Технологическая карта занятия по экологии
(экспериментальная деятельность)
Ф.И.О. педагога: Архипова Юлия Евгеньевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема занятия: «Интересные опыты»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита.
Задачи занятия:
Образовательные: развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний.
Развивающие: развивать мыслительные операции, делать выводы, активизировать словарь детей; развивать доказательную речь.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: магнит
Планируемый результат занятия:у воспитанников сформируются элементарные представления о свойствах магнита, будут развиты исследовательские способности, мыслительные операции, интерес к познавательной деятельности
Предварительная работа: игры с магнитной доской, магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования.
Материалы и оборудование: магниты, металлические скрепки (шарики). Пластмассовые пуговицы, деревянные карандаши, кусочки ткани; лист бумаги а4.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно- мотивационный этап | Способствовать развитию интереса детей к предстоящей деятельности. Настроить детей на занятие | Ребята, подойдите все ко мне. Давайте с вами соберёмся в круг и подарим друг другу хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Молодцы! | Словесный (художественное слово) | Дети встают в круг, слушают педагога | Дети будут замотивированы и настроены на предстоящую деятельность |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Ввести детей в проблемную ситуацию, создание проблемной ситуации. | Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Маша, но она, почему то грустная. Давайте спросим ее, почему она такая грустная? Здравствуй Маша. Ты почему плачешь? Что у тебя случилось? Маша: Ах, как мне грустно! Я очень расстроена! Этот несносный мальчишка опять безобразничает. Воспитатель: О ком ты говоришь Маша? Кто опять безобразничает? Маша: Вы хорошо его знаете. Это деревянный мальчик с длинным носом. Воспитатель: Ребята, о ком говорит Маша? | Словесный (задаёт вопросы детям) | Дети слушают, отвечают на вопросы, принимают проблему О Буратино | Дети примут проблему, высказывают своё мнение |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Воспитатель: Чем же он тебя расстроил Маша? Мальвина: Буратино не хотел заниматься, разбросал все и убежал на улицу. Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нужно собрать? Мальвина: Скрепки. Но боюсь, у вас ничего не получится! Он рассыпал целую коробку, это очень много, а ребят мало! А вдруг вы не заметите скрепку и оставите лежать ее на полу. Это очень опасно, можно пораниться. Воспитатель: Не волнуйся Маша, мы с ребятами знаем один способ, который поможет нам быстро справиться с работой и собрать все скрепки до одной. Ребята, из какого материала сделаны скрепки? Воспитатель: Правильно, а теперь отгадайте загадку: Бывает маленьким, большим, Железо очень дружит с ним, С ним и незрячий непременно, Найдет иголку в стоге сена. Воспитатель: Молодцы вы отгадали загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему. | Словесный | Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы Из металла. Магнит | Дети знакомятся с материалом, с которым им предстоит сделать опыт | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Опыт№1 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита» Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола) Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту? Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет, мы можем тоже с помощью магнита. Опыт № 2 «Все ли притягивает?» (несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани) Воспитатель: какие предметы вы видите на столе? С помощью магнита можно проверить железный предмет или нет. Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать рассказ, почему магнит назвали магнитом? Воспитатель: По старинной легенде в давние времена на горе Ида, пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис, понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит". Воспитатель: Ребята, если мы накроем магнит, сверху бумажным листом будет ли он притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет? Воспитатель предлагает провести Опыт №3 «Действует ли магнит через бумагу?» К листу бумаги, поднятому над столом, снизу прикладывается магнит. На листе бумаги находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по листу бумаги. Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит тканью будет ли тогда он притягивать предметы? Опыт №4 «Действует ли магнит через ткань?» На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка. Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. | Словесный Наглядный Практический | Нет. Только металлические. Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету. В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет. Да. Дети делают вывод: магнит притягивает железные предметы через бумагу Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань. | ||
3 | Заключительный этап | Обобщить полученные детьми знания и умения анализировать в процессе рефлексии, совместной деятельности. Продолжать развивать связную грамматическую диалоговую речь | Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей гостье Маше, а заодно узнали очень много интересного. Давайте подведём итоги. Что же нового и интересного вы узнали на занятии? Кому мы помогали? А что делали? А с помощью чего мы это делали? Какие опыты проводили? Вам понравилось проводить опыты? Ещё будем проводить? | Словесный (беседа) | Отвечают на вопросы, выражают свое отношение к занятию | Выразят своё отношение к занятию, выразят эмоциональный отклик к данной деятельности |