Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112»
Фольклорно-музыкальное развлечение
для детей 5-6 лет
«Осенние посиделки»
Составила – Коршунова Л.В.
Рязань
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей 5-6 лет «Осенние посиделки»
Цель:
Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию
Задачи:
• Развивать интерес к народному фольклору.
• Познакомить детей с устным и музыкальным русским народным творчеством. • Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
• Вызывать положительные эмоции, радостное настроение, желание петь, плясать, играть – развлекаться.
Предварительная работа:
Беседы: «Осенины»- осенние посиделки, что это? Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Две хозяюшки народном костюме (2 воспитателя).
• Домовенок Кузя – (Старший мальчик);
• Дети в русских народных костюмах;
• Баба Яга – (воспитатель или родитель).
Словарная работа: Осенины, осенние посиделки, горница, котомка, прясть, прялка ярмарка.
Ход развлечения:
(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию «Светит месяц» входят напевая песню две хозяюшки Марфа и Акулина)
I. Светит месяц, светит ясный
Светит белая луна
Марфа вместе с Акулиной Пригласили вас сюда
II.Будем дружно веселиться
Песни петь, плясать, играть Посиделки «Осининины»
Будем радостно встречать
Марфа и Акулина --- говорят вместе
Здравствуйте, гости дорогие,
Желанные, долгожданные. Милости просим к нам в горницу на «Осенины»!
(Историческую справку родителям рассказывает Акулина) Акулина: Осенние посиделки на Руси начинались сразу после окончания осенних работ на полях и огородах. Посиделки могли быть праздничными и будничными. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и разные волшебные истории, пели особые песни.
Праздничные посиделки были многолюднее, как правило, на них почти никогда не работали, а только пели, плясали и играли в игры. И конечно, никакие посиделки не проводились без угощения и чаепития. У на сегодня праздничные осенние посиделки, в народе их называли - «Осенины»
Акулина- Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Марфа- Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Акулина - Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тот час!
Марфа: Что-то мало в нашей горнице гостей,
Позову-ка к нам милых детей!!!!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
«Осенины» отмечать!
(Звучит русская народная музыка, входят дети)
Акулина: Проходите, веселья вам да радости!
Девочка (с караваем): Спасибо, Хозяюшка!
Нам начинать досталась роль,
Мы принесли вам хлеб да соль!
1. Ребенок:
Хлеба нынче вволюшку,
Хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку,
Как гнётся колосок (отдают Хозяйке каравай ).
Акулина:
Давно мы вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Чтоб сейчас повеселиться -
Надо было потрудиться
Осенний урожай собрать,
В закрома всё убрать
2. Ребенок: (Даёт корзинку с овощами хозяйкам)
Для русских вкусных щей
Принесли мы овощей.
Хоровод свой заведём и про овощи споём
«Огородная –хороводная» - хоровод с пением и движением
Марфа: Занимайте, люди добрые на лавках места удобные! Всем найдётся и теплое местечко у печки, и ласковое словечко!
(Рассаживают детей)
3. ребёнок
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
Акулина:
Марфа, что есть в печи – всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты – тем и рады.
Марфа: Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать, умей и угощать.
Марфа:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
3.Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Акулина: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком…
Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались: и спляшем ка русскую плясовую!
4.Ребенок :
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Мы хотели б вам сплясать.
Танец: «Русская плясовая»
Акулина: Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)
Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Акулина: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Акулина: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).
Здравствуйте народ частной
Я Кузьма не простой
Домовёнок, во-о-о какой! (Показывает палец в верх)
- Домовые мы людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, хозяев величаем. Авы кто такие?
(Все дети по очереди здороваются с Кузей и представляются)
Кузя: Ух ты, вот, здорово! Выходит, что я теперь
вас всех знаю. Так и быть, оставайтесь. Слушайте мои небылицы и загадки. У меня их много.
• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад - это просто... (листопад)
• Пусты поля, золотые леса, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
• Тучи закрывают горизонт – будет дождь. Мы взяли…. (зонт)
Кузя:
А вот вам ложки- выбирайте,
Для забавы поиграйте!
(Детям раздают ложки).
5.Ребенок:
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
6.Ребёнк:
У нас ложечки резные,
Хохломские, расписные.
И похлёбку хлебать
Да и песню сыграть.
«Ах, вы сени мои сени» - игра на ложкарей
Кузя: На ложках вы хорошо играете, а в игры народные любите играть?
Рус. нар. игра «Чепуха» Кузя водящий раздаёт картинки с предмет из утвари «Русской избы». Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:
- На чем летал? - На метле. - Что ты утром съел? - Чугунок. - Чем кашу ел? - Кочергой. - Чем ты сегодня умывался? - Лаптем
Кузя: Лаптями не умываются, а что с ними делают?
Дети: Мы танцуем.
Хоровод-инсценировка песни «Во деревне то было Ольховке»
Марфа:
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Р.н. игра «Перетяни канат»
Акулина: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали! Что-то, Кузенька, ты не весел, буйну голову повесил?
Домовенок Кузя: Заскучал я по бабулечке своей, да по родному домику! Ох!
Бабушка Настасья: А кто же твоя бабулечка!
Кузя: Да известно кто, бабулечка Ягулечка! А домик родной – это та, на курьих ножках, трухлявенькая!
(Играет музыка и выходит Баба Яга)
Баба Яга:
Я, не даром к вам спешила, торопилась в детский сад
Свой костюм, не даром шила, весь в листочках мой наряд.
Я - баба Яга современная, сердечная, не вредная.
Я в сказочном лесу живу, песни я пою, пляшу.
А сейчас я внука своего ищу, вы не видели его!
Акулина: А каков он из себя?
Баба Яга: Да видный такой из себя мужчинка, весь в меня, такой же красавец! Круглолиций, с конопушками, волосенки рыжие, лохматые! Мой портрет!
(Радостная встреча бабы Яги с внуком.)
Танец домовенка Кузи с Бабой Ягой
Марфа: Ну, рассмешили, ну, развеселили! А теперь поиграй с детьми.
Игра – «Бабка-Ёжка»
(Баба-Яга садится за прялку, а дети вокруг неё ходят и поют)
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
Целый день она прядёт,
Никто к бабке не идёт.
Ты куделю не пряди,
Лучше нас догони! (Баба-Яга бежит за детьми)
Марфа: Баба Яга, а что в котомочке твоей? Покажи нам поскорей!
Баба Яга:
Я к вам пришла не с пустыми руками. Пришла с гостинцами с пирогами
Баба Яга: Да вроде все, ничего не позабыла! (роется в своей котомке, вытаскивает подарки для детей).
Кузя: Ай, да, бабулечка - Ягулечка, ай, да, молодец!
Всех развеселила! Да всех одарила!
Баба-Яга: Но пора и честь знать!
Заигрались, загулялись,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки
Хозяюшкам поклониться!!
7. Ребенок:
Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,
А теперь, давай, вместе, с пирогами чай попьем!
(Дети встают полукругом перед ними поставить гостями, и поют заключительную песню!)
Песня «Русский чай»
музыка и слова А. Фроловой
8. Ребёнок
Если у кого- то праздник,
Среди угощений разных
Непременно за столом
Вас побалуют чайком.
9. Ребёнок
Чай с вареньем,
Чай с печеньем,
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом
Соберет всех за столом.
10. Ребёнок
Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!
Акулина: Вот так веселился народ в старину. А мы к столу всех приглашаем Пирогами угощаем! Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Всех угощают чаем с пирогами.
Журнал |