Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка.

Кирпичева Елена Викторовна,

к.фил.н.,доцент

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный

университет»

г.Мичуринск, Россия

titdino1@mail.ru

Карташова Ирина Александровна

обучающийся

Аннотация: сегодня проблема развития памяти у детей среднего школьного возраста имеет практическое и социальное значение. К сожалению, в школьном образовании недостаточно внимания уделяется формированию у детей младшего школьного возраста адекватных и рациональных приемов и методов запоминания. Без специальной, целенаправленной работы приемы запоминания формируются стихийно и часто оказываются непродуктивными. Учителя знакомы с различными методами и приемами развития познавательных процессов, но у них не всегда есть возможность целенаправленно обучать детей этим приемам.

Ключевые слова: память, младшие школьники, методы, русский язык, картинки.

Techniques for developing the memory of younger schoolchildren in Russian language lessons.

Kirpicheva Elena Viktorovna,

PhD, Associate Professor

Michurinsk State Agrarian University,

Michurinsk, Russia

titdino1@mail.ru

Kartashova Irina Aleksandrovna

student

Abstract: today, the problem of memory development in children of secondary school age has practical and social significance. Unfortunately, in school education, insufficient attention is paid to the formation of adequate and rational memorization techniques and methods in primary school children. Without special, purposeful work, memorization techniques are formed spontaneously and often turn out to be unproductive. Teachers are familiar with various methods and techniques for the development of cognitive processes, but they do not always have the opportunity to purposefully teach children these techniques.

Keywords: memory, primary school students, methods, Russian language, pictures.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка является важной задачей для учителя. Вот несколько эффективных методов, которые помогут достичь этой цели:

1. Использование визуальных подсказок в развитии памяти у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка может быть очень полезным и эффективным подходом. Визуальные подсказки помогают детям лучше запоминать и усваивать информацию, а также развивать воображение и креативное мышление.

Одним из способов использования визуальных подсказок может быть использование иллюстраций или картинок, которые помогают наглядно представить объект или понятие, которое изучается на уроке.

Например, при изучении существительного "дерево", можно показывать детям картинку с изображением дерева, чтобы они лучше запомнили это слово. При изучении глагола "бежать" можно использовать картинку, на которой изображен бегущий человек.

Другим способом использования визуальных подсказок может быть использование карточек с изображениями слов или предложений. При этом детям предлагается посмотреть на картинку и запомнить слово или предложение, которое соответствует этой картинке. Это помогает развивать ассоциативное мышление и связывать визуальные образы с соответствующей лексикой.

Также можно использовать визуальные подсказки в игровой форме. Например, можно предложить детям собрать пазл из картинок со словами или предложениями, которые они изучают на уроке. Такая активность помогает развивать мелкую моторику рук и визуальное восприятие.

Использование визуальных подсказок на уроках русского языка помогает создать интересные и занимательные занятия, которые способствуют развитию памяти детей младшего школьного возраста.

2. Повторение и закрепление в развитии памяти – важный аспект обучения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. Регулярные повторения позволяют укрепить уже полученные знания и навыки, а также облегчают запоминание новой информации.

Одним из методов повторения и закрепления является систематическое использование разнообразных упражнений на запоминание. Например, можно применять упражнения на повторение слов, словосочетаний, предложений и текстов. Это могут быть различные диктанты, составление предложений из заданных слов, повторение стихотворений и т.д.

Также важно использовать игровые элементы в процессе повторения и закрепления. Дети лучше запоминают материал, когда он представлен в игровой форме. Например, можно провести игру "Загадки", где детям нужно отгадать слово по подсказке, или игру "Угадай слово", где детям нужно по определению угадать слово из предложенных вариантов.

Кроме того, использование визуальных средств также позволяет лучше запомнить информацию. Например, можно использовать иллюстрации, схемы или таблицы, чтобы визуализировать изучаемый материал.

Важно помнить, что повторение и закрепление должны быть регулярными и осуществляться на протяжении всего учебного года. Постепенно повышайте сложность материала и добавляйте новые элементы, чтобы ученики не заскучали и были заинтересованы в процессе.

Таким образом, повторение и закрепление в развитии памяти у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка являются необходимыми для эффективного усвоения и укрепления знаний и навыков. Использование разнообразных упражнений, игровых форматов и визуальных средств помогает сделать процесс более интересным и эффективным.

3. На уроках русского языка в младшей школе можно проводить игры и тренировки, которые развивают память у детей. Вот несколько примеров:

а) Игра "Ассоциации". Дети должны называть слова, связанные с предложенным словом. Например, если задано слово "дождь", дети могут назвать слова "зонтик", "лужа", "мокрый" и т.д.

б) "Цепочки слов". Дети сначала называют любое слово на заданную букву, а следующий игрок должен продолжить цепочку слов, используя последнюю букву предыдущего слова. Например, дети могут начать с слова "дом", а затем продолжить цепочку так: "мышка - апельсин - носок и т.д.

в) Тренировка "Повторение слов". Учитель называет несколько слов, а дети должны вспомнить и повторить их через некоторое время. При этом можно усложнить задание, добавляя новые слова после каждого повторения.

г) Игра "Карточки с картинками". На уроке можно использовать карточки с различными картинками и попросить детей запомнить их в течение некоторого времени. Затем картинки скрываются, и дети должны вспомнить, какие изображения были на карточках.

д) Игра "Загадки". Учитель предлагает детям загадки, связанные с уроком русского языка. Дети должны вспомнить правила, понять смысл загадки и назвать правильный ответ.

Такие игры и тренировки помогут развивать память у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и сделают занятия более интересными и эффективными.

4. Мнемонические устройства — это способы запоминания и упорядочивания информации с использованием ассоциаций, аналогий, визуализации и других приемов.

На уроках русского языка детям младшего школьного возраста можно использовать следующие мнемонические устройства:

а) Ассоциации с предметами: помощью ассоциаций можно запомнить написание и произношение слов. Например, если учись слово "кот", можно представить, как кот играет с клубком ниток. Это поможет ребенку запомнить буквы, их последовательность и произношение.

б) Визуализация: детям легче запоминать информацию, если они могут представить ее в виде образов или картинок. Например, для запоминания правильного написания слова "собака" можно представить картинку с собакой.

в) Алфавитные ассоциации: можно использовать ассоциации со звуками и буквами алфавита. Например, для запоминания буквы "Ж" можно представить, что это змея, которая двигается в зигзаге.

г) Рифмовка и звукоподражание: рифмы и игры со звуками помогают запоминать слова и правила русского языка. Например, для запоминания формы слова "кот" во множественном числе можно использовать фразу "коты - хоть боты".

д) Ассоциации с известными понятиями: связывание нового материала с уже известными понятиями облегчает его запоминание. Например, для запоминания значения слова "дружба" можно использовать примеры историй или фильмов, где показывается, что такое настоящая дружба.

Эти приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и запоминающимися для детей младшего школьного возраста, а также помогают развивать их память и творческое мышление.

5. Использование множественных каналов восприятия в развитии памяти у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка является эффективным подходом.

Во-первых, дети различными способами организуют и запоминают информацию. Некоторые лучше запоминают, когда слышат информацию, другие - когда видят, третьи - когда ощущают или двигаются. Поэтому предоставление информации через разные каналы восприятия, такие как зрительный, слуховой, тактильный, двигательный и т. д., обеспечивает активность всех органов чувств и позволяет каждому ребенку получить информацию в той форме, которая ему наиболее удобна.

Во-вторых, множественные каналы восприятия позволяют создать разнообразные и интересные уроки, которые мотивируют детей к активному участию и помогают им запоминать больше информации. Например, при изучении новых слов ребенку можно показывать картинки, произносить слова вслух, просить его повторять слова вслух, а также показывать движения, связанные с этими словами.

Кроме того, использование множественных каналов восприятия помогает развить у детей ассоциативное мышление и связать новую информацию с уже известной. Дети могут визуализировать информацию, создавать ассоциации с определенным звуком или движением, что способствует лучшему запоминанию и переносу знаний в память

Таким образом, использование множественных каналов восприятия на уроках русского языка позволяет детям младшего школьного возраста активно воспринимать информацию, развивать память и лучше запоминать учебный материал. Это способствует повышению эффективности обучения и формированию у детей навыков самостоятельного усвоения знаний.

6. Использование ассоциаций с картинками или предметами. Детям легче запоминать информацию, если она связана с конкретным образом или предметом. Например, при изучении новых слов можно показывать картинки, связанные с этими словами, или использовать предметы, например, игрушки или предметы из класса.

7. Организация информации: хорошая организация информации помогает детям сохранить ее в памяти. Учитель может разбивать уроки на последовательные блоки или использовать систематические таблицы и диаграммы для визуализации информации.

8. Постепенное усложнение задач: необходимо постепенно увеличивать сложность задач и материала, чтобы развивать и укреплять память детей. Начинать с простых заданий и постепенно усложнять их, применяя новые правила и концепции.

Важно помнить, что каждый ребенок имеет свои особенности и способности к запоминанию информации. Поэтому учителю стоит находить индивидуальный подход к каждому ученику и использовать разнообразные методы для развития и укрепления их памяти.

Эксперимент по изучению уровня развития памяти на уроках русского языка у младших школьников на базе МБОУ Гимназии г. Мичуринска Тамбовской области.

В эксперименте участвовали дети младшего школьного возраста

Список испытуемых:

Мы провели методику «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников на уроках русского языка. Детям был дан ряд слов, которые они должны были запомнить. В первом ряду слов существует смысловая логика, а во втором она отсутствует

1 ряд слов:

кукла – играть

курица – яйцо

ножницы – резать

лошадь – сани

книга – учитель

бабочка – муха

снег – зима

лампа – вечер

щетка – зубы

корова – молоко

2 ряд слов:

жук – кресло

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

ботинки – самовар

спичка – графин

шляпа – пчела

рыба – пожар

пила – яичница

Детям сказали, что будут прочитаны пары слов, которые они должны будут запомнить. Работа проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Результаты исследования приведены в таблице.

Фио ребёнка

Объём смысловой памяти

Объём механической памяти

Количество слов

первого ряда (А)

Количество

запомнив-

шихся слов

(В)

Коэффициент

смысловой памяти

C=B/A

Количество слов

второго ряда (А)

Количество

запомнив-

шихся слов

(В)

Коэффициент

механической памяти

C=B/A

Даша К.

10

5

0,5

10

4

0,4

Настя О.

10

7

0,7

10

3

0,3

Алина Б.

10

6

0,6

10

1

0,1

Настя К.

10

8

0,8

10

2

0,2

Саша С.

10

9

0,9

10

5

0,5

Полина М.

10

5

0,5

10

3

0,3

Марина М.

10

8

0,8

10

6

0,6

Даниил С.

10

6

0,6

10

4

0,4

Дмитрий К.

10

5

0,5

10

1

0,1

Егор Ч.

10

10

1

10

2

0,2

Обработав результаты, мы увидели, что первый ряд слов дети запоминают проще, чем второй так как в нем присутствует смысловая логика, но даже здесь дети не смогли запомнить все слова. Нами было предложено провести упражнение «Придумай слово».

Целью данного упражнения является тренировка объема памяти младших школьников.

Учитель кидал детям мяч и говорил звук, а они должны были придумать как можно больше слов на этот звук. (Например: «С»- солнце, сад, собака, слон и т.д.)

После этого упражнения мы провели повторную диагностику и заметили, что детям стало гораздо проще запоминать первый ряд слов и слова из второго ряда.

Таким образом, Методика изучение логической и механической памяти является эффективной и полезной для развития и улучшения умственных способностей. В ходе исследования были использованы различные упражнения и техники, направленные на тренировку логического мышления и механической памяти.

С использованием этой методики были достигнуты следующие результаты:

1. Повышение уровня концентрации. Упражнения, связанные с логическим мышлением и механической памятью, требуют от участников сосредоточенности и внимания к деталям. Повторение и запоминание различных шаблонов или последовательностей способствует развитию способности удерживать внимание на задаче.

2. Улучшение способности к анализу и решению проблем. Логическое мышление требует умения разбивать сложную задачу на более простые части и анализировать их. Участники методики развивают навыки проблемного мышления, которые могут применять в различных сферах жизни.

3. Развитие оперативной памяти. Частое повторение упражнений позволяет тренировать оперативную память, что ведет к улучшению запоминания и воспроизведения информации.

4. Улучшение скорости и точности обработки информации. Систематическое тренирование механической памяти позволяет улучшить скорость чтения, распознавания и запоминания символов или последовательностей.

5. Повышение самоорганизации и планирования. Методика способствует развитию навыков организации и планирования работы над задачами. Участники учатся эффективно распределять свое время и ресурсы для достижения максимальных результатов.

Методика «изучение логической и механической памяти» эффективна для развития различных сторон мышления и способствует улучшению когнитивных способностей. Регулярное использование методики может принести значительные пользу как в учебной, так и в повседневной жизни.


Список литературы:

1. Александрова Н.А. Память младших школьников на уроках русского языка: методика развития. Москва: Издательство "Просвещение", 2005.

2. Волкова Л.И. Современные приемы развития памяти учащихся начальной школы. Москва: Издательство "Дрофа", 2012.

3. Горбов В.А., Терехова Л.Д. Методика развития памяти на уроках русского языка в начальной школе. Москва: Издательство "Просвещение", 2008.

4. Дубровская О.А. Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка. Москва: Издательство "Дрофа", 2010.

5. Зайцева Е.В. Методика развития памяти на уроках русского языка в младшей школе. Москва: Издательство "Бином", 2015.

6. Игнатьев Д.С. Развитие памяти на уроках русского языка в начальной школе. Москва: Издательство "Просвещение", 2006.

7. Красильникова О.Н. Память младших школьников на уроках русского языка: теория и практика. Москва: Издательство "Дрофа", 2014.

8. Левинская Л.М. Развитие памяти у младших школьников. Москва: Издательство "Просвещение", 2007.

9. Медведева Т.А., Петрова И.В. Методическое пособие по развитию памяти на уроках русского языка в начальной школе. Санкт-Петербург: Издательство "Лань", 2011.

10. Некрасова О.В. Приемы развития памяти учащихся начальной школы на уроках русского языка. Москва: Издательство "Дрофа", 2016.

11. Олейникова Л.А., Казарян М.И. Развитие памяти младших школьников на уроках русского языка. Москва: Издательство "Просвещение", 2013.

12. Разумовская Н.В., Терехова Л.Д. Память младших школьников и ее развитие на уроках русского языка. Москва: Издательство "Дрофа", 2009.

13. Смирнова О.П. Методика развития памяти младших школьников на уроках русского языка. Москва: Издательство "Просвещение", 2008.

14. Титаренко Ю.А. Приемы и методика развития памяти младших школьников на уроках русского языка. Москва: Издательство "Бином", 2017.

15. Чернышева Е.В. Развитие памяти учащихся начальной школы на уроках русского языка. Москва: Издательство "Дрофа", 2018.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области