Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Уляновска

«Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Автор: Борисова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 30

им. Железной Дивизи»

2023 г.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...3

Этапы исследовательской деятельности………………………………………...4

Структура управления исследовательской деятельностью

младших школьников……………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………………...7

Список литературы………………………………………………………………..8

Приложения…………………………………………………………………….…9

Методические рекомендации

Введение

Дорога к истине берет начало

Из детства светлого,

Где ум пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало

Препятствий и, конечно же, ошибок,

Но увлеченно детские головки

Склоняются над пестрыми томами.

Пусть первые шаги еще неловки,

Но учатся они их делать сами.

Дети рождаются исследователями, они от природы любознательны. Не зря взрослые называют детей «почемучками». Они задают огромное количество вопросов мамам и папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям детского сада, позже учителям. Это говорит и свидетельствует о росте их интеллекта, развитии умений наблюдать, сравнивать и т. д. А взрослые, конечно же, должны на эти вопросы отвечать. Иначе ребёнок начинает придумывать свои варианты ответов или искать их в другом месте. То, что он узнает от других (как правило, тоже детей) или додумывает самостоятельно, далеко не всегда соответствует действительности, искажает его представление о реальном положении вещей.

Когда ребёнок становится школьником, он учится читать, самостоятельно добывать информацию из учебников, книг, интернета. На этом этапе важно не просто давать ответы на интересующие детей вопросы, но учить детей думать, рассуждать, самостоятельно находить ответы на вопросы из различных источников информации, сравнивать и анализировать. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы школа не только знакомила школьников с имеющимися достижениями человечества, но и учила создавать новое.

Как развить у ребёнка способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?

Эти вопросы актуальны, и решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.

Данные методические рекомендации окажут помощь педагогам в организации исследовательской деятельности младших школьников, вооружат их алгоритмом подготовки и проведения исследования.

Этапы исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность - эффективное средство развития мышления, так как позволяет на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить обобщения и восхождение «от частного к общему» («теория учебной деятельности и ее субъекта» В. В. Давыдова).

Организация исследовательской деятельности младших школьников предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. (Приложение 1)

Подготовительный этап включает в себя выбор темы, определение цели, построение гипотезы, формирование задач, определение методов, планирование исследовательской деятельности.

Основной этап предполагает сбор информации, анализ собранных материалов, сопоставление фактов, определение практического применения результатов исследования.

Заключительный этап - оформление результатов, формулировка выводов и рекомендаций, защита работы.

Структура управления исследовательской деятельностью младших школьников

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Рассмотрим структуру управления исследовательской деятельностью на примере исследовательской работы ученика начальных классов «Это вам не в бирюльки играть»

Шаг первый - выбор темы.

Как помочь ребёнку выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.

В обсуждении тем принимают участие юный исследователь, учитель, родители. Темы могут предложить все участники обсуждения. Выбор пал на тему, связанную с игрой, так как она для ребёнка показалась наиболее интересной.

Шаг второй – определить цель исследования, сформулировать задачи.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Это очень непростая задача для ребёнка. Помощь учителя очень важна на этом этапе. При помощи наводящих вопросов педагога «Почему эта темя тебе интересна?», «Что ты хочешь узнать, понять?» и т.д. вырабатывается цель исследования. В результате беседы формулируется цель работы « Познакомиться с народными играми Симбирского края, выяснить их особенности и правила». Исходя из цели исследования, формулируются задачи.

Очень важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

Шаг третий - выработка гипотезы.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно.

Автор работы «Это вам не в бирюльки играть» предположил, что игры появились для развлечения детей.

Шаг четвёртый - поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родителей).

Поиск путей решения состоит из следующих моментов:

Для этого исследователю нужно ответить на вопрос «Что и как я буду делать?» Учитель направляет исследователя в поисковой работе.

Задача исследователя - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом исследования, собрать всю информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Для этого существует много способов добычи информации - «методов исследования».

Для исследовательской работы «Это вам не в бирюльки играть» были выбраны следующие способы добычи информации:

- опрос;

- анкетирование;

- поиск информации в книгах, справочниках, энциклопедиях, словарях;

- поиск информации в интернете;

- беседа;

- самостоятельные размышления;

- посещение музея, библиотеки.

Одной из важнейших задач исследовательской деятельности школьников является не только мотивация к такой работе самого исследователя, но и других учащихся через вовлечение их в творческий процесс, вызвать интерес к такой деятельности. Решить такую задачу можно, если познакомить одноклассников с русскими народными играми Симбирского края, провести мастер – класс по изготовлению инвентаря для игр, опробовать его на переменах, создать альбом – сборник народных игр, использовать эти игры на переменах, на прогулке, во время общения с друзьями.(Приложение 2,3)

Шаг пятый - формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

Исследователь данной работы сделал вывод, что его гипотеза подтвердилась частично.

Шаг шестой - представление результатов исследовательской деятельности.


Оформление папки исследователя, создание презентации, изготовление образцов инвентаря для игр, альбома – сборника русских народных игр.

Шаг седьмой – это защита.

Выступление на школьной конференции научного общества «Эрудит».

Участие в конкурсах исследовательских работ.

Заключение

Исследовательская работа обогащает социальный опыт ребёнка в труде, в творчестве, в общении. Она содействует углублению и актуализации знаний, развитию способности искать новое, неизведанное, делать открытия.

В современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы в самых разных сферах. В наше время исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Подготовить ребёнка к исследовательской деятельности становится важной задачей современного образования.

Литература

Приложение 1

Этапы исследовательской деятельности

Приложение 2

Использование результатов исследования

Приложение 3

Использование результатов исследования

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области