Сценарий интеллектуальной игры в подготовительной к школе группе.
Тема: Познавательная игра «АБВГДейка».
Подготовила: Самойлова Анна Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории
(МДОУ "Детский сад №25" г. Ярославль).
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в игровой форме.
Задачи:
1 Развивать внимание, умение слушать и слышать инструкцию и точно воспроизводить её.
2 Формировать мыслительные процессы в ходе выполнения задания.
3 Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
4 Закреплять умение делить слова на слоги, определять их количество.
5 Закреплять знания о гласных и согласных звуках. Закреплять умение определять первый звук в слове, дифференцировать звуки.
6 Закреплять понятие «предложение». Закреплять умение составлять предложение из предложенных слов.
7 Формировать фонетический слух, звуко-слоговой анализ и синтез.
8 Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
9 Воспитывать умение работать в коллективе.
Виды детской деятельности:
Методы и приёмы:
Оборудование (дидактический материал):
Ход игры:
Воспитатель:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу!
Ребята, я знаю, что вы любите играть в различные познавательные игры. Хотите сегодня сыграть ещё в одну интересную и познавательную игру? (Ответы детей)
Тогда я предлагаю вам принять участие в игре, которая называется «АБВГДейка». Как вы думаете, что это за игра и чему она будет посвящена? (Ответы детей)
Да, эта игра не зря называется «АБВГДейка», и посвящена она будет знанию букв и звуков.
Чтобы знания показать,
Предлагаю поиграть.
Проходите, пожалуйста, за игровой стол, каждый занимает своё место, там, где указано ваше имя. Перед вами игровой барабан, разбитый на сектора с цифрами и стрелкой, которая обозначает номер конверта с заданием.
Барабан скорей крутите,
Да за стрелочкой следите,
Стрелочка, остановись,
Задание появись!
Мы конвертик открываем
И задание читаем.
На доске вы видите слово, которое нужно будет открыть и прочитать. Каждое правильно выполненное задание, дает право открыть одну букву в слове.
Порядок вращения барабана мы определим тоже с помощью нашего игрового барабана.
(Воспитатель вращает барабан и определяет последовательность участников игры)
Воспитатель:
Последовательность вращения барабана мы определили, можно начинать игру. Вы готовы?
(Ответы детей).
(Дети по очереди вращают игровой барабан и выбирают номер конверта с заданием. По выполнению каждого задания, можно открыть одну букву в слове (на доске). На барабане есть значок «музыкальная пауза» и «+», который дает право открыть букву без выполнения задания. Как только все задания будут выполнены, на доске открывается слово – «АЛФАВИТ»).
Сектор № 1 (конверт 1): речевая игра «Весёлые рифмы»
В этом конверте находится игра, которая называется «Весёлые рифмы».
Что такое рифма? (Ответы детей).
Рифма – это слова, заканчивающиеся одинаково.
Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать
Любые слова говорите вы, ладно?
Но только такие, чтоб вышло всё складно.
1 Очень громко плачет мальчик -
Он стеклом поранил .....( пальчик ) .
2 Дымится в миске кашка,
А с чаем стоит .... ( чашка ).
3 Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке .... ( каша ).
4 В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала ...( шишка ).
5 В огороде вырос лук,
А на грядке ползал .... ( жук ).
6 У меня тяжёлый груз,
Я несу домой .... ( арбуз ).
7 Побывали мы в лесу,
Увидали там .... ( лису ).
8 Села у окошечка,
Серенькая .... ( кошечка ).
Молодцы! Справились с заданием. Можно открыть любую букву в слове на доске.
(Дети открывают одну букву в слове)
Сектор 2 (конверт № 2): дидактическая игра «Собери ромашку»
В этом конверте находится игра «Собери ромашку». Разделитесь, пожалуйста, на пары. Пока звучит музыка, каждая пара должна собрать свой цветок. Эти ромашки не простые, у каждой серединка определённого цвета (синяя, зелёная, красная), а на лепесточках поселились картинки. Кто догадался, что обозначают серединки цветов и каким образом мы их будем собирать?
(Ответы детей).
(Дети собирают ромашку, согласно инструкции: синяя серединка – лепестки с картинками на твёрдый согласный звук, зелёный – лепестки с картинками на мягкий согласный звук, красная – лепестки с картинками на гласный звук)
Сектор № 3: «Музыкальная пауза»
(Также дает право открыть любую букву в слове).
Сектор № 4 ( конверт 4): речевая игра «Буква заблудилась»
В этом конверте находится игра «Буква заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
Я буду вам читать стишок, а вы должны заменить букву – озорницу на правильную, чтобы получилось верное слово.
(Дети слушают, находят неверное слово, произносят в этом слове правильную букву, и показывают её на карточке).
1 Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» «З»
2 Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. «Г»
3 Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. «Т»
4 Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку. «К»
5 Мы собираем васильки,
На голове у нас щенки. «В»
6 Писем мы не написали:
Ручку целый день искали. «Р»
7 Сели в ложку и айда!
По реке туда – сюда! «Д»
8 Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. «Ж»
Вот какие озорные буквы, но вы все справились, можете открыть ещё одну букву в слове.
(Дети открывают букву)
Сектор № 5 (конверт 5): ребусы «Расшифруй слово»
В этом конверте спрятались ребусы. каждый из вас должен отгадать, что за слово зашифровано на карточке и найти слово – отгадку.
(Дети отгадывают ребусы и находят слова – отгадки)
Все ребусы разгадали. Открывайте букву.
(Дети открывают букву в слове на доске)
Сектор № 6: «Сектор плюс».
(Даёт право открыть любую букву в слове, без выполнения задания).
Сектор № 7 (конверт 7): дидактическая игра «Буквы рассыпались»
Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. В задании, которое находится в этом конверте, нужно не просто отгадать загадку, но и составить это слово с помощью магнитных букв на доске.
(Дети отгадывают загадки и составляют слово – отгадку на магнитной доске).
ЗАГАДКИ.
Живут на страничке
33 сестрички.
Кто их будет помнить, знать
Тот научится читать!
(БУКВЫ)
Нарисую солнце, речку,
Кран строительный, овечку,
Маму, радугу и дом
Помещу в один .... (АЛЬБОМ).
Корешок есть и листок,
Но не куст и не цветок.
Всё доходчиво расскажет
И картиночки покажет.
(КНИГА).
Чтоб не потерялись, кучкой
Карандашики и ручки,
Ластик, скрепки – всё собрал
Красивый новенький ....(ПЕНАЛ).
Всё у вас получилось. Молодцы! можно открыть ещё одну букву.
(Дети открывают ещё одну букву в слове)
Сектор № 8 (конверт 8): «Назови картинку. Составь звуковую схему»
В этом конверте находится, как мне кажется, самое сложное задание нашей игры. На этих карточках вы видите картинку и под ней пустые квадратики. Как вы думаете, какое задание вам нужно будет выполнить?
(Ответы детей)
Вам нужно назвать картинку и составить правильно звуковую схему к этому слову.
(Дети работают с дидактическими карточками)
Молодцы! И с этим заданием справились. Осталось открыть последнюю букву.
(Дети открывают последнюю букву в слове0
Прочитайте все вместе это слово.
(Дети читают слово «алфавит»)
Предлагаю закончить игру весёлой песенкой про алфавит.
Дружно песню подпевайте,
Алфавит наш вспоминайте!
(Дети поют под фонограмму песенку про алфавит)!!!