Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности, средства и способы развития художественно-образного мышления у студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства

Целью статьи является раскрытие особенностей, средств и развития художественно – образного мышления студентов педагогического колледжа в процессе практических занятия занятий ДПИ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Гладышева Елена Владимировна,

ГАПОК СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»

Особенности, средства и способы развития художественно-образного мышления у студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства

На сегодняшний день проблема развития художественно-образного мышления студентов педагогических колледжей является одной из самых актуальных, стоящих перед педагогами. Большинство студентов не могут составить композицию эскиза, грамотно выделить композиционный центр, выстроить колорит, и т.д.

Будущему педагогу необходимо во время обучения в колледже не только приобрести необходимые для ведения практической работы знания, умения и навыки, но и развить способность к творческому преобразованию педагогической действительности. Для этого, в процессе обучения, необходимо развитие профессионального вида мышления у студентов.

Рассматривая процесс подготовки педагогов с точки зрения их практической деятельности на занятиях ДПИ, мы уделяем внимание формированию специального компонента профессионального мышления педагога, одним из важнейших аспектов которого является художественно-образное мышление.

Таким образом, целью данной статьи является раскрытие особенностей, средств и развития художественно – образного мышления студентов педагогического колледжа в процессе практических занятия занятий ДПИ.

Образное мышление и творческое воображение в искусстве являются фундаментом создания авторской работы, претворения в жизнь творческих идей, замыслов, ассоциаций в художественный образ.

Для создания художественного образа у студентов необходимо развивать такое качество восприятия, как наблюдательность. Многие художники, при написании картин используют собственные наблюдения. Творческая деятельность невозможна без наблюдения, которое позволяет заметить в природе то, что затем ложится в основу художественных произведений. Отсутствие наблюдений в изобразительной практике делает невозможность образа.

В процессе творчества возникнет чёткий художественный образ, на первый план выходит задача его детального наполнения правдивыми элементами, подробностями, особенностями начинаются поиски достоверных обстоятельств, жизненных типажей, характеристик. Разрабатываются эскизы, происходит накопление подготовительного материала, поиск натуры. Подчиняемое творческому замыслу, восприятие пытается отыскать вокруг себя подходящий образ, оно имеет конкретную цель, направленную на решение определённой проблемой, автор устремлен на поставленный результат, его разум, а вместе с ним и зрительная способность находятся в постоянном оживленном поиске свежих впечатлений, способных развить и обогатить общую концепцию образа воображения. Развитое визуальное восприятие, художественно-эстетическое видение способствуют как подготовке основы для появления художественного образа, также и в его формирование, развитие, насыщении подробностями и наконец, в претворение в жизнь творческого замысла в материале.

Умственные, созидательные способности человека, его образное мышление неотделимы в творческом процессе от его личных качеств, фантазии, интуиции, чувств, эмоций и образуют целостную систему, обусловливающую его талант. С помощью мышления автор создает свои творения, опираясь на разнообразные впечатления, перерабатывая повседневный опыт в художественный замысел. Подобная способность к мысленной переработке эстетических образов взятых из реального опыта и по представлению снова подводит нас к творческому воображению.

Формирование замысла может осуществляться не только умозрительно, но и в процессе непосредственной работы с изобразительным материалом. Без глубокого, серьезного замысла не может быть подлинного искусства, глубокого, содержательного и волнующего.

То, что связывает разрозненные процессы познания мира, объединяет их в единое целое, является память.

Развитие визуальной памяти для решения задач изобразительного искусства, т.е. художественной памяти, подразумевает целенаправленное наблюдение и сортировку полученных визуальных впечатлений с эстетических позиций. Здесь опять возникает вопрос о зрительном восприятии. Наблюдение, подкреплённое интересом, может наполнить память бесценным материалом для отображения в его творческом воображении пластического решения мотива, основы искомой композиции, жизненных подробностей и элементов, сюжетной завязки.

Целенаправленные и планомерные упражнения в рисовании по памяти и представлению обогащают сознание ученика опытом воспроизведения существенных в изобразительном плане качеств и характеристик данного объекта, в том числе и в конкретных условиях наблюдения. Постоянные упражнения дают возможность закрепления и развития навыков запоминания, развивают способности зрительной памяти рисующих, тренируют волю и концентрацию внимания на конкретной цели занятий, повышают интерес учащихся к учебному процессу и к изучаемому материалу. Все это неизбежно способствует воспроизведению в представлениях памяти гораздо более обогащенных и полных образов увиденного, изученного, понятого. Таким образом, визуальное восприятие выступает основным профессиональным «инструментом» ученика на уроке изобразительного искусства. Взаимосвязь разных видов искусства (изобразительного искусства, литературы, музыки) обогащает эстетические впечатления учеников. Целенаправленное ознакомление их с литературой способствует формированию образного мышления. Произведения разных видов искусств, преломляясь через творческое «я», способствуют художественно-образному освоению человеком мира. Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыт человека, способствующая восстановлению и укреплению связей между поколениями. Искусство формирует мир человека, дает ему этот социальный опыт, является тем стимулирующим фактором, благодаря которому обогащается жизнь всего общества в целом. Из всего выше сказанного можно обобщить словами И. Даля, он отмечал, что понятие образ древнее, означавшее внешний вид, облик предмета. Художественность же – это мера эстетической ценности произведения искусства, степень красоты. Таким образом, художественный образ, выступает как фундамент для эстетики, искусствознания, характеризуется как специфический для художественного творчества «форма и способ освоения жизни, язык искусства, выражение чувств и мыслей художника»


Список используемой литературы

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 2010

2.Сокольникова Н.М. Основы композиции. 3 часть. -Обнинск: Титул, 1996.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области