Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы воспроизводства кадров профессиональных пианистов-концертмейстеров по классу хора и вокала в условиях современных профессиональных требований

В рамках доклада исследуется влияние преемственности и традиций в концертмейстерском искусстве и предлагаются возможные пути решения проблемы недостаточной кадровой оснащенности школ искусств.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема доклада:

Проблемы воспроизводства кадров профессиональных пианистов-концертмейстеров по классу хора и вокала в условиях современных профессиональных требований

а) Отражение русской пианистической традиции в искусстве аккомпанемента.

Согласно мнению многих авторитетных музыкантов, искусство аккомпанемента, особенно в последние десятилетия по своей значимости не уступает сольному исполнительству. Доказательством этому служит так же то, что многие известные музыканты, прославившиеся как солисты-исполнители и дирижеры, всё чаще проявляют себя в роли концертмейстеров (в ХХ веке это С.Рахманинов, С.Рихтер, М.Ростропович, М.Плетнев, Е.Светланов, а уже в наше время - Н. Луганский, Д. Мацуев, Е.Мечетина и др.). Поэтому традиции и принципы русской пианистической школы естественным образом распространяются и на ансамблевое исполнительство – необходимость соответствовать высокой планке музыкантов-художников, мастеров аккомпанемента, поднятой в первую очередь нашими русскими музыкантами, заставляет нас, современных концертмейстеров, стремиться к постоянному совершенствованию качества работы в классе, повышению своего исполнительского уровня.

Главными требованиями к музыканту-исполнителю, в том числе и к концертмейстеру русской фортепианной школы еще с XIX века являются:

- строгое следование авторскому тексту произведений;

- работа над техникой должна быть неразрывна с работой над образом произведения;

- глубокая содержательность исполнения;

- внимание к интонационному богатству музыки;

- «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Следование высоким образцам и традициям заставляет задумываться о важности сохранения и дальнейшей передачи всех достижений русской и западной исполнительских школ академического направления в процессе внедрения и поиска современных методов обучения и воспитания начинающих концертмейстеров. Увы, со временем уходит в прошлое целая эпоха и уходят представители старой советской школы, легенды исполнительского мастерства, профессора консерваторий, поистине легендарные личности, оставившие в наследие грядущим поколениям музыкантов, своих учеников и последователей ценнейшие образцы своего опыта, поэтому пока еще эти люди не стали только лишь воспоминанием, нам есть у кого учиться и перенимать традиции; нужно посещать концерты, мастер-классы, лекции, чтобы вживую проникнуться той неповторимой атмосферой. Конечно, к счастью в наше время сохраняются концерты и лекции, снятые на видео, любой интересующийся музыкант из самых дальних уголков нашей страны может ознакомиться с материалами в интернете, но живого общения с людьми, составляющими золотой фонд отечественного исполнительства и педагогики это не может заменить.

Необходимо сохранять в библиотеках уникальную методическую литературу, которая редко переиздаётся, посвященную секретам исполнительского и, в частности, концертмейстерского мастерства. Сейчас всё больше крупных библиотек задумываются о переведении в цифровой формат своих фондов, например, одни из самых больших хранилищ редких изданий - Ленинская библиотека в Москве и библиотека при Московской государственной консерватории много делают для создания и распространения электронных копий нот и книг.

Очень важным шагом по сохранению и передаче традиций исполнительства также является разрабатываемая в последние годы система наставничества. Особенно необходим охват данной программой выпускников средних и высших учебных заведений, даже уже в процессе обучения видится целесообразным внедрение большей связи с местами будущего трудоустройства выпускников для ориентации на практическое освоение профессии.

б) О проблемах воспроизводства, воссоздания кадров профессиональных музыкантов-концертмейстеров, а также влияние ротации выпускников ВУЗов на уровень и качество музыкального образования на перифирии.

Предыдущий вопрос и подробное рассмотрение его проблематики подводит нас к другой, вытекающей из этого проблеме современной системы обучения в сфере музыкальной культуры – острой нехватке квалифицированных кадров среди концертмейстеров, в ДШИ и ССУЗах, особенно в малых городах и сельских школах.

Причинами данной проблемы, согласно социологическим исследованиям, являются следующие факторы:

Если рассматривать вопрос поверхностно, возникает иллюзия того, что ССУЗы и ВУЗы выпускают каждый год достаточно много специалистов и этого количества должно хватать даже с избытком для обеспечения высококвалифицированными кадрами всех учебных заведений более низкого ранга в регионах. Реальная картина на местах совершенно другая. Для примера приведу цифры своего выпускного курса КГК им.Жиганова, факультет фортепиано, 2003г. Из 24 человек, в 1998 году поступивших на 1й курс, по окончании вернулись работать по специальности концертмейстер в свои города или поехали в другие регионы, города с небольшим количеством населения, только 5 человек. Остальные либо уехали за рубеж, в крупные города (в том числе остались после окончания КГК в Казани), либо освоили другие специальности, не связанные с музыкой и работают именно по ним, либо работают только преподавателями, но не концертмейстерами.

Программа распределения после выпуска выпускников ВУЗов, как это было раньше, к сожалению, на данный момент уже не решает проблему восполнения - нет закрепляемости кадров на местах, даже если выпускник отрабатывает положенные три года распределения, потом увольняется и уезжает в поисках лучших условий. Поэтому решение проблемы как раз в том, чтобы развивать систему поддержки молодых специалистов на местах, а также более активное включение выпускников в программы целевого обучения, когда на уже существующее рабочее место целенаправленно обучается будущий специалист именно по тем параметрам, которые ему будут нужны в контексте его направления работы. Также возможно, необходимо введение большего охвата системы грантов на обучение, что во-первых, привлекло бы больше соискателей рабочих мест, а во-вторых, упростило бы процедуру поступления в ВУЗы для абитуриентов.

Нужно также не обходить вниманием то обстоятельство, что со временем если выпускники ВУЗов не возвращаются работать на периферию, это может грозить снижением уровня музыкального образования в целом по стране, так как одно дело, когда молодой специалист, выпускник столичного вуза, учившийся у лучших преподавателей, слышавший великолепных исполнителей мирового уровня в крупных концертных залах и т.д. не оседает там же в столице или уезжает за рубеж, а приносит весь свой культурный опыт в регионы; другой вопрос, если учебные заведения на местах только воспроизводят сами себя, без притока свежих тенденций в образовании – цикличность системы в области культуры не всегда является благом, это может приводить к застою, а со временем и к деградации.

К сожалению, достаточно часто возникает ситуация, что выпускники точно не представляют себе сущность будущей специальности. Концертмейстерская подготовка зачастую – не всегда реальная практика на местах будущей работы, студентов больше готовят как солистов-исполнителей, много часов отдавая занятиям по специальности, в результате меньше уделяя внимания разносторонней концертмейстерской работе. Насущно назрела необходимость пересмотра учебных программ, расширение изучаемого студентами ССУЗов и ВУЗов репертуара за счет введения большего количества хоровых произведений, изучения особенностей работы с аккомпанементом для инструментов народного оркестра и различных видов духовых инструментов (так как зачастую изучаемый репертуар ограничивается вокальной музыкой, и инструментальными пьесами для скрипки, флейты и очень небольшого набора других инструментов, а на реальном месте работы выпускник сталкивается с тем, что он не готов на практике работать с репертуаром для других инструментов), и концертмейстерская практика во время обучения в реальных ДШИ, с учениками-инструменталистами, с детскими хоровыми коллективами и ансамблями.

а) Сложная эпидемиологическая ситуация 2019-2020г. очень сильно заставила переосмыслить значение концертных выступлений и их роль в процессе обучения музыкантов-исполнителей, независимо от их специализации и уровня обучения. Одной из ведущих на тот момент форм выступления в условиях самоизоляции стали онлайн-концерты и конкурсы. Конечно, опыт записи на видео концертного выступления имеет свои плюсы, но нельзя забывать о том, что сделать подобный формат исполнительской деятельности основным на длительный период времени ведет к утрате многих навыков, необходимых для всестороннего развития музыканта. Это в первую очередь, отсутствие у учеников ДШИ, студентов ССУЗов и ВУЗов, а также взрослых исполнителей в течение нескольких лет реальной сценической практики. Не секрет, что публичные выступления это своеобразная «проверка на прочность» мастерства исполнителя – нужно научиться вести себя на сцене, чувствовать акустику зала, уметь удерживать внимание аудитории, и, наконец, справляться с собственным волнением. Все эти сложные навыки формируются не за одно-два выступления, а складываются иногда годами накопления опыта исполнительской практики. И, к сожалению, многие были лишены такой возможности в течение почти двух лет. Последствия этого нам предстоит преодолевать еще достаточно длительное время.

б) Вместе с этим, онлайн-концерты привели к значительной потере слушательской аудитории (не секрет, что не все эти концерты действительно слушают), и, хотя как только появился доступ к организации массовых мероприятий, люди ощутили потребность в посещении «живых» концертов, и заполняют концертные залы, но наблюдается утрата культуры слушания (даже успело подрасти поколение, которое вообще не имеет представления как это – сидеть и слушать музыку, сидя в зале, а не в интернете и не в наушниках из телефона). Удерживать внимание аудитории исполнителям стало сложнее – во-первых, формирование у слушателей нового поколения так называемого «клипового мышления», когда внимание удерживается только на небольшие промежутки времени, во-вторых, современная публика, пресыщенная различными шоу, яркими видео из интернета и в целом, переизбытком информации, очень эмоционально инертна и чтобы вызвать отклик, привычных форм выразительности зачастую оказывается недостаточно, в-третьих, само формирование музыкального вкуса в современном обществе практически никак не регулируется, можно даже сказать, регулируется со знаком «минус», поэтому музыкантам академического направления, которые исполняют музыку, для осознанного восприятия которой необходима хотя бы минимальная подготовка, приходится преодолевать образовавшийся «культурный барьер» между ними и слушателями.

в) Особенно сильно по уровню подготовки учащихся-музыкантов и работе концертмейстеров по классу вокала, хора, различных инструментальных направлений ударило отсутствие занятия в ансамбле в режиме реального времени. Если обучение с применением дистанционных технологий в предметах общеобразовательного и теоретического цикла ещё как-то не так сильно пострадало, всё-таки, при всех сложностях, в формате онлайн-лекции, учебную информацию донести до учащихся возможно. Но те дисциплины, которые напрямую связаны с ансамблевой работой оказались просто лишены смысла – особенно хор и различные ансамбли, которые невозможно научить петь или играть вместе, когда каждый участник сидит у себя дома перед экраном. Работа концертмейстера также лишается своей истинной сущности – сопровождение и поддержка исполнения солиста или творческого коллектива и сводится к отдельной записи аккомпанемента для индивидуальной работы учащихся дома.

г) Ну и самая удручающая тенденция нескольких последних лет - разрушение творческих связей междугородных и международных, сначала из-за эпидемиологических ограничений опять-таки переход в онлайн-формат многих конкурсов и мастер-классов, невозможность достаточно длительное время творческих поездок исполнителей и коллективов, финансовые потери из-за отмены массовых мероприятий и гастролей, а в последнее время - также влияние сложной международной обстановки в мире и ограничение выезда за границу.

3. Преодоление конфликта между природной одаренностью учащихся и профессиональной технологической оснащенностью.

Школа профессионального мастерства требует огромного количества каждодневной работы, немыслимой в контексте существующих программ общеобразовательных школ. А поскольку исполнительская, культурная база будущего исполнителя-концертмейстера закладывается с раннего возраста в музыкальной школе, то зачастую даже при большой природной одаренности недостаток в количестве ежедневных занятий снижает уровень подготовки, тормозя темпы музыкального развития учащегося. Для вдумчивой, кропотливой работы в напряженном графике перегруженного количеством различных задач ребенка, элементарно нет времени, а иногда и сил.

Большие объёмы осваиваемой информации в общеобразовательных школах, натаскивание на подготовку к ЕГЭ и ГИА, незаинтересованность родителей в общей массе – репетиторов нанимают для английского, физики, химии и т.д., но не готовят домашние задания для музыкальной школы и по специальности, и по теоретическим предметам, считая, что достаточно того, что ребенок выучивает во время занятия с педагогом – всё это не способствует формированию целостной личности музыканта-исполнителя. Не берём для сравнения ЦМШ при Московской консерватории, там несколько иная мотивация к занятиям и у учащихся, и у их родителей, но в большинстве обычных ДШИ даже в Москве сталкиваются с отсутствием подготовки к занятиям у учащихся и низкий уровень заинтересованности.

Спецшколы, в которых музыкальные дисциплины равномерно распределены с общеобразовательными, есть, к сожалению, только в крупных городах. Переход на индивидуальные программы обучения или домашнее обучение проблемы не решает, потому что современные условия жизни и работы требуют всесторонних умений. Решение видится в равномерном распределении заданий в общеобразовательном цикле и учете в составлении учебных программ времени на реализацию программ дополнительного образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области