РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (вариант 2)
на 2022-2023 учебный год
4 класс
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 4 класс для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (вариант 2) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня:
Регионального уровня:
Школьного уровня:
Учебная программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с умственной отсталостью (вариант 2) учебного материала и особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, специфических отклонений в развитии.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью) в соответствии с их возможностями и темпом усвоения программного материала.
Обучающиеся ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия с взрослым.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Физическая недостаточность ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью устная речь (звучащая) отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, а также обучению использования альтернативных средств общения.
Цели и задачи изучения предмета
Цель формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» (образовательная область - "Язык и речевая практика") входит в обязательную часть учебного плана МКОУ «Ушьинская СОШ» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Количество часов в неделю - 2, количество часов в год - 68 (с учётом праздничных дней), исходя из 34 учебных недель. Часть учебных часов может быть вынесена на дистанционное обучение.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Коммуникация – 10 часов
ТБ. Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимание ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Раздел 2. Альтернативное чтение – 28 часов
«Чтение» телесных и мимических движений
Упражнения на движения мимической мускулатуры. Упражнения для губ и языка перед зеркалом. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...». «Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх-импровизациях.
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движения». Визуальные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри …, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...». Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки», «Животные», «Растения», «Школьные предметы», «Жилище человека» и др. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, природу, предметы бытовой техники: «Слушай и показывай на картинке». Нахождение игрушки по картинкам. Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок. Игровые ситуации по выбору двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Предметные и игровые действия с пиктограммами. Совместное с учащимися обыгрывание ситуаций, с использованием пантомимических и речевых средств.
«Аудиальное чтение»
Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Музыкально-дидактические игры и игровые упражнения с музыкальными игрушками. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти. Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий. Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг. Чтение учителем сказок, песенок, стихов. Проведение с учащимися театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Раздел 3. Графика и письмо – 30 часов
Упражнения для развития тонкой моторики рук
Упражнения на развитие произвольных движений. Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия, учащихся с предметами, игрушками. Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы. Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений. Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. Игры с пальчиками.
Рисуночное письмо
Практические упражнения с трафаретами. Совместно с учащимися составление узоров из готовых элементов с чередованием. Совместная с учащимися лепка из пластилина. Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания и по заданию. Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками. Рисование красками, используя приемы примакивания. Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем.
Жестово-образные игры
Совместные с учащимися игры-имитации. Бессловесные игры-имитации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. Совместное с учителем инсценирование фрагментов сказок. Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям.
Ритмические упражнения
Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах. Музыкально-ритмические игры. Совместные с учащимися дидактические музыкальные игры.
«Письменные упражнения»
«Письмо» точек пальцем. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем. «Письмо» точек. Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых и извилистых) с использованием различных техник. «Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных (создание клеток, ячеек на листе). «Письмо» горизонтальных линий по точкам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Коммуникация | 10 |
2 | Альтернативное чтение | 28 |
3 | Графика и письмо | 30 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. Коммуникация – 10 часов | ||||
1 | ТБ. Установление зрительного контакта с взрослым. | 1 | 05.09 | |
2 | Реагирование на собственное имя. | 1 | 07.09 | |
3 | Приветствие собеседника. | 1 | 12.09 | |
4 | Привлечение внимание ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. | 1 | 14.09 | |
5 | Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). | 1 | 19.09 | |
6 | Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения. | 1 | 21.09 | |
7 | Обращение с просьбой о помощи (звуком, жестом). | 1 | 26.09 | |
8 | Выражение согласия и несогласия (звуком, жестом). | 1 | 28.09 | |
9 | Выражение благодарности (звуком, жестом). | 1 | 03.10 | |
10 | Прощание с собеседником (звуком, жестом). | 1 | 05.10 | |
Раздел 2. Альтернативное чтение – 28 часов | ||||
11 | Упражнения для губ перед зеркалом. | 1 | 10.10 | |
12 | Упражнения для языка перед зеркалом. | 1 | 12.10 | |
13 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений. | 1 | 17.10 | |
14 | Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...». | 1 | 19.10 | |
15 | «Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх импровизациях. | 1 | 24.10 | |
16 | Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движения». | 1 | 26.10 | |
17 | Визуальные и аудиальные упражнения с предметами типа «Внимательно рассмотри …, слушай и показывай...». | 1 | 09.11 | |
18 | Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки». | 1 | 14.11 | |
19 | Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Животные», «Растения». | 1 | 16.11 | |
20 | Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Школьные предметы». | 1 | 21.11 | |
21 | Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Жилище человека». | 1 | 23.11 | |
22 | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок: «Слушай и показывай на картинке». | 1 | 28.11 | |
23 | Нахождение игрушки по картинкам. | 1 | 30.11 | |
24 | Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по характерным звукам (звучащие игрушки). | 1 | 05.12 | |
25 | Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, на ощупь. | 1 | 07.12 | |
26 | Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок. | 1 | 12.12 | |
27 | Игровые ситуации по выбору двух одинаковых пиктограмм среди ряда других | 1 | 14.12 | |
28 | Предметные и игровые действия с пиктограммами. | 1 | 19.12 | |
29 | Совместное с учащимися обыгрывание ситуаций, с использованием пантомимических и речевых средств. | 1 | 21.12 | |
30 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. | 1 | 26.12 | |
31 | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. | 1 | 28.12 | |
32 | Музыкально-дидактические игры и игровые упражнения с музыкальными игрушками. | 1 | 11.01 | |
33 | Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти. | 1 | 16.01 | |
34 | Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий. | 1 | 18.01 | |
35 | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг. | 1 | 23.01 | |
36 | Чтение учителем сказок. | 1 | 25.01 | |
37 | Чтение учителем песенок, стихов. | 1 | 30.01 | |
38 | Проведение с учащимися театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения. | 1 | 01.02 | |
Раздел 2. Графика и письмо – 30 часов | ||||
39 | Упражнения на развитие произвольных движений. | 1 | 06.02 | |
40 | Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия, учащихся с предметами, игрушками. | 1 | 08.02 | |
41 | Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы. | 1 | 13.02 | |
42 | Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений. | 1 | 15.02 | |
43 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. | 1 | 20.02 | |
44 | Игры с пальчиками. | 1 | 22.02 | |
45 | Практические упражнения с трафаретами. | 1 | 27.02 | |
46 | Совместно с учащимися составление узоров из готовых элементов с чередованием. | 1 | 01.03 | |
47 | Совместная с учащимися лепка из пластилина. | 1 | 06.03 | |
48 | Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания. | 1 | 08.03 | |
49 | Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом по заданию. | 1 | 13.03 | |
50 | Совместное с учениками рисование предметов округлой формы. | 1 | 15.03 | |
51 | Совместное с учащимися рисование человеческого жилья | 1 | 20.03 | |
52 | Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками. | 1 | 22.03 | |
53 | Рисование красками, используя приемы примакивания. | 1 | 03.04 | |
54 | Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем. | 1 | 05.04 | |
55 | Совместные с учащимися игры-имитации. | 1 | 10.04 | |
56 | Бессловесные игры-имитации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. | 1 | 12.04 | |
57 | Совместное с учителем инсценирование фрагментов сказок. | 1 | 17.04 | |
58 | Игровые упражнения на узнавание животных по их объемным и плоскостным моделям. | 1 | 19.04 | |
59 | Игровые упражнения на узнавание птиц по их объемным и плоскостным моделям. | 1 | 24.04 | |
60 | Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах. | 1 | 26.04 | |
61 | Музыкально-ритмические игры. | 1 | 01.05 | |
62 | Совместные с учащимися дидактические музыкальные игры. | 1 | 03.05 | |
63 | «Письмо» точек пальцем. | 1 | 08.05 | |
64 | «Письмо» точек: фломастерами, маркерами на листе бумаги. | 1 | 10.05 | |
65 | «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем. | 1 | 15.05 | |
66 | Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых и извилистых) с использованием различных техник. | 1 | 17.05 | |
67 | «Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных (создание клеток, ячеек на листе). | 1 | 22.05 | |
68 | «Письмо» горизонтальных линий по точкам. | 1 | 24.05 | |
Итого: | 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Графические средства для альтернативной коммуникации:
- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Предметные результаты
1. Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
2. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
4. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
5. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
6. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Базовые учебные действия:
1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию индивидуально с педагогом, специалистом:
- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного взаимодействия (техники базальной стимуляции);
- принятие ребенком физической помощи и подсказки со стороны педагога, специалиста.
2. Подготовка обучающихся к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принятие ситуации нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии с правилами поведения (соблюдение тишины, сохранение правильной позы в соответствии с выполняемым действием, ожидание своей очереди);
- принятие ребенком ситуации взаимодействия с одноклассниками (не уклоняется, когда к нему подходят дети, сам подходит к детям с целью взаимодействия, проявляет симпатию или антипатию к конкретным детям, принимает помощь от одноклассников, других детей);
3. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к др. в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Формы контроля освоения учебного предмета
Текущий контроль успеваемости обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью проводится без балльного оценивания. Промежуточный и итоговый контроль полученных знаний, умений и навыков – безотметочный. Осуществляется в форме наблюдения за деятельностью учеников. Уровень усвоения учебного материала определяется на основе анализа продуктивной деятельности учащихся, наблюдения за учебной и бытовой деятельностью. По результатам наблюдений, практических заданий, бесед вносятся данные в индивидуальную карту развития учащегося.