Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей «Солнышко»
г. Сухиничи Калужской области
«Народные праздники и традиции как средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка»
Подготовила:
творческая группа педагогов
МКДОУ «Детский сад
«Солнышко»
Сычёва Т.В.,
Андрюшова Е.Г.,
Лапшина В.А.
Сухиничи, 2023
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХI веке, если будем озабочены
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев
Духовное развитие общества России в целом и российского гражданина сегодня является общей идеей нашего государства и системы образования. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
В данный период времени к нам возвращаются прежние традиции и обычаи православной культуры. Возвращается память о предках, народ заново начинает относиться с уважением и особым трепетом к старинным праздникам, декоративно-прикладному искусству. Наши предки оставили ценные богатства своих культурных достижений, и в современное время люди пользуются знаниями бабушек и дедушек, совершенствуя их с каждым столетием.
Для того, чтобы воспитать достойное поколение, необходимо с раннего детства учить детей добру, справедливости, отзывчивости и любви к ближнему.
Следовательно, высока роль системы дошкольного образования. Роль ДОУ возрастает перед обществом, и становится наиболее актуальной наряду с последующими ступенями образования.
Дошкольный возраст – это фундамент зарождения основных качеств, становления личности ребенка, вхождение в культуру, воспитание духовности, пробуждения нравственных чувств. Период детства – это незабываемый расцвет в жизни каждого человека. Дошколята чутко воспринимают каждое слово, произнесённое взрослыми.
Духовность и нравственность две неразрывные составляющие, скреплённые социальной ответственностью перед обществом. Всё это в совокупности и есть духовное и нравственное развитие человека.
Рассматривая Концепцию дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) следует строить работу с дошкольниками в данном направлении.
Одной из составляющих основ в реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Федеральный Стандарт решает многие задачи, одна из важнейших «объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс, складывающийся на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».
К великому сожалению, в наше время дети ставят материальные ценности во главе духовных. Необходимо с самого раннего детства развивать в маленьком человеке такие качества как: доброта, отзывчивость, трудолюбие, милосердие.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду должно стать неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Именно с этой целью, в прошлом учебном году, в нашем ДОУ была организована творческая группа педагогов, которая стремится заложить основы духовно-нравственной личности через организацию дополнительной работы у детей старшего дошкольного возраста. А именно через приобщение к традициям русского народа посредством проведения народных праздников.
Для эффективной работы определили для себя следующие задачи:
1.Изучить современные технологии по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
2. Проанализировать и систематизировать методы работы по духовно – нравственному воспитанию с воспитанниками ДОУ.
3.Сформировать у воспитанников интерес к основам духовно-нравственных традиций и укладу жизни русского народа, его быту, национальным праздникам.
4. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице.
5. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся.
6. Повысить педагогическую компетентность у родителей и педагогов по вопросам духовно – нравственного развития дошкольников.
Работа творческой группы педагогов МКДОУ «Детский сад «Солнышко» строится на основе двух парциальных программ. 1. Примерная парциальная образовательная программа по духовно – нравственному развитию дошкольников «Добрый мир», автор Шевченко Л.Л. Программа предполагает духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества. 2.Парциальная программа «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Результатом освоения парциальной программы «Мы живём в России» является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Для наиболее полного осуществления воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ по духовно-нравственному и патриотическому развитию дошкольников был создан мини - музей «Русская изба». Он является пространственно - образовательной средой, где дети могут познакомиться с предметами старины, с жизнью, обычаями и традициями наших предков. Его посещают дети разных возрастных групп. Занятия, экскурсии в мини – музей начинаются с 4-х летнего возраста.
Музей «Русская изба» функционирует на протяжении всего учебного года, где дети знакомятся с утварью и бытом русского народа. На базе музея проводятся различные занятия, праздники, досуги, а также беседы о честности, доброте, человеколюбии. Часто работа строится в виде диалогов с детьми.
Задачи музея:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Через прикосновение к традициям русского народа, воспитатели хотят донести до детей уроки нравственности. А дошкольный возраст самый подходящий момент для этого. Ведь человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо, лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла.
План работы мини-музея «Русская изба» предусматривает проведение тематических народных праздников и значимых событий, имеющих отношение к нашему родному городу. Итак, в прошлом учебном году, в октябре, нами было проведено такое тематическое мероприятие, как «Посиделки на Покров». В начале праздника детей встретила Хозяйка в русском народном костюме в своей горнице. Детям было интересно узнать об обычаях и традициях, связанных с Покровом. Ребята пели песни, читали стихотворения, вспомнили пословицы о труде, водили хоровод, играли в народные игры. А для того, чтобы проникнуться духом того времени, ребята надели народные костюмы, девочки – сарафаны, мальчики - рубахи-косоворотки. Праздник принес собой много радости и сильных впечатлений.
В ноябре прошлого года наш район отмечал 90-летие со дня образования. К этой дате мы также запланировали ряд мероприятий. А именно: выставка рисунков «Мой край родной», просмотр презентации об истории образования района и города, была проведена викторина «Знатоки родного края», где воспитанники подготовительных к школе групп показали отличный результат по знаниям о родном городе и районе.
В декабре прошлого года было проведено тематическое занятие, приуроченное ко Дню конституции РФ. В мероприятии принимали участие дети старших групп, так как эта дата требует к себе глубокого осмысления государственной символики и терминологии, раскрытие сути самого праздника. Воспитанники нашего детского сада познакомились с понятием о том, что Конституция – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все: и президент страны, и взрослые, и дети. Для простоты восприятия детьми нового материала, в содержании мероприятия использовались сказочные герои, которые олицетворяли зло и добро. Чтобы праздник был весёлым, воспитанники играли в подвижные игры. Мероприятия подобного рода помогают развивать у детей патриотизм и чувство гордости за свою страну.
Ежегодно в январе отмечаем праздник Рождества Христова. Рождество - великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников. А что знают наши дети о Рождестве? Для того, чтобы приобщить детей к народным традициям, расширить кругозор детей, каждый год у новогодней ёлки проводим данный праздник. Воспитатели проводят предварительные беседы с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок. Разучивают музыкальный репертуар. Тем самым мы, взрослые, приобщаем детей к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
В конце февраля – начале марта обязательно проводим всеми любимый, народный праздник «Масленица». В прошлом учебном году проводили его на улице. А в текущем - в музыкальном зале. Знакомство с интересными обычаями на Руси, разными забавами, угощением, характерным для данного мероприятия, всё это создаёт положительный настрой и передаёт красоту народных традиций. Дети водят весёлые хороводы, играют в русские народные подвижные игры. Такие праздники сближают детей с русским фольклором, вызывают желание узнавать о русской культуре всё больше и больше.
К сожалению, в марте прошлого учебного года, работу творческой группы педагогов пришлось приостановить, из-за всем известных событий, связанных с пандемией. Но в августе, с детьми старшей группы провели развлечение «Яблочный спас». Цель данного мероприятия: приобщение детей к русским народным традициям. Главная задача: познакомить детей с православным праздником «Яблочный спас», а также создать радостную атмосферу праздника. Для этого музыкальный зал был украшен в соответствии с тематикой. Ребята подготовили задорный народный танец, выучили стихотворения, песни. Воспитатели поведали детям, какие приметы соответствуют этому дню. Ну и, конечно же, не обошлось без весёлых конкурсов с яблоком. Румяные и аппетитные яблоки стали главным угощением для ребят в конце праздника.
21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции нашей церкви очень трепетное отношение к образу Богородицы. К ней обращаются за заступничеством, верят, что она знает наши нужды и скорби. В преддверии праздничной даты, мы, воспитатели, решили, что следует ознакомить детей со смыслом праздника, поэтому включили его в план работы мини - музея «Русская изба». Провели предварительную работу: вспомнили, как отмечаем Рождество Христово, что Бог наш родился на земле как обычный малыш, что у него тоже была мама, и она была когда-то маленькой девочкой, у которой тоже были родители. Накануне этого дня познакомились с иконами «Рождество Христово» и «Рождество Пресвятой Богородицы». Само мероприятие решили проводить в форме беседы – диалога, с показом презентации. А также включили игры с детьми «Плетень», «Карусель», словесные игры на снятие эмоционального напряжения.
Таким образом, важно, при проведении народных и православных праздников в детском саду, правильно расставить смысловые акценты, выбрать формы проведения, правильно подобрать репертуар. И тогда, наряду с другими праздниками, детские православные праздники могут занять достойное место в жизни детского сада, как неиссякаемый источник духовности, нравственности и чистого, светлого детства.
1 октября во всём мире отмечается Международный день пожилых людей. Так повелось в ДОУ, что не забываем мы старшее поколение, прививая воспитанникам уважение и любовь к людям старшего возраста. А 1 октября прекрасный повод сказать ещё раз «Спасибо!» всем пожилым людям за их долгий и безмерный труд!
В Международный день пожилых людей всё внимание обращено к людям старшего поколения. Этот день напоминает нам о том, что старшим нужно помогать и уважать их. Не зря его второе название – День добра и уважения.
В нашем детском саду в честь Дня пожилых людей воспитателями были проведены беседы и игры с детьми в группах, дошкольники охотно делали сувениры и готовили поздравления для ветеранов ДОУ. А дети старшей группы «Фантазёры» под руководством воспитателей подготовили для старшего поколения замечательный праздник. Девочки исполнили трогательный танец про бабушку, чем вызвали слёзы радости на глазах у старшего поколения. В конце мини – концерта воспитанники вручили памятные подарки и поделки, которые изготовили своими руками.
25 января отмечается Татьянин день. В этот день принято поздравлять всех Татьян с именинами. Дети старшей группы «Фантазёры» вместе со своими педагогами решили провести акцию, посвящённую этому дню. В нашем ДОУ работают три женщины с именем Татьяна. Для них в этот день прозвучали стихотворения, были вручены небольшие сувениры и открытки.
В 2021 году отмечается 800-летие со дня рождения Александра Невского – защитника земли русской. Запланировано множество мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп приняли участие в районном конкурсе рисунков по теме праздника. Совместное творчество семей воспитанников, участвующих в конкурсе, было оценено по достоинству членами жюри. Все работы заняли призовые места. А в конце февраля творческой группой педагогов был разработан и проведён досуг для воспитанников старшей группы «Фантазёры» под названием «Князь Александр Невский». Цель досуга: формирование интереса детей к историческому прошлому своей страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским. По ходу мероприятия воспитанники познакомились с историческим прошлым своей страны. Наглядно, с помощью презентации, увидели, как раньше жили люди на Руси. Вспомнили о богатырях земли русской, рассмотрели доспехи воинов и их оружие. Узнали, чем прославился Александр Невский, в каких значимых исторических битвах принимал участие, почему его народ стал называть Невским. В заключение досуга ребята самостоятельно изготовили себе щит, украсили его листочками дуба.
Наши воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ДОУ, связанных с народными праздниками, испытывают радость от полученных результатов, и мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не проходят даром.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Поэтому вся воспитательная работа строиться на основе единства педагогических и родительских знаний, убеждений и действий.
Для того, чтобы поддержать связь с родителями, решили издавать ежемесячный журнал, в котором затрагиваются важные вопросы по воспитанию дошкольников в духовной и нравственной жизни общества.
Конечно же, не всё в нашей работе пока удаётся, есть над чем поработать (повысить компетенцию педагогов по духовно-нравственному воспитанию, расширить взаимодействие с семьями воспитанников, пополнить материально-техническую базу мини – музея «Русская изба»), но всё же главный результат нашей работы, заключающийся в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятии зла, происходит успешно. В комплексе идёт целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка.