Тема: «Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста»
Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и развитие физических качеств.
Дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому их целенаправленное развитие должно начинаться именно в этом возрасте.
Координационные способности – это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их. Координация – это умение согласовывать движение различных частей тела.
В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей..
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
а) пространственную ориентировку;
б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
в) статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает:
1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);
2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
Как же улучшить и развивать координацию движений у детей дошкольного возраста?
Для развития координационных способностей в физическом воспитании используются следующие методы:
- стандартно-повторного упражнения
- вариативного упражнения
- игровой
- соревновательный
Метод стандартно-повторных упражнений применяются для разучивания новых достаточно сложных двигательных действий, так как овладеть такими движениями можно после того, как ребенок повторит одно и тоже движение большое количество раз.
Метод вариативного упражнения подразделяется на строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условиях их выполнения. К первому под методу относятся:
- изменение исходных и конечных положений выполнение упражнений. Изменение И.п. (выполнения общеразвивающих упражнений в положении стоя, сидя, лежа). Варьирование конечных положений (с мячом из исходных положений: стоя, сидя)
- изменение способов выполнения действий (бег с использованием различных техник)
- строго заданное варьирование отдельных движений или всего освоенного двигательного действия изменение силовых параметров (например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы).
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
- варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды
- варьирование, связанное с использованием на занятиях непривычных снарядов, инвентаря
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, который предусматривает выполнение упражнений в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Игровой метод, без дополнительных заданий, характеризуется тем, что возникающие двигательные задания ребенок должен решать самостоятельно, используя собственный анализ сложившейся ситуации.
Соревновательный метод – выполнение упражнений производится в соревновательной форме. Соревновательный метод позволяет:
- выявить и оценить качество выполнения двигательного действия
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявить уровень их развития.
Можно сделать вывод. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста на занятиях физкультуры является подвижные игры. Игры, которые можно использовать на занятиях с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие координационных способностей: «Мыши и кот», «У медведя во бору», «Караси и щука», «Шишки, жёлуди, орехи», «Третий лишний», «Удочка», «Слушай сигнал», «Волки во рву», «Перестрелка».