Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Звуки [йa], [а]. Буква Я я.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Федоренко Е.Г.

Технологическая карта урока

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1.

Тема урока: «Звуки [й'а], ['а]. Буква Я я».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении звуков [й'а], ['а] и буквы Я я.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Учащиеся получат представление о звуках [й'а], ['а] и букве «я».

-Учащиеся научатся читать и выделять звуки [й'а], ['а] в слогах, словах, предложениях, тексте.

-Учащиеся получат возможность научиться: определять позицию звука в слове.

Метапредметные:

1. Познавательные:

Учащиеся научатся: с помощью учителя формулировать цель; сравнивать объекты; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; определять существенный признак для классификации; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; находить в предложенном источнике информацию.

2. Коммуникативные:

Учащиеся научатся: корректно и аргументированно высказывать свое мнение; соблюдать правила ведения диалога.

3. Регулятивные:

Учащиеся научатся: планировать действия по решению учебной задачи; корректировать свои учебные действия; осуществлять самоконтроль.

Личностные: поддерживать мотивацию к познанию и обучению; формировать основы российской гражданской идентичности; способность осуществлять самооценку.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник: Азбука Горецкий В.Г. 1 класс (1ч), раздаточный материал (карточки с заданиями, слоговые карточки), презентация.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютер.

Характеристика этапов урока

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Здравствуйте, ребята. Посмотрите н доску прочитайте пословицу:

-Азбука - ступенька к мудрости.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие шаги мы делаем с вами к открытию нового знания?

Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: азбука, пенал, карточки.

Приветствуют учителей.

Отвечают.

Проверяют готовность к уроку.

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Мотивация к познанию и обучению

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический(упражнение)

Ребята, скажите, чем отличаются звуки и буквы?

На какие группы делятся все звуки?

Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вам известны? Назовите их.

Посмотрите на экран. Буквы отправились на прогулку, а когда вернулись обратно к дому, то совсем забыли, на каком этаже живёт каждая из них.

Как вы считаете, на какие группы мы можем разделить буквы? Верно.

Значит, на верхнем этаже у нас живут гласные, которые обозначают твёрдость согласных, а на нижнем - мягкость.

Давайте вместе вернём буквы на нужные этажи. Какие буквы живут на верхнем этаже, а какие на нижнем? Молодцы!

Смотрите, к нам в гости пришла буква. Какая эта буква? Ребята, чем же она интересна?

Когда буква «е» обозначает два звука?

Как вы думаете, есть ли ещё такие интересные буквы, которые обозначают два звука? Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной такой буквой.

Здесь родился, здесь живёшь,

А уедешь вдруг – всплакнёшь,

Но останется солдат,

И врагу не будет рад.

Ребята, о каком месте идёт речь? Как называется наша Родина? Верно. Откройте, пожалуйста, учебник на 110 странице. Что мы видим? Скажите, территория какой страны изображена?

Что изображено на карте?

На каком транспорте можно путешествовать по нашей стране?

Какой город подписан? Почему?

Назовите цвета флага нашей страны.

Ребята, как вы считаете, почему многие авторы в своих произведениях называют нашу страну «могучей», «великой», «бескрайней»?

Составьте рассказ из нескольких предложений со словами «Россия, Родина, Москва, Земля» и расскажите его своему соседу по парте. Кто хочет рассказать всем?

Отвечают:

звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.

На гласные и согласные.

А, о, ы, и, е, у.

Которые обозначают мягкость и твёрдость предшествующего согласного.

Верхний этаж – а, о, ы, у.

Нижний этаж – и, е.

Буква «е». Она обозначает два звука.

В начале слова; после гласных; после Ь и Ъ.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

О Родине.

Россия.

Карту.

России.

Перечисляют.

Самолеты, автобусы, машины, корабли и т.д.)

Москва (столица России).

Белый, синий, красный.

Отвечают на вопрос.

Составляют рассказ, рассказывают.

К: соблюдать правила ведения диалога

П: определять существенный признак для классификации

К: соблюдать правила ведения диалога.

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

3. Выявление

места и

причины

затруднения.

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (проблемный вопрос)

Наглядный(демонстрация)

На 110 странице мы видим слово «Россия».

Что мы слышим и произносим?

Произнесите согласные звуки в слове «Россия».

Какими буквами, обозначены эти согласные звуки?

Произнесите гласные звуки в этом слове.

Какими буквами они обозначены?

Что интересного вы заметили?

Какие?

Какие звуки обозначает буква «я»?

Ребята, попробуйте назвать слова, в которых есть звуки [й'а].

Посмотрите на экран. Что вы видите? Верно. Ниже представлена слого-звуковая схема слова «якорь». Давайте её рассмотрим. Сколько слогов в слове? Сколько слияний? Посмотрите на первый слог-слияние. Сколько в нём звуков?

Какой буквой обозначены эти звуки?

Верно.

Ниже представлена слого-звуковая схема слова «мяч». Давайте её рассмотрим. Сколько слогов в слове? Сколько слияний? Посмотрите на слог-слияние. Сколько в нём звуков?

Сколько звуков в этом слове обозначает буква «я», которая стоит после согласной? Верно.

Давайте сделаем вывод. Какие звуки могут быть обозначены буквой «я»? Верно, буква у нас одна, а звуки может обозначать разные.

Ребята, определите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставим перед собой?

Звуки.

[р], [с'], [й'].

Эр, эс, я.

[а], [и], [а].

О, и, я.

Буква «я» обозначает два звука.

[й'а].

Согласный и гласный.

Якорь, мяч.

Два слога.

Два слияния.

Два звука.

Буквой «я».

Один слог.

Одно слияние.

Два звука.

Один звук.

Буква «я» может обозначать звуки [й'а] и звук ['а].

Тема: «Звуки [й'а], ['а]. Буква Я я».

Цель: познакомиться со звуками [й'а], ['а] и буквой Я я.

Определять позицию звука в слове.

К: соблюдать правила ведения диалога.

П: осуществлять анализ объектов.

П: осуществлять анализ объектов.

П: делать выводы.

П: с помощью учителя формулировать цель

Формирование основ российской гражданской идентичности

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный(беседа)
Наглядный (демонстрация)

- Давайте составим план действий на пути к открытию нового знания

План:

- соотнести звуки и букву;

- научиться читать и находить слова с новой буквой.

Р:

планировать действия по решению учебной задачи.

5.Реализация построенного проекта.

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)

Практический(упражнение)

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)
Практический(упражнение)

Наглядный(демонстрация)

Наглядный(демонстрация)

Прктический(упражнение)

Посмотрите на экран. Что изображено? Произнесите слово «яблоки». Сколько в нём слогов?

На какой слог падает ударение?

Назовите слоги-слияния в этом слове.

Какой первый слог? Он тоже состоит из слияния, но необычного. Само слияние согласного с гласным обозначено одной буквой. Что это за буква? Значит, какое слияние у нас получилось?

Сколько звуков в этом слоге?

Ребята, назовите первый звук.

Давайте с вами подумаем, какой это звук?

Каким цветом нужно обозначать этот звук в слого-звуковой схеме? Какой 2 звук?

Каким цветом нужно обозначать этот звук в слого-звуковой схеме?

Скажите, где стоит буква «я» в слове «яблоки»?

Значит, когда буква «я» обозначает два звука? Верно.

Составим слого-звуковую схему слова «яблоки». Давайте проверим, верно ли мы составили схему, посмотрев на 111 странице.

Ребята, какое дерево во фруктовом саду самое большое?

Произнесите слово «яблоня».

Сколько в нём слогов?

Какой слог ударный?

Назовите слияния.
Какой в этом слове первый слог? Произнесите его. Какой это слог?

Сколько звуков в этом слоге?

Буква «я» обозначает какие звуки?

Верно.

Какой в этом слове последний слог? Произнесите его. Какой это слог? Слияние твёрдого согласного с гласным или мягкого согласного с гласным?

Произнесите первый звук. Произнесите второй звук.

Какой буквой обозначен звук ['а]? Буква «а» нам не подходит, почему?

Какой же буквой обозначается звук ['а] после мягкого согласного? Верно.

Значит, ребята, сколько в этом слове букв «я»? Верно.

Посмотрите, ребята, какая эта буква

хитрая. Она может обозначать два звука, а может обозначать один звук и выполнять при этом дополнительную работу – указывать на мягкость предшествующего согласного.

Посмотрите в учебнике на странице 111 на букву «я». Как вы считаете, на что она похожа? Проведите пальчиком по этой букве.

Посмотрите, пожалуйста на экран. Где мы на иллюстрации можем увидеть букву «я»?

Ребята, у каждого из вас есть листочек в клеточку. Сейчас мы все вместе будем учиться писать печатную букву «я». Возьмите в руку ручку. Для начала посмотрите, как нужно писать букву «я», а затем выполните то же самое в своих листочках. Молодцы!

Найдите в учебнике слоги на 111 странице. Давайте их прочитаем.

Найдите слоги со звонкими согласными звуком.

А теперь внимательно посмотрите и найдите слог с глухим согласным.

Приведите примеры слов, в которых есть такие слоги.

Ребята, какую роль здесь выполняет буква «я»?

Скажите, как сделать так, чтобы буква «я» обозначала два звука в слоге? Приведите примеры слогов, которые у нас получатся.

Составьте слова с этими слогами.

Сейчас мы с вами немного поиграем. Ваша задача распределить слоги на две группы. Первая группа – слоги с мягким согласным звуком, вторая – слоги с твёрдым согласным звуком.

Давайте с вами сделаем вывод. Какую роль выполняет буква «я» в слогах ят, ял, ям? Молодцы!


Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнём. Следите за воздушными шариками, не отводя глаз.

Приступим к выполнению ещё одного, не менее интересного, задания. Нам нужно вставить пропущенные слоги так, чтобы получились слова.

Давайте сделаем вывод. Какую роль выполняет буква «я» в слогах мя, тя, ля?

А теперь найдите слова, которые обозначают имена.

Где стоит буква «я» в этих словах? Верно.

Значит, сколько звуков обозначает буква «я» в этих словах?

Давайте сделаем вывод. Когда буква «я» обозначает два звука?

Давайте с вами проверим, верно ли мы всё сказали. Сейчас я вам прочитаю правило мудрой совы. Верно ли мы всё сказали? Молодцы!

Ребята, вставайте со своих мест и немного с вами отдохнём.

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протяну.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснёт.

Яблоки.

Произносят.

Три: яб-ло-ки.

На первый.

Я, Ло и ки.

Яб.

Буква «я».

[й'а].

Три звука. (Слияние согласного с гласным и согласный звук [б])

[й].

Согласный, сонорный, мягкий (непарный).

Зелёным.

Звук [а].

Красным.

В начале слова.

Когда стоит в начале слова.

Составляют схему.

Проверяют составление схемы.

Яблоня.

Произносят.

Три слога.

Первый слог.

Я, ло, ня.

Яб.

Слог-слияние.

Три. (Слияние согласного с гласным и согласный звук [б])

[й'а].

Ня.

Слог-слияние.

Мягкого согласного с гласным.

[н'].

['а].

Потому что она обозначает твёрдость предшествующего согласного.

Буквой «я».

Две буквы «я».

Отвечают на вопрос. Проводят.

Отвечают на вопрос.

Прописывают печатную букву «я», опираясь на слайд.

Читают слоги.

Находят.

Вя, мя, дя, ля, ря.

Тя.

Приводят примеры.

Обозначает один гласный звук ['а] и мягкость предшествующего согласного.

Поменять буквы местами.

Ян, ят, ял, ям, яд и др. Составляют слова.

Выполняют задание у доски по очереди.

Буква «я» обозначает два звука.

Выполняют физминутку для глаз.

Выполняют задание у доски по очереди.

Обозначает один гласный звук ['а] и мягкость предшествующего согласного.

Зоя, Рая.

После гласных.

Два звука.

Буква «я» обозначает два звука, когда стоит после гласной и в начале слова.

Отвечают на вопрос.

Повторяют слова и движения за учителем.

Представление о звуках [й'а], ['а] и букве «я».

К: соблюдать правила ведения диалога.

П: осуществлять анализ объектов.

К: соблюдать правила ведения диалога.

П: самостоятельно создавать схемы.

П: осуществлять анализ объектов.

П:сравнивать объекты.

П: осуществлять анализ.

К: соблюдать правила ведения диалога.

П: осуществлять

анализ объектов.

П: осуществлять

анализ объектов;

Принимать и удерживать учебную задачу

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)

Практический(упражнение)

Обратимся к тексту на 111 странице. Сейчас я вам его прочитаю.

Ребята, о чём говорится в тексте?

Что посадили у дома?

Что вырастет в саду?

Кто будет рад сливам и яблокам? Зачитайте предложение.

Ребята, назовите слова из текста, в которых есть буква «я».

На какие две группы можно разделить данные слова?

Когда буква «я» обозначает два звука?

Назовите слово, в котором буква «я» обозначает один звук.

Назовите слова, в которых буква «я» обозначает два звука.

Про Россию.

У дома посадили сад.

В саду вырастут сливы и яблони.

Зачитывают.

Земля, Россия, яблони.

1 – буква «я» обозначает один звук ['а] и мягкость предшествующего согласного;

2 – буква «я» обозначает два звука.

Когда стоит в начале слова и после гласной.

Земля.

Россия, яблони.

Читать и выделять звуки [й'а], ['а] в слогах, словах, предложениях, тексте.

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

П: осуществлять анализ объектов.

Мотивация к познанию и обучению

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный(беседа)
Практический(упражнение)

Наглядный(демонстрация)

Сейчас мы выполним самостоятельную работу по карточкам (1 вариант – 71 карточка, 2 вариант – 72 карточка).

Послушайте задание. Что нам нужно сделать в первом задании? Верно.

Послушайте задание. Что нам нужно сделать во втором задании? Верно. Приступайте к выполнению.

Возьмите в руки карандаш и самостоятельно проверьте работу, опираясь на слайд. Оцените работу знаком «+» или «-». Молодцы.

Найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

Найти в таблице слова и обозначить их.

Проверка и исправление работы. Оценивают.

П: осуществлять анализ объектов.

Р:

корректировать свои учебные действия.

Способность осуществлять самооценку

8.Включение в систему знаний и повторений.

Словесный(беседа)

Практический (упражнение)

Наглядный(демонстрация)
Практический(упражнение)

Объясним значение пословиц на 110 странице. Прочитаем первую пословицу. Что она обозначает?

Прочитаем вторую пословицу. Что она обозначает?

Прочитаем третью пословицу. Что она обозначает?

Прочитайте пословицу, в которой есть слова с буквой «я».

Назовите слова, в которых есть буква «я».

Сколько звуков обозначает буква «я» в слове «всякому»? Почему?

Сколько звуков обозначает буква «я» в слове «своя»? Почему?

Почему в слове «своя» звуков больше, чем букв?

Ребята, скажите, какая пословица вам больше всего понравилась?

Сейчас я вам предлагаю составить кластер. Что нам известно о букве «я»?

Издавна русский народ славился трудолюбием.

Человек должен жить с пользой для своей Родины.

Каждый любит то место, где он родился и вырос.

«Всякому мила своя сторона».

Всякому, своя.

Буква «я» обозначает один звук ['а]. Потому что стоит после согласного.

Буква «я» обозначает два звука [й'а]. Потому что стоит после гласной.

Отвечают на вопрос.

Составляют кластер.

Читать и выделять звуки [й'а], ['а] в словах, предложениях.

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

П: находить в предложенном источнике информацию.

П: осуществлять анализ объектов.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает? Важно ли нам было познакомиться с этой темой?

Обратите внимание на экран. Продолжите фразу:

• Сегодня на уроке мне понравилось…

• У меня вызвало затруднение… • Сегодня на уроке мне не понравилось…

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы.

Оценивают собственную деятельность на уроке. Заканчивают предложения.

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Р: формирование самоконтроля

Способность осуществлять самооценку

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области