Конспект открытого занятия «Мир вокруг нас»
Цель: Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Задачи:
Образовательная: формировать основы экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
Развивающая: память
Воспитательная: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде;
Коррекционная: способствовать коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровьесберегающее: учиться осознавать себя как часть природы и бережно относиться к своему здоровью;
Оборудование: Плакат со схемой, сосуд с подкрашенной водой, пластиковый стакан, полиэтиленовый мешочек, презентация.
Вступление
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
То и добрый день начнётся.
– Добрый день!
Поприветствуйте ребята друг друга и гостей. Проходите и занимайте свои места.
Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей)
Что такое глобус? (Ответы детей)
Правильно. ГЛОБУС – это точная модель земного шара, только уменьшенная во много раз. На глобусе изображено то, что есть на Земле: океаны, суша, горы и равнины (вращает глобус).
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – это газета, хотя здесь ничего не написано, она называется «Мир вокруг нас». Это не обычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее журналисты (встали и представились) . Они то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга, что мы видим? (грустный человек)
А почему он грустный? (Ответы детей У вас оказались разные мнения,)(наверно есть проблемы в природе). Давайте мы с вами не будем гадать, а послушаем наших журналистов, о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может, и поймем, почему он грустный.
1…Первая страничка нашей газеты это белое поле.
1 журналист: Ф.И. (Саша Кузнецов) Я буду говорить вот об этом белом фоне (показывает). А вы должны догадаться, о чем идет речь. Слушаем.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
В:Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называетсяатмосферой (Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой. Она защищает Землю от излишнего тепла и холода, солнечной радиации). (Воспитатель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Воздух вокруг нас. Он невидим, не имеет запаха, но его можно обнаружить. И сейчас мы с вами проведем опыт.
Опыт 1.(Демонстрируется пустой стакан). Что там внутри? Опрокинув, стакан медленно погружают воду. Стакан сопротивляется. Подкрашенная вода не полностью заполняет стакан. Значит, в стакане что-то есть. Оно не позволяет заполнить воде весь стакан. Это – воздух.
Опыт 2. Зажав горлышко, начинаем закручивать «пустой» полиэтиленовый мешок. Оставшаяся часть не поддается скручиванию, она надувается. Значит, в мешочке есть воздух, он сопротивляется.
В:
- Вот мы и доказали, что вокруг нас существует воздух. Послушаем сейчас стихотворение про воздух.
Реб Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой! О чем это стихотворение?
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. А всегда ли он таким бывает в помещении чистым? Если воздух загрязнен, что в воздухе содержатся? (Микробы) (Ответы детей). А, что могут вызывать микробы? ( болезни, например, грипп.) Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, что бы микробов было меньше? (Ответы детей)
Во: (Убираем микробов) Проветрить комнату, вытереть пыль, вымыть полы влажной тряпкой, вот мы с вами и убрали микробов и теперь мы можем очистить белое поле! Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листьях вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов, фабрик и извержение вулканов. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, белое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человек будет улыбаться!
В: Ребята предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка «Журналисты-натуралисты»
Мы немножко отдохнем, Встать, ноги вместе, руки
Встанем, глубоко вздохнем. Через стороны вверх-вдох, опустить вниз – выдох.
Журналисты все гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали. Повороты головой влево, вправо.
Вверх на солнце посмотрели. Встать на носки, руки через стороны, поднять вверх.
И их лучики согрели. Посмотреть вверх.
А потом все дружно встали. Встать на носочках, руки на поясе.
Словно бабочки летали, Бег на месте, плавно машут руками.
Все мы журналисты Ходьба на месте.
Все - натуралисты. Ходьба на месте.
Хорошо мы погуляли. Дети проходя к столам.
И нисколько не устали. Молодцы! Садитесь.
Слайд 6
Теперь следующая страничка нашей газеты – это голубое поле.
2 журналист: Сейчас мы послушаем следующего журналиста. Ф.И.
2 Журналист: Я буду говорить об этомголубом фоне показывает). А вы должны догадаться, о чем пойдет речь, для этого мы с вами разгадаем ребусы.
Отгадываем 1 ребус.
В: Да, эта страничка о воде. Правильно.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода
В каких состояниях можно встретить воду в природе?
-------------------------
Для того, чтобы ответить правильно, мы с вами разгадаем ребусы. Итак, в каких состояниях можно встретить воду в природе? (отв детей) в жидком, твердом и газообразном.
Давайте подумаем, где больше всего воды? Вокеанебольше всего воды, а еще вода в морях, реках и ручьях.
Снег – это вода, облака – это вода. Для растений и животных всякая вода годится? В океанах и морях, какая вода ?соленая вода. Чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
- Значит, для чего нам нужна вода? (Ответы детей) для жизни.
Конечно, но это о чистой воде. Посмотрите на голубое поле, на нём пятна – это загрязнители. Грязной водой умываться можно? (нет). Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле и как? Чтобы наш человек улыбнулся. Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать? (Ответы детей)
Дети: Экономно расходовать и не оставлять краны открытыми. Беречь воду от загрязнения не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. (читают в презентации) (Ответы детей). Молодцы! Можем мы теперь убрать все пятна! Убираем.
Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое стало голубое поле – чистая вода! Молодцы!
3.А теперь следующая страничка нашей газеты.
Это зеленая страничка .
А кто мне скажет, что означает зеленый цвет на глобусе? (Отв.д.) суша( растения)
3 и 4 журналист: слово журналисту
Ф.И.
Слайд7
Я буду говорить об этом зеленом фоне показывает). Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Сейчас наш журналист прочтет стихотворение.
Слушаем.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг. Хорошо.
Ребята , о чем говориться в этом стихотворении. В стихотворении говорится, что человек природе друг.
Только всегда ли человек относится к природе как друг? (Ответы детей)
Переход к живой природе.
- Да ребята не всегда. Ради наживы человек вырубает незаконно леса, занимается браконьерством, уничтожая диких животных, птиц, рыб. Посмотрите на это поле, на нем черные круги, под каждым из них растения. Мы сможем убрать эти круги , если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Наверное, мы с вами должны вспомнить правила поведения в природе нам надо знать, чтобы растений и цветов было много кругом.
Давайте все дружно проговорим эти правила
Правила «Будь природе другом»!
1. Не обижайте лесных жителей.
2.Не ломайте ветки деревьев.
3. Не разоряйте птичьи гнезда.
4.Не разводите в лесу костры.
5. Не вырывайте грибы, цветы.
6. Не оставляйте мусор в лесу.
7. Не разоряйте муравейники.
8.Подкармливайте зимой птиц.
9.Любуйтесь природой, а не губите её.
Вы запомнили эти правила, тогда мы можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений). Давайте посмотрим, а что у нас находилось под черными кругами? Растения не только выделяют кислород, их листовая поверхность собирает много пыли, гари - как бы фильтрует воздух.
Деревья для лесных жителей являются домом, столовой.
Переходим к следующему журналисту
4 журналист: Ф.И. .
Я вам расскажу тоже о зеленом фоне, где живут животные.
Наша планета наполнена огромным количеством удивительных созданий.
(Журналист)
Мир животных интересен,
И загадками чудесен,
Как в природе, где живут,
Как идут или бегут.
Что едят, как добывают,
Тропы, где свои скрывают,
Интересные создания,
И источник для познаний! Ребята, о чем это стихотворение?
Мир животных — загадочный и очень интересный. Пятнистый, пушистый, рычащий. Они обитают везде: в земле, на её поверхности, в воде, в воздухе. Сохранить их - важная задача человечества, ведь животные являются неотъемлемой частью природы. Такой же важной частью, как и мы с вами.
В: В природе всё взаимосвязано. Бережно относясь к ней, охраняя окружающий мир, мы помогаем не только различным живым существам, мы также помогаем и себе. Может, порою, эта связь неочевидна, но она точно есть. Давайте сохраним мир, в котором мы живём!
А скажите мне какие у нас есть животные? (отв д) (дикие и домашние). Ребята, а почему домашних животных называют домашними?
Без человека они могут погибнуть: их кормит, поит, лечит человек. Заготавливает корм, строит жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.
• Почему диких животных называют дикими?
• Нужна ли диким животным забота человека? Почему?
Дикие животные (звери) – это животные, которые живут в лесу, они сами себе добывают пищу, но бывает так, что они остаются без добычи и голодными. Какой вывод мы можем с вами сделать? Что все звери нуждаются в заботе человека.
Лесники помогают диким животным , доставляют корм, сено.
Сейчас мы с вами проведем работу.
Раздать детям листки и ручки. Музыка
Ребята, «Здесь нарисованы зашумленные животные. Вы должны найти домашних и диких животных и выписать животных на листочке в столбик.
Молодцы, справились с заданием.
Вывешиваем на доску.
И так мы с вами говорили, про каких животных? (дом и диких). Все животные нуждаются в помощи людей?
Нуждаются в заботе человека.
Давайте сейчас мы с вами вспомним правила поведения в лесу.
не ловить ни каких животных,
Главное правило поведения в лесу
не пугать их,
не кричать в лесу,
не разорять птичьих гнезд.
не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Запомните эти правила. Запомнили? Давайте проговорим сейчас эти правила вместе. Молодцы!
И тогда мы с вами можем убрать черные треугольники. Давайте посмотрим. Лучше без них на зеленом поле? (отв д) Посмотрите ребята, какое красивое стало зеленое поле!
Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить, и не обо всех опасностях, которые угрожают природе. Но если мы будем знать правила поведения в природе, и соблюдать их, мы сможем сделать окружающий нас мир чище, краше и привлекательнее.
А сейчас, посмотрите на нашу газету, совсем другой вид у нашего человека. Человечек улыбается – ему хорошо. Ребята, а почему ему стало хорошо? Да , ребята, потому что мы с вами очистили нашу планету. Ему хорошо в чистом мире.
Вам понравилось занятие? Что вам понравилось на этом занятии? Какие чувства мы с вами пережили?