Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

Изучение систематической, целенаправленной работы по формированию навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр. Использовать современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр для социализации дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 компенсирующего вида» г.Печора

Доклад по теме самообразования

«Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

Подготовила: воспитатель

Фадеева Евгения Анатольевна

Печора, 2023 год

Содержание

I.Вводная часть

Введение

3

II.Основная часть

2.1. Понятие «Социализация»

7

2.2. Понятие «Игра»

7

2.3. Значение сюжетной игры для развития дошкольников

8

2.4. Причины снижения уровня игры

10

2. 2.5.Условия поддержки игры

11

2.6.Игровая компетентность педагога.

12

III.Заключение

14

Список используемой литературы

16

Приложения

17

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов дошкольного учреждения.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста включает в себя:

Проблема заключается в том, чтобы для позитивной социализации воспитанников найти эффективные подходы к организации сюжетно – ролевой игры. Данная проблема помогла сформулировать тему моего доклада «Социализация детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

1.2.Цель.

Цель: Изучение систематической, целенаправленной работы по формированию навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр.

Гипотеза. В ходе систематической, целенаправленной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня социализации (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр .

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социализации и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

2.Использовать современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр для социализации дошкольников.

3.Проанализировать эффективность использования современных подходов к организации сюжетно – ролевых игр в социализации дошкольников и применить их на практике.

Объект исследования – процесс социализации дошкольников.

Предмет исследования –педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников.

Методы исследования: анализ, наблюдения

1.3.Теоретические основы исследования.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: ( Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкой и т.д.), показали, что дошкольные годы жизни являются критически важным периодом для развития социального, интеллектуального и личностного. Именно детский возраст для человека является возрастом формирования самосознание, периодом, когда начинают закладываться представления о себе самом, образовываться устойчивые формы в межличностном взаимодействии, нормы моральные и социальные.

Как пишет Д.Б. Эльконин, «на основе взаимно противоречивых тенденций ребёнка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живёт с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых».

Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. «Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребёнка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребёнка, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребёнок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в неё, вживаясь, проникая в её чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность» (С.Л. Рубинштейн).

Многочисленные исследования (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогиной, Р.А. Иванковой, Е.И. Щербаковой и др.) свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения).

Один из современных докторов психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Олеговна Смирнова, отмечает, что фраза «Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста» стала аксиомой, и с ней мало кто спорит. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребёнка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей. И в то же время ученые бьют тревогу: дошкольники не играют и не умеют играть». Я согласна с тем, что в современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Почему так происходит? Как вернуть игру? Поэтому решила изучить современные подходы к организации сюжетно – ролевой игры.

2. Основная часть.

2.1.Понятие «Социализация»

Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, а также адаптация ребенка к обществу путём усвоения социального опыта, норм поведения, общения.

Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

Для успешной социализации по Нейлу Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

Несмотря на привычность термина «игра», дать чёткое определение достаточно трудно. Обратимся к такому основополагающему документу как «Конвенция о правах ребёнка».Статья 31 утверждает право ребенка «… участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». К этой статье приняты комментарии, в которых даётся термин игры и раскрывается его суть.

Определение термина «игра»

Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности;

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Её главная особенность заключается в том, что ребёнок создаёт воображаемую ситуацию и, на основе действия с реальными предметами, проигрывает какие-то новые события. Короткая форма этой деятельности «как будто» (один предмет заменяет другой). Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Именно этот вид игры (сюжетный), который не только воображение, но и изображение в нашей отечественной психологии считается ведущим видом деятельности. Именно в сюжетно-ролевой игре развиваются основные психологические новообразования ребёнка.

Ребёнок делает то, что он может, что он хочет и проигрывает всё то, что его волнует, свой опыт, свои представления, то, что ему «запало», т.е. он выражает себя. Это форма самовыражения, которую навязать нельзя.

В ролевой игре, когда ребёнок берёт на себя какую-то роль, вместе с ней он берёт необходимость действовать по каким-то правилам. И поскольку ребёнок хочет играть, то он хочет выполнять эти правила. Очень важная мысль Л.С.Выгодского, что в игре правила становятся аффектом. Произвольность становится его потребностью и способностью

В игре дети общаются. Когда дети берут какую-то воображаемую ситуацию, они обсуждают и проигрывают её вместе. Это общение происходит на двух уровнях: реальное общение и ролевое общение.

Игра даёт содержание этого общения.

В игре ребёнок самоотстраняется от себя, видит себя в другой позиции. И, в то же время, он понимает, что это он. И этот взгляд со стороны очень важен для развития детского самосознания.

Это только отдельные моменты влияния игры на развитие ребёнка. Но этими развивающими возможностями обладает только развитый, высокий уровень игры. Я обратила внимание , что тот уровень игры, который есть у большинства детей моей группы, не соответствует и не обладает этим развивающим потенциалом. В моей группе есть воспитанники с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в социализации.

Инициативные формы детской деятельности, как-бы, вытесняются из нашего дошкольного образования.

для детской инициативы;

Когда всё предоставляется в готовым виде, огромное количество игрушек, развлечений. Где ребёнок участвует как потребитель.

Современные гаджеты вытесняют традиционную игру. Это очень серьёзная проблема нашего времени. Играть трудно. Надо что-то вообразить, придумать, построить ситуацию. А нажать на кнопки очень легко.

Детская игра это не:

Игровое занятие

Игровые технологии

Игровые приёмы

Игровые способы

Игровые формы

Игровые средства обучения

Отличие игры от игровых форм обучения.

Игра как деятельность

Игра как форма обучения

Самостоятельность

Инициативность ребёнка

Направляющая и контролирующая роль взрослого

Позитивные эмоции, мотивация от процесса

Мотивация достижения, результат–оценка взрослого

Спонтанность, креативность, непредсказуемость

Работа по образцу однозначность правильных способов

В таблице противопоставлены игра как деятельность и игра, как форма обучения. И, как мы видим, это совершенно разные формы.

Последствия подмены игры игровыми формами.

И для того, чтобы изменить ситуацию необходимы

2.5.Условия поддержки игры.

Среда не требуют никаких больших денежных затрат. Чем она проще , тем лучше. Но при этом она должна быть гибкой и полифункциональной. Чем менее определённой является среда, тем больше она пробуждает воображение ребёнка.

2.6.Игровая компетентность педагога.

С одной стороны игра это самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны к игре надо приобщить. Не руководить, не контролировать, а, именно, приобщить. Не директивное руководство игрой, а чуткое, косвенное её руководство .

Для этого нужны особые личностные качества педагога:

Гибкость, открытость, эмоциональная заразительность, артистичность,

серьёзные отношения к игровой ситуации.

Воображение, умение придумать сюжет

Чуткость, косвенное руководство игрой

Главная компетентность воспитателя - это уметь играть, вовлечь ребёнка в игру.

Результаты и цели дошкольного образования в «Федеральном государственном образовательном стандарте» чётко определены.

Характеристика «выпускника» детского сада (ФГОС):

И всё это формируется не на занятиях, а прежде всего в игре.

Главный закон психологического развития:

сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности, и лишь затем (на их основе) приобретаются знания и умения.

Ребёнок сначала должен захотеть что-то сделать, пережить интерес к этой деятельности, и только потом он будет учиться, и приобретать какие-то навыки и умения.

Родители и педагоги часто нарушают это закон и пытаются научить малыша тому, что не имеет для него никакого смысла. В дошкольном возрасте этот смысл, т.е. желание действовать, впервые рождается и реализуется у ребёнка в игре.

3. Заключительная часть

Выводы

     Таким образом, игра — подлинная социальная практика ребёнка. Поэтому игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через сознания окружающий его мир. 

   Я убедилась, что в игровой деятельности у детей обогащается словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно-ролевые игры помогают преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дошкольники в игре учатся отстаивать свою точку зрения, а если попадают в трудную ситуацию, то самостоятельно находят оригинальные решения.

Дети, педагоги и родители, мы все вместе смогли вступить в мир детской игры. Научились говорить с ребёнком на его языке, доверять друг другу.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок, свободен от обязательных требований взрослого и жёстких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание).

Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру. Содержание игры - это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия - все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребёнка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

А на основе исследования, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня социализации (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) посредством использования сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Полученный результат

У детей:

Повышение уровня социально-коммуникативного развития; формирование детского сообщества, игру создают сами дети, игровая деятельность стала самостоятельный и носит творческий характер.

У детей с ОВЗ: из детей наблюдателей становятся участниками игры в соответствии со своими возможностями возможностями.

У педагогов:

Повышение знаний в вопросах позитивной социализации детей среднего и старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

У родителей:

Развитие партнёрских отношений, включение родителей в образовательную и проектную деятельность, повышение педагогической компетентности в вопросах позитивной социализации детей среднего и старшего дошкольного возраста.

У меня:

Удовлетворение от партнёрских отношений в игре с детьми, от самостоятельности, инициативности детей, их творчества.

Список используемой литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области