи:

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Критерием оценки знаний, умений, навыков, усвоенных учащимися и основанием для перевода в следующий класс является экзамен или зачет.


Учебно-тематический план

образовательной программы " Гитара для всех "

1 год обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 54

Количество часов в неделю: 1,5

Тема

Содержание теоретических и практических занятий

Кол. час. теоретич.

Кол. час. практич.

Контрольно-оценочная деятельность формируемых знаний, умений, навыков

Диагностика. Техника безопасности.

История развития гитары. Устройство. Шестиструнная гитара. Основные части гитары.

Струны. Хранение и уход за гитарой.

Основы техники игры на гитаре. Посадка гитариста. Положение правой руки. Действия пальцев правой руки. Способы игры на гитаре. Приемы звукоизвлечения. Положение левой

руки. Функция большого пальца левой руки. Координация рук. Исполнение гамм C-dur,

A-moll. Пальцевые формулы. Поочередное исполнение звуков на одной струне указательным и средним пальцами. Поочередное исполнение двух соседних струн указательным и средним пальцами. Одновременное защипывание струн указательным и средним пальцами. Извлечение звуков большим пальцем правой руки на одной и двух соседних струнах. Одновременное защипывание трех соседних струн большим, указательным и средним пальцами. Формула бас – гармонический интервал. Последовательное движение большого, указательного и среднего пальцев на трех струнах. Скольжение большого пальца по струнам.

Игра на четвертой струне. Изучение расположения нот на четвертой струне в первой позиции, запись на нотном стане. Приемы звукоизвлечения.

Игра на первой струне. Изучение расположения нот на первой струне в первой позиции, запись на нотном стане. Приемы звукоизвлечения.

Игра на второй и третьей струне. Изучение расположения нот в первой позиции, запись на нотном стане. Приемы звукоизвлечения.

Повторение пройденного материала.

Теория музыки. Звук. Названия звуков, длительность звуков. Высота звука. Запись высоты звуков. Ритм и метр. Такт. Размер. Группировка нот в такте. Паузы. Сила звука. Тембр звука. Темп. Обозначение струн. Обозначение пальцев. Обозначение ладов. Строй гитары. Основные звуки гитары в пределах трех первых ладов. Запись аккордов. Запись арпеджио. Реприза. Знаки альтерации случайные и ключевые. Тон и полутон. Гамма.

7

Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия досугово-познавательного характера (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, вечерах-встречах).

-

2

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Всего:

12

42

Итого:

54

Прогнозируемые результаты 1 года обучения

По окончании 1 года обучения ученики будут знать:

По окончании 1 года обучения ученики будут уметь:

По окончании 1 года обучения ученики будут иметь навыки:

-игры на гитаре и петь на любительском уровне;

-выступать на сцене в свободной и выразительной манере.

Учебно-тематический план

образовательной программы " Гитара для всех "

2 год обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 72

Количество часов в неделю: 2

Тема

Содержание теоретических и практических занятий

Кол. Час. Теоретич.

Кол. Час. Практич.

Контрольно-оценочная деятельность формируемых знаний, умений, навыков

Диагностика. Техника безопасности.

Аккомпанемент. Арпеджио. Аккорды Am, Dm, E. Автентический, плагальный оборот. Главные трезвучия лада A-moll. Полный оборот в миноре. Аккорды C, F, G. Главные трезвучия мажора. Автентический, плагальный, полный оборот в мажоре.

Игра на гитаре. Прием баррэ малое. Тирандо, апояндо. Работа над звуком. Пьесы по индивидуальному плану.

Техника игры на гитаре. Глушение струн. Приактическое освоение аккордов Am, Dm, E, C, F, G. Позиция. Пальцевые формулы: одновременное защипывание двух соседних струн большим (p) и указательным(i) пальцами. Последовательное извлечение четырех звуков на трех струнах p, i, m пальцами. Одновременное защипывание трех соседних струн p, i, m пальцами. Одновременное защипывание четырех соседних струн p, i, m,a пальцами. Формула «бас-аккорд». Простые арпеджио. Одновременное защипывание струн двумя пальцами.

Повторение пройденного материала.

Теория музыки. Нотная запись основных звуков первой струны до XII лада. Лига. Шестнадцатая нота. Размеры 3/8, 6/8. Ноты и паузы с точкой. Чтение нот по вертикали. Фермата. Цезура. Вольта. Затакт. Анализ музыкального произведения. Закономерности динамического развития мелодии. Структура музыкального произведения.

7

Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия досугово-познавательного характера (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, вечерах-встречах).

-

4

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Всего:

12

60

Итого:

72

Прогнозируемые результаты 2 года обучения

По окончании 2 года обучения ученики будут знать:

- следующие обозначения и термины: фермата, цезура, вольта;

- главные трезвучия до мажора и ля минора;

- нотную запись звуков до XII лада;

mp – меццо пиано – не очень тихо;

mf – не очень громко;

pp – пианиссимо – очень тихо;

ff – фортиссимо – очень громко.

По окончании 2 года обучения ученики будут уметь:

- играть гаммы C-dur, A-moll натуральный в две октавы,

каденции Am-Dm-E-Am, C-F-G-C, пентатонику A-moll в V позиции;

- пьесы по индивидуальному плану;

- аккомпанировать и петь песни по индивидуальному плану;

По окончании 2 года обучения ученики будут иметь навыки:

-игры на гитаре и петь на любительском уровне;

-выступать на сцене в свободной и выразительной манере.

Учебно-тематический план

образовательной программы " Гитара для всех "

3 год обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 72

Количество часов в неделю: 2

Тема

Содержание теоретических и практических занятий

Кол. час. теоретич.

Кол. час. практич.

Контрольно-оценочная деятельность формируемых знаний, умений, навыков

Диагностика. Техника безопасности.

Аккомпанемент. Аккорды 6М, 2М в мажоре, 1Б, 4Б в миноре.

Отклонение и модуляции из минора в параллельный мажор и из мажора в параллельный минор.

Отклонение в тональность 2М. Прерванный оборот в миноре.

Отклонение в тональность 4Б. Автентический оборот и каденция с двойной доминантой в миноре. Полная аппликатура аккордов. Аккорд 5Б. Отклонение и модуляция в тональность 5Б.

Автентический оборот и каденция с двойной доминантой в мажоре.

Песни по индивидуальному плану.

Игра на гитаре. По индивидуальному плану.

Техника игры на гитаре. Способы смены позиций. Типовая гамма. Глиссандо. Натуральные флажолеты. Легато. Большое баррэ. Пальцевые формулы: Варианты записи аккордов из трех звуков. Басовый звук с повторяющимся звуком в верхнем голосе. Одновременное звучание басового звука и мелодической фразы. Мелодические интервалы между басовым звуком и верхними звуками на несоседних струнах. Арпеджио из шести, восьми звуков на трех, четырех струнах. Штрих «Pacreado». Чередование басового звука и «Pacreado».

Повторение пройденного материала.

Теория музыки. Основные звуки гитары в пределах первых пяти ладов. Унисоны. Синкопа. Названия интервалов. Характер звучания интервалов. Триоль. Мелодия и сопровождение.

7.

Руководство учебно-исследовательской, творческой и литературной работой учеников. Помощь в самостоятельной работе над произведениями.

4

6

Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия досугово-познавательного характера (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, вечерах-встречах).

-

4

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Всего:

12

60

Итого:

72

Прогнозируемые результаты 3 года обучения

По окончании 3 года обучения ученики будут знать:

- основные звуки гитары в пределах первых пяти ладов;

- сведения о композиторах, гитаристах, исполнителях песен;

- названия и характер звучания интервалов;

- знать следующие обозначения и термины:

cresc – крещендо – постепенное усиление звука.

dim – диминуэндо – постепенное уменьшение силы звука.

legato – легато – связно, напевно.

non legato - нон легато – не связно.

staccato – стаккато – отрывисто.

По окончании 3 года обучения ученики будут уметь:

- играть мажорные и минорные гаммы в типовой аппликатуре в две октавы;

- играть пьесы по индивидуальному плану;

- аккомпанировать и петь песни по индивидуальному плану.

По окончании 3 года обучения ученики будут иметь навыки:

-игры на гитаре и петь на любительском уровне;

-выступать на сцене в свободной и выразительной манере.

Учебно-тематический план

образовательной программы " Гитара для всех "

4 год обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 72

Количество часов в неделю: 2

Тема

Содержание теоретических и практических занятий

Кол. час. теоретич.

Кол. час. практич.

Контрольно-оценочная деятельность формируемых знаний, умений, навыков

Диагностика. Техника безопасности.

Аккомпанемент.Аккорд5М. Аккорд 4М. Аккорд 3М. Отклонение и модуляция в тональность 3М. Аккорд 3Б. Отклонение и модуляция в тональность 3Б. Песни по индивидуальному плану.

Игра на гитаре. Настройка гитары по унисонам. Короткий форшлаг. Вибрато. Тремоло. Арпеджиато.

Пальцевые формулы. Секстоль в арпеджио. Подвижные басовые звуки при извлечении аккордов. Ломанное арпеджио из четырех звуков. Гармонические интервалы в арпеджио. «Pacreado» четырьмя пальцами. Пьесы по индивидуальному плану.

Повторение пройденного материала.

Теория музыки. Основные звуки гитары в пределах двенадцати ладов. Правило нахождения унисонов. Пунктирный ритм. Тридцать вторая нота. Техника акцентирования. Вариация. Аппликатура. Количественная характеристика интервалов. Виды трезвучий. Типы музыкального изложения.

7.

Руководство учебно-исследовательской, творческой и литературной работой учеников. Помощь в самостоятельной работе над произведениями.

1

5

8.

Индивидуальная работа. Работа над художественно- музыкальным образом, концертным вариантом исполнения. Выбор индивидуальной манеры исполнения. Музыкальная теория на шестиструнной гитаре. Приемы обучения, самообучения, самоконтроля. Практическая работа с произведением.

1

10

Экзамен

Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия досугово-познавательного характера (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, вечерах-встречах).

5

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Всего:

12

60

Итого:

72

Прогнозируемые результаты 4 года обучения

По окончании 4 года обучения ученики будут знать:

- количественную характеристику интервалов;

- виды трезвучий;

- типы музыкального изложения;

- расположение нот в позиции до XII лада;

- следующие обозначения и термины:

Lento – ленто – протяжно,

Adagio – адажио – медленно,

Andante – анданте – неторопливо,

Allegro – аллегро – скоро (быстро),

ritenuto – ритенуто – замедляя,

sf – сфорцандо – внезапно громко,

Скерцо – шутка,

> акцент – удар,

Вариация – тема и ее видоизмененные повторения.

По окончании 4 года обучения ученики будут уметь:

- играть мажорные и минорные гаммы, пентатонику в две октавы на закрытых струнах в любой позиции;

- играть пьесы по индивидуальному плану;

- сольфеджировать, правильно интонировать музыкальные произведения, владеть своим голосом и дикцией.

По окончании 4 года обучения ученики будут иметь навыки:

- игры на гитаре на любительском уровне;

- петь и аккомпанировать себе на гитаре на любительском уровне;

- выступать на сцене в свободной и выразительной манере.

Учебно-тематический план

образовательной программы " Гитара для всех "

5 год обучения

Количество учебных недель: 36.

Количество часов в году: 72

Количество часов в неделю: 2

Тема

Содержание теоретических и практических занятий

Кол. час. теоретич.

Кол. час. практич.

Контрольно-оценочная деятельность формируемых знаний, умений, навыков

Диагностика. Техника безопасности.

Игра на гитаре. Двойной форшлаг. Трель. Штрихи тенуто, легато, стакатто. Типовые минорные гаммы. Открытые струны в высоких позициях. Аккордовая практика. Типовые аккорды.

Пьесы по индивидуальному плану.

Теория музыки. Септаккорд. Нонаккорд. Буквенно-цифровая система обозначения аккордов. Гармония, тональность. Звукоряд гитары. Применение унисонов. Музыкальные жанры. Музыкальные формы.

5.

Руководство учебно-исследовательской, творческой и литературной работой учеников. Помощь в самостоятельной работе над произведениями.

3

6.

Индивидуальная работа. Работа над художественно- музыкальным образом, концертным вариантом исполнения. Выбор индивидуальной манеры исполнения. Музыкальная теория на шестиструнной гитаре. Приемы обучения, самообучения, самоконтроля. Практическая работа с произведением.

2

7

Экзамен

Воспитательная работа. Воспитательные мероприятия досугово-познавательного характера (участие в концертах, конкурсах, фестивалях, вечерах-встречах).

4

Тестирование, анкетирование, наблюдение

Всего:

12

60

Итого:

72

Прогнозируемые результаты 5 года обучения

По окончании 5 года обучения ученики будут знать:

- септаккорд;

- нонаккорд;

- музыкальные жанры;

- музыкальные формы;

- табулатурограммы;

- следующие обозначения и термины:

Allegretto – аллегретто – доваольно скоро (медленнее, чем аллегро),

Andantino – андантино – неторопливо, но подвижнее, чем анданте,

Cantabile – кантабиле – певуче,

Dolce – дольче – нежно,

Marcato – маркато – подчеркнуто,

Capriccioso – каприччиозо – капризно.

По окончании 5 года обучения ученики будут уметь:

- владеть приемами: глиссандо, вибрация, флажолеты, пиццикато, пульгар, тамбур;

- играть пьесы по индивидуальному плану;

По окончании 5 года обучения ученики будут иметь навыки:

- чтения табулатурограмм, нотного текста;

- игры на гитаре на любительском уровне;

- петь и аккомпанировать себе на гитаре на любительском уровне;

- выступать на сцене в свободной и выразительной манере.

Этапы педагогического контроля

- Выявление знаний, умений, навыков, готовности воспитанников к обучению (умение петь и аккомпанироваать себе различными видами аккомпанемента.

- Комплектование групп по степени подготовленности.

II. Текущий.

- Сопоставление практического результата с ожидаемым результатом.

- Выявление пробелов в знаниях (индивидуальное и групповое прослушивание, беседа0.

- Технический зачет.

III. Итоговый.

- Итоговый концерт.

- Выпускной экзамен.

Работа с родителями

- Родительские собрания. Индивидуальные беседы, консультации.

-Показ достижений учеников на итоговых занятиях, вечерах, конкурсах, концертах.

-Совместные творческие мероприятия, участие в организации и проведении концертов.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет;

- компьютер;

- аудиотехника;

- инструменты (пианино, гитары).

Методическое обеспечение:

- репертуарные сборники;

- методические пособия по игре на гитаре, вокалу, теории музыки и организации учебного процесса.

Воспитательная работа:

Беседы о гитаристах:

- А.И. Иванов-Крамской;

- М.Т. Высотский;

- А.Сихра;

- С.Д. Орехов;

- М.Каркасси;

- Ф.Карулли;

- Ф.Таррега;

- А.Сеговия;

-Авторах-исполнителях, рок-музыкантах и т.д.

Участие в концертах всех уровней.

Творческие встречи с другими детскими объединениями.

Содержание программы.

1 класс

I полугодие.

Музыкальный материал: РНП «Теремок», «Травушка», «Андрей-воробей», «Частушка», «Как пошли наши подружки», В.Калинин «Полька», УНП «Ой джигуне, джигуне».

II полугодие.

Музыкальный материал: В.Калинин «Этюд», А.Панайотов «Этюд», «Словацкий народный танец», А.Панайотов «Этюд», В.Калинин «Вальс».

2 класс

I полугодие.

Музыкальный материал: РНП «Вечерний звон», УНП «Нич яка мисячна», Е.Ларичев «Полька», М.Каркасси «Andantino» C-dur, М.Каркасси «Allegretto» C-dur, УНП «Ой ты, дивчина», В.Калинин «Полька», «Вальс», РНП «Подгорная», «Ходила младешенька», «Цыганская венгерка» обр. А.Чавычалова, РНП «Хуторок», М.Блантер «Катюша», А.Чавычалов «Этюд» №9, 10, 11.

II полугодие.

Музыкальный материал: Л.Шумеев «Паровоз», БНП «Перепелочка», Н.Паганини «Пьеса», Ф.Карулли «Вальс» E-moll, Рокамора «Мазурка» E-moll, А.Матяев «Прелюдия», Ф.Таррега «Прелюд» E-moll.

Аккомпанемент: РНП «А я по лугу», «Волга-реченька», «Вечерний звон», «Во кузнице».

3 класс

I полугодие.

Музыкальный материал: УНП «Баламути», РНП «Ах ты, матушка», Ф.Карулли «Andantino» A-moll, Н.Паганини «Вальс»,

М.Каркасси «Прелюдия» E-moll, Обр. А.Чавычалова испанский народный танец «Малагуэнья», А.Чавычалов «Этюд» №13, 14, 15, 16,17.

II полугодие

Музыкальный материал: Л.Шумеев «Над вечным покоем», «Грустные легато», «Грустное баррэ», «Кукушка», «Ку-ку», А.Иванов-Крамской «Прелюд», Б.Мокроусов «Одинокая гармонь», А.Иванов-Крамской «Пьеса», В.Славский «Вальс», РНП «Мой костер» обр. О.Крохи.

Аккомпанемент: РНП «Ах, Самара-городок», «Вот мчится тройка почтовая», «Раскинулось море широко», «То не ветер ветку клонит», Б.Мокроусов «Одинокая гармонь», романс «Выхожу один я на дорогу».

4 класс

I полугодие.

Музыкальный материал: РНП «Стоит гора высокая», Д.Сагрерас «Прелюдия ми минор», Д.Сагрерас «Вальс ля минор», М.Каркасси «Андантино», Р.де Визе «Менуэт», А.Гурилев «Прелюдия». Обр. А.Чавычалова: Старинный русский романс «Клен, ты мой опавший», С.Рахманинов «Итальянская полька», РНП «Позарастали стежки-дорожки», вариации на тему РНП «Ах ты, степь широкая», Я.А.Лози «Ария», Р.Визе «Сарабанда», М.Каркасси «Анданино», А.Чавычалов Этюд №18.

II полугодие

Музыкальный материал: Ф.Карулли «Прелюдия ми минор», Р.Шуман «Военный марш», М.Легран «Мелодия», М.Каркасси «Пастораль», П.Булахов «Гори, гори, моя звезда», Ф.Карулли «Рондо соль мажор».

Аккомпанемент: романсы: П.Булахов «Не пробуждай воспоминанья», старинный романс «Я встретил Вас», песни: «Сон Степана Разина», Л.Бетховен «Шотландская застольная», М.Блантер «Лучше нету того цвета».

5 класс

I полугодие.

Музыкальный материал: Н.Паганини «Менуэт», В.Шебалин «Раздумье», Р.де Визе «Менуэт», Обр. А.Чавычалова: матросский танец «Яблочко», РНП «Травушка-муравушка», «При долинушке стояла» (вариации), А.Чавычалов Этюд №19, 20, Д.А.Бресчианело «Трио».

II полугодие

Музыкальный материал:

Аккомпанемент: М.Блантер «Огонек», романс «Я помню вальса звук прелестный», Т.Хренников песня из к/ф «Гусарская баллада» «Давным-давно», РНП «Утушка луговая», А.Новиков «Дороги», И.Дунаевский «Песня о веселом ветре».

Ансамбли гитар:

ЧНП «Аннушка», П.Роч «Хабанера», В.Калмыков «Вальс», «Цыганская кибитка».

Методика занятий.

На первом занятии ученик должен запомнить расположение на нотном стане и на грифе гитары трех нот: ре, ми и фа первой октавы:

Нота ре первой октавы пишется под первой линейкой и звучит на четвертой открытой (нигде не прижатой) струне.

Нота ми первой октавы пишется на первой линейке и звучит на четвертой струне, прижатой на втором ладу.

Нота фа первой октавы пишется между 1 и 2 линейкой и звучит на четвертой струне, прижатой на третьем ладу.

Упражнения играются на четвертой струне большим пальцем правой руки.

Целесообразно договориться с учеником, что на втором ладу прижимает струну только средний палец, на третьем – безымянный. Соответственно указательный на первом и мизинец на четвертом.

Пьеса «Частушка» предназначена для закрепления пройденного материала. Здесь встречаются все три изученные ноты.

На втором занятии изучается расположение нот ми, фа и соль второй октавы.

Нота ми второй октавы пишется между 4 и 5 линейкой и извлекается на первой открытой струне.

Нота фа второй октавы пишется на 5 линейке и звучит на первой струне, прижатой на первом ладу.

Нота соль второй октавы пишется над 5 линейкой и звучит на первой струне, прижатой на третьем ладу.

Следующее занятие посвящено изучению расположения нот на второй и третьей струне.

Нота соль первой октавы пишется на 2 линейке и извлекается на третьей струне открытой.

Нота ля первой октавы пишется между 2 и 3 линейкой и извлекается на третьей струне, прижатой на втором ладу.

Нота си первой октавы пишется на 3 линейке и извлекается на второй струне открытой.

Нота до второй октавы пишется между3 и 4 линейкой и извлекается на второй струне, прижатой на первом ладу.

Нота ре второй октавы пишется на 4 линейке и извлекается на второй струне, прижатой на третьем ладу.

Реприза – знак повторения.

Пьеса «Ой, джигуне, джигуне» на повторение и закрепление ранее изученных нот.

Новые ноты:

Нота соль диез извлекается на третьей струне, прижатой на первом ладу.

В следующей пьесе ученик знакомится с приемом арпеджио и изучает сразу

четыре аккорда: C, G, Am, E. Поэтому, выучив Этюд В.Калинина, можно начинать изучение простейших песен из раздела «Аккомпанемент на гитаре».

Этюд

В.Калинин

Аккомпанемент на гитаре

В программе используется система обозначений, предложенная С.Оськиной и Д.Парнес. Суть системы состоит в том, что общим аккордам параллельных тональностей присвоены и общие «параллельные» обозначения, состоящие из арабской цифры, указывающей бас и прописной буквы русского алфавита, указывающей структуру аккорда.

Цифры параллельных тональностей образуют в мажоре ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, в миноре – 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5.

Буквами Б, М, С обозначаются соответственно мажорное (большое), минорное (малое) трезвучия, малый мажорный септаккорд.

Таким образом запись 1Б будет соответствовать до мажорному трезвучию – С; 4Б- фа мажорному F; 5С – соль мажорному малому септаккорду; 6М – ля минорному трезвучию Am; 2М – ре минорному трезвучию Dm; 3С – ми мажорному малому септаккорду E7.

На первых порах целесообразно использовать упрощенную аппликатуру:

Для облегчения запоминания гармонической схемы песен предлагается на первоначальном этапе использовать ручные знаки. Пропевая голосом мелодию, педагог с помощью ручных знаков показывает порядок и место смены аккордов.

Импровизация

Знакомство с искусством импровизации начинается с импровизации на гармонию. Для этого выучивается выучивается какой-либо этюд, предположим этюд М.Каркасси «Волшебные арпеджио».

Затем ученику предлагается сыграть этот этюд, используя другой порядок извлечения звуков:

И так далее.

Следующий способ предполагает знание пентатоники A-moll. Желательно в V позиции. Необходимо выучить эту пентатонику от V лада шестой струны до V лада первой. Нужно просто запомнить ее аппликатуру, или, проще говоря, рисунок лада на грифе гитары. Изучив пентатонику, ученик готов к импровизации. Импровизировать лучше всего под аккомпанемент. Импровизация – игра спонтанная, как рука возьмет. Сознание лучше отключить. Просто играть в пределах данного лада как получится. В аккомпанементе использовать гармоническую сетку блюза.

Дальнейшее обучении импровизации проводится по методике, представленной в учебном пособии Романенко В.В. «Учись сочинять» и другим существующим в настоящее время пособиям.

Содержание программы «Гитара для всех»

1. Школа 1 ч.

2. Школа 2 ч.

3. Школа 3 ч.

4. В. Калинин Этюд

5. И.Кушнир Вальс

6. Мазурка ПНТ

7. Во саду ли, в огороде РНП

8. Прелюд М.Каркасси

9. Прелюдия Неизвестный автор

10. Rutcher Will Neuland

11. Андантино1 Ф.Карулли

12. Андантино2 Ф. Карулли

13. Ах ты, матушка РНП

обр. А. Иванов-Крамской

14. Баламути УНП

15. Вальс 1 Ф.Карулли

16. Вальс 2 Ф.Карулли

17. Вальс В.Славский

18. Вальс Д.Фортеа

19. Вечерний звон РНП

20. Деревянное колесо ЭНТ

21. Доброй ночи ЧНП

22. Елочка М.Красев

23. Мазурка М.Рокамора

24. Мазурка ПНТ

25. Марш М.Каркасси

26. Мелодия Автор неизвестен

27. Мы идем Р.Рустамов

28. Нiч яка мiсячна УНП

29. Немецкая песня А.Мессионер

30. Ой ты, дивчина УНП

31. Осенняя песенка Д.Васильев-Буглай

32. Перепелочка БНП

33. Подгорная РНП обр. В.Калинина

34.Полька Е.Ларичев

35. Полька В.Калинин

36. Прелюд Ф.Таррега

37. Прелюдия М.Каркасси

38. Пьеса1 А.Иванов-Крамской

39. Прелюдия А.Иванов-Крамской

40. Прелюдия А.Матяев

41. Пьеса 2 М.Каркасси

42. Пьеса 3 В.Юрьев

43. Пьеса 4 Н.Паганини

44. Собачий вальс

45. Танец Ф.Карулли

46. Ходила младешенька РНП

47. Пьеса в стиле кантри Ф.Таррега

48. Пьеса в стиле кантри 2 Ф.Таррега

49. Цыганская венгерка

50. Частушка обр.В.Калинина

51. Шотландский танец Ф.Карулли

52. Андантино Ф.Каркасси

53. Rutcher Will Neuland

54. Вальс Ф.Карулли

55. Вальс Аноним

56. Вальс Ф.Карулли

57. Вальс Д.Сагрерас

58. Вальс В.Славский

59. Вальс Ф.Карулли

60. Духовой оркестр Л.Шумеев

61. Канцона Ф.Д. Милано

62. Кузнечик В. Шаинский

63. Месяц на небе УНП

64. Маленький вальс В. Катанский

65. Марш М.Каркасси

66. Менуэт И.Кригер

67. Менуэт Неизвестный автор

68. Менуэт Р. Вязе

69. Мой костер РНП обр. О.Крохи

70. Немецкая песня А. Мессионер

71. Одинокая гармонь Б.Мокроусов

72. Паровоз Л.Шумеев

73. Прелюд Ф.Таррега

74. Прелюдия Д.Сагрерас

75. Прелюдия М.Каркасси

76. Прелюдия А.Иванов-Крамской

77. Прелюдия М.Сагрерас

78. Пьеса А.Иванов Крамской

79. Пьеса В.Юрьев

80. Стоит гора высокая УНП

81. Танго Е.Шилин

82. Тема с вариацией А.Синополли

83. Ходила младешенька по борочку РНП

84. Цыганочка Русская пляска

85. Аллегро М.Джулиани

86. Бандура УНП

87. Военный марш Р.Шуман

88. Генералы песчаных карьеров Д. Каимми

89. Гори, гори, моя звезда П.Булахов

90. Девушка Дж. Леннон, П. Маккартни

91. Карнавал 1900 Автор неизвестен

92. Клен, ты мой опавший Г.Пономаренко

93. Марш М.Каркасси

94. Матушка, что во поле пыльно РНП обр.Г. Винокурова

95. Мелодия из к/ф «Крестный отец» Н.Рота

96. Мелодия Ю. Щуровский

97. Менуэт И.Кригер

98. Менуэт А.Диабелли

99. Пастораль М.Каркасси

100. Прелюд Ф.Карулли

101. Прелюдия А.Гурилев

102. Рондо Ф.Карулли

103. Самба Х.М. Сарате

104. Сицилиана М.Каркасси

105. Экспромт Б.Долженко

106. Аллегро М.Джулиани

107. Вечер в Венеции Ф.Минисетти

108. Маленький романс Л.Валькер

109. Тема с вариациями М.Джулиани

110. Ходила младешенька РНП обр. В.Яшнева

Кроме этого к программе прилагается:

1. Вышеназванные произведения, этюды и ансамбли, выполненные в программе Guitar Pro 6.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области